Статья:

ПРОСТРАНСТВО ЮГА РОССИИ: ФРОНТИРНЫЙ ДИСКУРС

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Философия

Выходные данные
Андреева А.А. ПРОСТРАНСТВО ЮГА РОССИИ: ФРОНТИРНЫЙ ДИСКУРС // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(67). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОСТРАНСТВО ЮГА РОССИИ: ФРОНТИРНЫЙ ДИСКУРС

Андреева Арья Александровна
научный сотрудник, лаборатория «Комплексных буддологических исследований», Калмыцкий государственный университет, РФ, г. Элиста

 

Аннотация. В современном научном дискурсе все больше актуализируется пространственная проблематика. Уделяется особое внимание понятию социокультурное пространство. Во многом это связано как с междисциплинарностью феномена пространства (происходит взаимопроникновение философии, социологии, культурологии и географии), так и с усиливающимися межкультурными контактами, кардинально изменившими глобальный культурный ландшафт.  Особое место в данном дискурсе занимает концепция «фронтира».

Следует отметить, что фронтир – комплексный, многогранный феномен, включающий в себя не только экономико-географические, хозяйственно-исторические, но и философско-культурологические, духовно-ментальные аспекты. Фронтир – это контактная зона, это особая форма культурного диалога, это процесс и результат социального конструирования пространства. Именно данные факторы аспекты обуславливают социально-философские и культурологические аспекты концепции фронтира.

 

Ключевые слова: буддизм; религия; современный мир; глобализация; глокализация; толерантность; Восток.

 

Следует отметить, что фронтир — комплексный, многогранный феномен, включающий в себя не только экономико-географические, хозяйственно-исторические, но и философско-культурологические, духовно-ментальные аспекты. Автор данной статьи подходит методологически к фронтиру, как  к особой форме культурного диалога, к процессу пограничья и результату как к социальному конструированию пространства.

Как известно, в конце XIX века американский историк Фредерик Тернер (Frederick Jackson Turner) предложил концепцию "фронтира" для анализа европейских колоний и в первую очередь США. Его первая работа была посвящена именно США: "The Significance of the Frontier in American History" ("Значение границы в американской истории"), ее он представил в докладе для Американской исторической ассоциации (American Historical Association) в 1893 году в Чикаго. В 1920 году Ф. Тернер выпустил сборник статей "Фронтир в американской истории", в котором были собраны его работы по колонизации и освоению Америки. Под фронтиром исследователь понимал границу между освоенными и неосвоенными землями [1]. В процессе продвижения колонисту приходилось адаптироваться к непривычной окружающей природной и культурной среде. В результате взаимодействия различных культур формируется новая.

Именно данные факторы обуславливают социально-философские и культурологические аспекты концепции фронтира и ее когнитивный потенциал. В данном контексте представляется актуальным обращение к фронтирному подходу при анализе исторических и этнокультурных процессов, протекавших и протекающих на Юге России, в том числе в истории калмыцкого этноса.

Многообразие фронтиров, сложность их типологии и структурирования требует применения компаративистского подхода в исследовании культурно-исторических процессов. Выделение новых типов фронтирных отношений (в данном случае «калмыцкого фронтира»), не укладывающихся в рамки классической теории фронтира, позволят расширить возможности применения фронтирной теории к разным сценариям исторического развития культурного диалога. Выявляя разные стадии культурных отношений, общее и особенное в каждом конкретном случае, можно прогнозировать дальнейшее развитие региона, и в некоторой степени скорректировать его путем эффективной этнокультурной и социально-экономической политики на Юге России.

Фронтир не является инструментом протоколирования конкретно-исторических явлений. Это понятие вообще не операциональное, а методологическое. Фронтир следует рассматривать как новый способ сборки исторического как такового. Это один из форматов самопонимания истории и как науки, и как длящегося человеческого опыта. В этом плане этнические истории, в том числе калмыцкого этноса – притягательны и актуальны.

Понимание фронтирного взаимодействия, в широком смысле слова, стало означать контакт (с последующими взаимными реакциями) носителей языков, идей (религий), технологий, типов хозяйствования. Многие исследования в области этнологии, социальной антропологии, культурологии, лингвистики построены именно на идее существования множественных «фронтиров».

Особого внимания при анализе фронтира и его роли в становлении культурного ландшафта имеют культурно-географические аспекты. В ходе освоения пространства формируются определенные модели и практики  человеческой деятельности. Эти модели имеют культурную детерминированность. Каждая культура формирует свой особый «адаптированный» образ реальности и пространства. Таким образом, можно говорить о ментальном, культурном измерении пространства.

