Статья:

СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЕКТА

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Антонян А.А. СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЕКТА / А.А. Антонян, Р.М. Джатдоев, Д.Д. Евтушенко, Э.М. Узденов // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 11(90). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЕКТА

Антонян Артур Андраникович
студент филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Джатдоев Радмир Муратович
студент филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Евтушенко Дмитрий Денисович
студент филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Узденов Эльмар Муссаевич
студент филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Баранов Роман Дмитриевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры информационных технологий и правового регулирования управления филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск

 

Аннотация. В данной статье проводится анализ применения передовых методов искусственного интеллекта и машинного обучения в таких ключевых сферах, как медицина, финансы и транспорт. Рассматриваются конкретные задачи, которые решаются с помощью этих технологий: от диагностики заболеваний и прогнозирования рынков до создания автономных систем. Особое внимание уделяется практической пользе, а также возникающим социальным и этическим проблемам, связанным с автоматизацией и анализом больших данных.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное обучение, инновационные технологии, диагностика заболеваний, финтех, автономный транспорт.

 

Введение. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО) представляют собой динамично развивающиеся направления, трансформирующие современную экономику и общество. Эти технологии находят применение в самых разных областях, демонстрируя высокую эффективность в решении сложных задач. Цель данной работы — рассмотреть ключевые алгоритмы МО, используемые в медицине, финансах и на транспорте, проанализировать их практическую ценность и обозначить круг социально-этических вопросов, которые они поднимают.

Актуальность темы обусловлена стремительным проникновением интеллектуальных алгоритмов во все сферы жизни, что требует осмысления их возможностей и последствий.

Объект исследования — алгоритмы машинного обучения и их практическая реализация.

Гипотеза: применение алгоритмов МО позволяет существенно повысить эффективность, точность и безопасность процессов в медицине, финансах и на транспорте.

Практическая ценность работы заключается в систематизации знаний о конкретных способах применения ИИ, что может быть полезно для дальнейших исследований и внедрения.

Применение машинного обучения в медицине

Медицина является одной из наиболее перспективных областей для внедрения интеллектуальных алгоритмов. Наиболее значимые достижения связаны с диагностикой заболеваний. С помощью компьютерного зрения системы на основе МО способны анализировать медицинские изображения (компьютерную томографию, МРТ, маммографию) с высокой точностью, выявляя ранние признаки патологий, таких как онкологические заболевания.

Другим важным направлением является предиктивная аналитика. Алгоритмы могут прогнозировать эффективность различных методов лечения и лекарственных препаратов для конкретного пациента, а также оценивать потенциальные побочные эффекты. Это позволяет перейти к персонализированной медицине, сокращая время на подбор терапии. Кроме того, анализируя генетические данные, эти системы способны оценивать индивидуальные риски развития наследственных болезней, что открывает возможности для превентивной медицины.

Искусственный интеллект в финансовой сфере

В финансах технологии ИИ применяются для анализа больших данных и автоматизации принятия решений. Одно из ключевых применений — алгоритмическая торговля, где системы прогнозируют колебания цен на акции на основе анализа рыночных тенденций, новостей и экономических показателей.

Не менее важной задачей является борьба с мошенничеством. Интеллектуальные алгоритмы в реальном времени анализируют транзакции, выявляя аномальные и подозрительные операции, что позволяет предотвращать финансовые преступления. Также машинное обучение лежит в основе современных систем кредитного скоринга. Оценивая данные о заемщике (доход, кредитную историю), модели рассчитывают вероятность дефолта, помогая банкам принимать более обоснованные решения о выдаче займов.

Внедрение интеллектуальных систем на транспорте

Транспортная отрасль активно использует достижения ИИ для повышения безопасности и эффективности. Ярким примером являются автономные транспортные средства. Их алгоритмы, основанные на глубоком обучении, непрерывно обрабатывают данные с датчиков, чтобы распознавать препятствия, предсказывать поведение других участников движения и безопасно управлять автомобилем.

