Исследование шумовых характеристик г. Владивостока
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Физико-математические науки
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Исследование шумовых характеристик г. Владивостока
INVESTIGATION OF NOISE CHARACTERISTICS OF VLADIVOSTOK
Anatoliy Korchaka
postgraduate student, Far Eastern Federal University Russia, Vladivostok
Аннотация. Рассмотрена проблема антропогенного шумового загрязнения селитебных территорий. Произведен обзор изменений шумовой обстановки в г. Владивостоке за последние годы. Приведены результаты исследования акустической среды Владивостока. Представлена картина временного распределения шумового воздействия. Выполнен анализ полученных данных.
Abstract. The problem of anthropogenic noise pollution of residential areas is considered. The review of changes in the noise situation in Vladivostok in recent years has been made. The results of the study of the acoustic environment of Vladivostok are presented. The picture of the time distribution of the noise effect is presented. The analysis of the received data is carried out.
Ключевые слова: шумовое загрязнение; транспортный шум; исследование акустической обстановки; временное распределение шумовой нагрузки
Keywords: noise pollution; transport noise; study of acoustic environment; time distribution of noise load.
Качество жизни современного человека напрямую связано с воздействием внешней среды. Одним из наиболее значимых физических факторов окружающей среды является шум.
Негативное влияние сверхнормативного уровня шума на организм человека подтверждено множеством исследований. Известны кумулятивные свойства шума - накопление воздействий шума в организме. Акустическое воздействие может вызывать болезни сердечно - сосудистой системы, нарушение зрения, ухудшение общего физического состояния, расстройства центральной нервной и вегетативной систем. По данным [1] около 60 % жителей современных городов постоянно подвержены сверхнормативному шумовому воздействию.
В современном городе имеется множество мобильных и стационарных источников антропогенного акустического шума. Основным источником негативного шумового воздействия на городскую среду является автомобильный транспорт [2]. Уровень шумового загрязнения города зависит от планировочных решений и расположения улично-дорожной сети [3], количества транспорта и организации городского движения, качества дорожного полотна, рельефа местности и т. д.
Акустическая обстановка на дорогах города Владивостока ухудшается ежегодно. Согласно [4], в г. Владивостоке с 2005 по 2008 год среднегодовое превышение допустимого уровня шума увеличилось на 5 дБА.
Являясь транспортным узлом, связующим Россию со странами АТБ, а так же городом с одним из самых высоких в стране уровней автомобилизации населения, Владивосток подвержен значительной шумовой нагрузке со стороны транспортных магистралей. По данным [5], сверхнормативные уровни шума зафиксированы во всех районах города, максимальные уровни, порядка 70 дБА, отмечены в местах основных транспортных развязок.
Произведены натурные исследования уровня воздействия динамических источников шума на территорию жилой застройки г. Владивостока. Измерения проведены согласно требованиям ГОСТ 23337-2014. Для проведения инструментального контроля использован цифровой шумомер, виброметр, анализатор спектра 1-го класса точности SVAN-959. Точки проведения инструментального контроля определены согласно требованиям [6].
Исследование проведено на трех участках. Первые два расположены вблизи оживленных транспортных развязок. Адреса точек проведения измерений:
1) Ул. Новоивановскя, 3 – со стороны дороги (площади Луговой);
2) Ул. Луговая, 65 – со стороны дороги;
3) Ул. Светланская, 125 – со стороны дороги.
Частота замеров - 1 раз в час, период времени с 6.00 до 24.00 час. включительно, время местное (Владивосток). Контроль проведен в течение двух календарных месяцев в теплое время года с понедельника по воскресенье. Достоверность результатов обеспечивается количеством измерений для каждой контрольной точки.
Главным источником антропогенного шума на исследованных участках является автомобильный транспорт. На участках 1 и 2 помимо автомобильного шума присутствует шум трамвайной линии, расположенной в непосредственной близости.
Целью работы явилось исследование акустической картины на указанных участках в целом, а так же получение и анализ временного распределения шумовой нагрузки по дням недели и по часам. Обработка результатов исследования произведена в соответствии с [6].
Полученная картина временного распределения эквивалентного по энергии уровня звука приведена на рисунке 1.
На всех исследованных участках зафиксирован сверхнормативный звука (норма - 55 дБА).
На участке № 1 наибольший уровень шума наблюдается с 9.00 до 18.00 часов и колеблется в пределах 64-67 дБА.
Наибольший уровень шума для участка № 2 составляет 61-64 дБА и наблюдается в том же интервале времени.
Рисунок 1. Временное распределение шумовых нагрузок по часам
На участке №3 общий уровень шума на 5-7 дБА ниже, чем на первых двух участках. Данное отличие может быть обусловлено наличием в непосредственной близости к участкам № 1 и № 2 крупных транспортных развязок. Наибольший уровень шума колеблется в пределах 58-62 дБА с 9.00 до 20.00 час.
Временное распределение шумовых нагрузок пиковым транспортным нагрузкам не соответствует. Данный факт может быть вызван значимостью транспортных артерий вблизи контрольных для транспортной инфраструктуры города. Снижение количества а/м в межпиковые интервалы компенсируется увеличением скорости движения транспортных средств (повышением аэродинамической составляющей).
Распределение шумовых нагрузок по дням недели представлено на рисунке 2. Из графика видно, что уровни шума в выходные и рабочие дни различаются незначительно.
Рисунок 2. Временное распределение шумовых нагрузок по дням недели
В будние дни уровень шума колеблется в пределах 62 - 66 дБА, наибольший уровень наблюдается в понедельник, наименьший – в среду. В выходные дни - располагается около отметки в 60 дБА. Различие в 6 дБА условно незначительно для человеческих органов слуха, однако на биологическом уровне может играть важную роль.
Согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 вторым нормируемым параметром непостоянного, колеблющегося во времени шума, является максимальный уровень звука (Lmax, дБА). В результате исследования зафиксировано превышение по Lmax на участке №1 – на величину 2дБА, на участке № 2 – на величину 1,6 дБА.
Полученные данные соотносятся с данными, представленными в [5].