Философия как метафизика, ее характерные черты и основные модусы
Секция: Онтология и теория познания
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Философия как метафизика, ее характерные черты и основные модусы
PHILOSOPHY AS METAPHYSICS, ITS CHARACTER FEATURES AND MAIN MODUSES
Rafael Burkhanov
doctor of philosophy, professor, Surgut State University, Russia, Surgut
Olga Nikulina
candidate of philosophy, associate professor, Surgut State University, Russia, Surgut
Аннотация. В статье рассматривается ракурс философии как метафизики, выявляются характерные черты метафизического мышления, анализируются его основные модусы – метафизика трансцендентного и метафизика трансцендентального. Особое внимание уделяется исследованию особенностей трансцендентальной метафизики.
Abstract. The article considers the foreshortening of philosophy as metaphysics, reveals the characteristic features of metaphysical thinking, analyzes its basic modes - the metaphysics of the transcendental and the metaphysics of the transcendental. Particular attention is paid to the study of the peculiarities of transcendental metaphysics.
Ключевые слова: философия; метафизика; мир; человек; трансцендентальное; трансцендентное; трансцендентальный субъект.
Keywords: philosophy; metaphysics; world; man; transcendental; transcendent; transcendental subject.
Философия (от греч. φιλία – любовь, стремление; σοφία – мудрость) – область рационального познания и форма общественного сознания, где главным является выявление и анализ разнообразных способов взаимоотношения субъекта и объекта. Зародившись в VII–VI вв. до н. э. в ранних цивилизациях Индии, Китая и Греции, она конституировалась как теоретическая форма мировоззрения. Философия вырабатывает систематизированное знание об основаниях и фундаментальных принципах бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках природы, общества и мышления. Она стремится создать общую картину мира и показать место и роль человека в мироздании.
Ядром любого философского учения является метафизика (от греч. μετά τά φυσικά – то, что после физики), которая изучает сверхчувственные основания бытия или определенного его вида [1]. Рассуждая о принципах и условиях философствования, метафизика стремится постигнуть бытийную сущность мира. Ее предметом являются предельные основания мироздания: бытие, небытие, Бог, природа, материя, сознание, душа, жизнь, смерть, бессмертие, истина, счастье, свобода и т. д.
Традиционно метафизика, как онтология Бога, мира и человеческой экзистенции, всегда изучала сущее как таковое. Она подразделялась на учение о самом сущем (онтология), учение о сущности мира (космология), учение о человеке (философская антропология) и учение о существовании и сущности Бога (теология). Первоначальный предмет и проблемная область метафизики – это знание о существенной, необходимой, всеобщей и универсальной связи мироздания. Но не сама по себе всеобщая связь, данная в нашем конкретном опыте, а происхождение и формы знания об этой внеэмпирической и необходимо мыслимой целостности, составляет подлинный предмет метафизики [2].
Категории метафизики – не формулы или обобщения свойств определенных фрагментов реальности, а понятия особого рода. Метафизические рассуждения схватывают мировое целое, в них представлены предельные значения и смыслы понятий о фундаментальных свойствах мироздания. Но они также охватывают познающего человека, поскольку в метафизических высказываниях отражаются условия его существования.
В Античности и Средневековье в недрах платонизма и христианского платонизма сформировалась метафизика трансцендентного, для которой был характерен онтологический дуализм посюстороннего и потустороннего миров. Отвергая эти догматические построения, в Новое время в недрах критической философии сформировалась метафизика трансцендентального, для которой был характерен гносеологический дуализм явления и вещи в себе, феномена и ноумена.
Следовательно, в истории европейской мысли можно выделить два модуса метафизики [3]. Первый модус начинается с открытия Парменидом мета-физической реальности Единого и ее дифференциации от физической реальности Многого. Метафизика элеатов выступает как исследование сущего, как поиск первоначал бытия. Парменидом был задан онтологический модус метафизики, или онтологическая мета-физика, которая была развита в трудах Платона, Аристотеля и других мыслителей Античности и Средневековья.
Второй исторический модус метафизики связан с эпистемологическим поворотом новоевропейской философии, занимающей по отношению к вопрошанию Античности («Что такое метафизика?») рефлексивную мета-позицию. И. Канта интересует уже не столько факт наличия метафизики, сколько основания этого факта, условия ее возможности, т. е. ответ на вопрос: «Как возможна метафизика?».