Кроме того, эти технологии применяются для управления городскими транспортными потоками. Анализируя данные о загруженности дорог, системы могут оптимизировать работу светофоров и предлагать меры для снижения пробок. Еще одна задача — оптимизация маршрутов и расписаний общественного транспорта. Прогнозируя пассажиропоток, алгоритмы помогают составлять более удобные графики, сокращая время ожидания и улучшая качество обслуживания.

Машинное обучение в образовании

Сфера образования также активно трансформируется под влиянием технологий искусственного интеллекта. Ключевым преимуществом здесь является персонализация обучения. Алгоритмы анализируют данные об успеваемости, темпе и стиле обучения каждого ученика, позволяя автоматически формировать индивидуальные образовательные траектории и подбирать учебные материалы, соответствующие его потребностям и уровню знаний.

Еще одной важной задачей является автоматизация рутинных процессов. Системы на основе МО способны проверять тестовые задания и даже некоторые типы развернутых ответов, предоставляя ученикам мгновенную обратную связь и высвобождая время педагога для более творческой и индивидуальной работы с учащимися.

Кроме того, с помощью предиктивной аналитики можно выявлять учащихся, испытывающих трудности. Алгоритмы, анализируя исторические данные, могут определить проблемные зоны в знаниях и предсказать риски академической неуспеваемости, что позволяет преподавателям вовремя вмешаться и предложить дополнительную поддержку.

Заключение и перспективы

Таким образом, машинное обучение подтверждает свой статус одной из наиболее преобразующий технологий нашего времени, демонстрируя высокую эффективность в самых разных отраслях. Оно способствует повышению точности диагностики в медицине, оптимизации финансовых операций, созданию интеллектуальных транспортных систем и персонализации образовательного процесса.

Однако важно подчеркнуть, что эти технологии не являются панацеей. Их эффективность напрямую зависит от качества и репрезентативности данных, используемых для обучения, а также от грамотной настройки и интерпретации моделей. Широкое внедрение МО также сопровождается серьезными этическими вызовами, такими как риски закрепления дискриминационных предубеждений (bias) и необходимость обеспечения конфиденциальности личной информации.

Несмотря на эти вызовы, проникновение искусственного интеллекта и машинного обучения во все сферы жизни представляется неизбежным. В связи с этим, понимание базовых принципов их работы, осознание их потенциала и ограничений становится критически важным для современных специалистов, что позволит не только использовать эти инструменты, но и управлять связанными с ними рисками.

 

Список литературы:
1. Андрюшков В.Н., Романова В.А., Цой Ю.Р. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта: основные положения и перспективы реализации // Цифровая экономика. – 2020. – № 4(11). – С. 5-15.
2. Искусственный интеллект: проблемы и вызовы / Под ред. А.М. Ходачека, А.В. Кепеца. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. – 238 с.
3. Осипов Г.С., Парилик В.Д., Потапов А.А. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2019. – № 2. – С. 5-20.
4. Чернавский Д.С., Щуров В.А., Чернавская С.В. Искусственный интеллект и сильный интеллект: возможности и ограничения // Информационные технологии и вычислительные системы. – 2020. – № 3. – С. 3-16.
5. Борщёв В.В., Соколов Б.В. Цифровые двойники и искусственный интеллект в управлении жизненным циклом сложных технических систем // Информационно-управляющие системы. – 2020. – № 6. – С. 2-13.
6. Зайцев А.А., Смирнов А.В. Применение методов машинного обучения для предиктивного обслуживания промышленного оборудования // Автоматизация и современные технологии. – 2021. – № 5. – С. 12-18.
7. Петрушин В.А., Семенов В.Г. Технологии искусственного интеллекта в системах «Умный город»: управление транспортом и энергопотреблением // Информационные ресурсы России. – 2022. – № 2(186). – С. 25-31.
8. «Будущее искусственного интеллекта» [Электронный ресурс] URL: https://invlab.ru/texnologii/budushhee-iskusstvennogo-intellekta  – дата обращения 20.11.2025
9. «Искусственный интеллект: краткая история, развитие, перспективы» [Электронный ресурс] URL: https://timeweb.com/ru/community/articles/chto-takoe-iskusstvennyy-intellekt  – дата обращения 20.11.2025