Культурное пространство – это особый коммуникационный универсум, где коммуникации между локальными культурами осуществляются в процессе диалога между ними. При этом диалог, взаимопроникновение являются не только способами взаимодействия культур, но и непременным условием их развития.

Культурное пограничье, культурный фронтир, обеспечивая диалогичность культурного пространства, предполагает наличие Другого Я, наличие границ между Своим миром и миром Чужого. Социокультурная граница включает представление о бинарной структуре жизненного пространства.

Применение фронтирной методологии к ряду территорий дало интересные результаты, возросла эпистемологическая роль фронтирной теории. Идея фронтира получила новое осмысление и развитие. Фронтир перестал пониматься только как пограничная территория между дикостью и цивилизацией. Фронтир стал рассматриваться как территория между «Своими и Чужими», как разлом цивилизаций, как контактная диалоговая зона встреч различных культур. Появились новые варианты типологии фронтира.

В целом же рассмотрение истории России через историю фронтира в ее восточных пределах создает важную исследовательскую перспективу. В России, же несмотря на традицию самодержавия, заимствованную из Византии, влияние фронтира было значительно выше. Сама Москва в большой степени была наследницей Золотой Орды и считала себя таковой. В отличие от западных рубежей России, на юге и востоке применялась совершенно иная терминология и политика по отношению к местному населению. В некоторых местах — как Северный Кавказ, например — это продолжалось вплоть до конца XIX в. На фронтире России народы, с которыми сталкивалась Москва, а затем Петербург, должны были немедленно признавать себе поддаными царя (давать шерть), представлять собой заложников (аманаты), выплачивать ясак, как в Сибири, либо поставлять военные отряды для войн против врагов России. Россия здесь следовала традициям и терминологии Золотой Орды и ее Чингисидских наследников.

Возможность применения концепта фронтир к анализу российской истории убедительно доказана историографической практикой. Фронтир результативно применяли и применяют для исследования расширения границ Российского государства и колонизационных процессов как в масштабе национальной истории, так и для анализа прошлого отдельных регионов.

Как Московское государство, так и Российская империя были классическими фронтирными образованиями в своих восточных и южных пределах. В Кремле и в Петербурге огромные пространства Азии представлялись большей частью как пустые земли, или незаселенные, или населенные примитивными кочевыми, полукочевыми и в целом несуверенными племенными образованиями. По мере продвижения на восток, юго-восток и юг Россия оставалась фронтирным государством до столкновения с границами или пограничными претензиями подобных себе имперских образований (в частности, Османской, Персидской и Китайской империй).

Необходимо отметить, что единая концепция фронтира не сформулирована. Скорее, это своеобразные «авторские теории», каждая из которых дополняет друг друга. В научной литературе можно найти много определений понятия «фронтир», но нет единого терминологического аппарата.  В рамках исследований появляются все новые дефиниции:  фронтирная зона, фронтирная ситуация, религиозный фронтир и другие, которые сам автор концепции Тернер не употреблял. 

В рамках проблемы фронтира рассматривается  большое количество вопросов: исторические условия формирования фронтира, темпы формирования, вопросы экономического, политического, культурно-конфессионального характера. 

 

Список литературы:
1. Turner F.Y. The Frontier in American History. N.Y.:  Henry Holt and Company, 1920. – 394 p.
2. Turner F.Y. “Russiaought to have its frontier interpretation” – letter to A.H. Buffinton, 27 Oct. 1922. // Billington R.A. Frederick Jackson Turner: Historian, Scholar, Teacher. NY, 1973.
3. Treadgold D.W. Russian Expansion in the Light of Turner’s Study of American Frontier // Agricultural History 1946. № 4. P. 147–152.
4. Lantzeff G.V., Pierce R.A. Eastward to Empire. Exploration and conquest on the Russian open frontier, to 1750. Montreal–London, 1973. P. 93–140.
5. Sumner B.H. Survey of Russian History. NY, 1947. P. 31–47.
6. Lantzeff G.V. Siberia in the Seventeenth Century. A Study of the Colonial Administration. Berkeley and Los Angeles, 1943.
7. Зберовская, Е.Л. Социокультурные аспекты освоения Сибири в контексте теории фронтира / Е.Л. Зберовская // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2013. –№ 12. – С. 280–285.
8. Панарина, Д.С. Граница и фронтир как фактор развития региона и/или страны / Д.С. Панарина // История и современность. – 2015. – № 1. – С. 15–41.
9. Baeva, L.V. South-Russian and Siberian Frontier: Analogies and Specific Character / L.V. Baeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2015. – Vol. 8. – Issue 5. – P. 994–1002.
10. Якушенков С.Н. In Frontier we Trust // Журнал фронтирных исследований // 2019. №3.