В классической метафизике от Р. Декарта до И. Канта складываются две ее разновидности: metaphysica generalis т. е. онтология, предметом исследования которой является сущее само по себе, и metaphysica specialis, т. е. психология, космология и естественная теология, предметом изучения которых, соответственно, выступают человек («Я»), природа («Космос») и «Бог».
Если классическая античная традиция исходит из понимания метафизики как деятельности эмпирического субъекта, то классическая новоевропейская традиция исходит из понимания метафизики как деятельности трансцендентального субъекта. Сама же метафизика от исследования сущего, т. е. объекта, переходит к исследованию существа, т. е. субъекта, изучающего это сущее. Тем самым метафизика Нового времени из онтологии превращается в гносеологию, она определяется теперь как наука о трансцендентальных принципах и условиях познания (И. Кант).
В критической философии речь идет о формировании особого трансцендентального метода, который имеет своей основной целью изучить условия и возможности мыслить данные эмпирических наблюдений [4], метода, без которого немыслимо само создание трансцендентальной метафизики.
Но что же тогда следует понимать под трансцендентальной философией и трансцендентализмом в целом? В чем сущность указанного явления и каковы критерии, по которым учение следует зачислить в разряд трансцендентальных?
Трансцендентализм – это определенная культурно-историческая традиция философствования, в которой находит свое выражение мысль об антропологических истоках и априорных основаниях всех возможных размышлений о бытии, космосе и человеке. Она имеет дело не с человеком во всей полноте его теоретических и практических, рационально-рассудочных и чувственных, социально-культурных и природно-индивидуальных связей и отношений с миром, а только с его рафинированной и сакрализированной сущностью в виде некоего «трансцендентального субъекта» [5].
Во-первых, для трансцендентальной философии характерно наличие ярко выраженного антропологизма. В качестве традиции мышления трансцендентализм начинается с того, что за всеми метафизическими, натурфилософскими, теологическими и прочими теоретическими построениями обнаруживает действие антропологической константы.
Во-вторых, в трансцендентальной философии действие этой антропологической константы проявляет себя не во всей полноте связей и отношений человека с внешним миром, не в иррациональных или в чувственных аспектах его бытия, а только в рационально-рассудочном мышлении. Трансцендентализм, хотя и имеет дело с чувственными, эмпирическими, опытными данными, исходит не из них, а из рационально заданных структур человеческого сознания, которые самому ему должны казаться априорными, изначально данными, готовыми и в принципе неизменными.
В-третьих, трансцендентальная философия в той или иной мере фиксирует активный характер отношения человека к миру. Но поскольку эта активность понимается как активность мышления, сознания, то сущность человека трансцендентализм сводит к деятельности разума, теоретического и практического, который в концептуальных построениях его представителей выступает как «трансцендентальный субъект».
В-четвертых, будучи рационалистическим вариантом философствования, трансцендентализм тяготеет к идеализму в классическом понимании этого слова. Поэтому теоретические построения идеализма (объективного и субъективного) в то же время являются теоретическими построениями трансцендентализма.
В-пятых, содержание любого трансцендентального учения обусловлено социально-историческими и культурными условиями жизни тех мыслителей, которые занимаются его разработкой. В этом смысле абстрактный «трансцендентальный субъект» несет на себе печать конкретной исторической эпохи во всем многообразии не только рациональной, но и чувственной жизни ее обитателей. Так, в классическом трансцендентализме эпохи Просвещения «трансцендентальный субъект» прежде всего представлен со стороны своих рационально-логических интенций, где сознание (как оно понимается в новоевропейской философии) выступает, скорее, «логическим» субъектом, или, точнее, логической формой, определяющей направление потока априорно-синтетических умозаключений [6].
В метафизике трансцендентализм предстает в виде осознанных интенций, которые выражаются в стремлении исследовать доопытные и внеопытные принципы познания, изучить опыт в его многообразных проявлениях и, в конечном счете, рассмотреть мир субъективности. Все трансцендентальные учения, так или иначе, ставят и решают вопрос о соотношении доопытного (априорного) и опытного (апостериорного), о применении априорных принципов и методов к анализу эмпирических данных [7].
Таким образом, в отличие от трансцендентной метафизики Античности и Средневековья свою основную задачу трансцендентальная метафизика Нового времени усматривает в экспликации условий возможности рационального мышления на процесс познания вообще, в выявлении доопытных и внеопытных принципов и условий процесса познания.