Безопасность движения железнодорожного транспорта в рационализаторских предложениях
Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Технические науки
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Безопасность движения железнодорожного транспорта в рационализаторских предложениях
Аннотация. «Сегодня депо «Аркаим» – одно из передовых подразделений нашей компании, в которой 27 сервисных локомотивных депо и два сервисных центра, в депо производят техническое обслуживание и текущий ремонт магистральных и маневровых локомотивов ВЛ80, ВЛ60, ВЛ10, ЭП1, ЧМЭ3, 2ТЭ10, ТЭМ14, 2ЭС6.» (генеральный директор «СТМ-Сервис» Олег Зайцев.) Под особым контролем локомотивное депо держит вопросы безопасности движения. Одним из главных вопросов стало определение состояния грузового поезда и локомотива во время движения. Существенное облегчение труда локомотивной бригады при управлении электровозом- залог безопасного движения! А если, действующие модели просты в управлении и малозатратны?
Ключевые слова: поезд; локомотив; электровоз ВЛ-80с; железная дорога; локомотивное депо; локомотивная бригада.
Обучение студентов профессии, подразумевает под собой формирование профессиональных компетенций. Данные компетенции предложены в качестве обучения по профессии «Машинист локомотива» Федеральным Государственным образовательным стандартом. В набор данных компетенций вложены профессиональные качества машиниста локомотива и его профессионализм, как умение самостоятельно решать задачи и находить выход в сложных ситуациях. Обучая, хочется максимально приблизить и показать красоту и сложность профессии. Одним из направлений в обучение является изучения курса по безопасности дорожного движения. Конечно, есть различные инструкции и положения, которые призваны дать понятие безопасности. Но! Хочется, чтобы сам студент погрузился в рабочие моменты и попытался внести правильное, рационализаторское предложение. Уделяя большое внимание данному моменту, пришла идея организовать исследовательскую и рационализаторскую деятельность на уроках и практических занятиях. Студенты сами на учебной и производственной практике занимаются изучением и ремонтом локомотива ВЛ-80С, сами выявляют проблемы и сами находят решение её. Стоит отметить, что преподаватель выступает только в качестве консультанта, а дальше происходит взаимодействие с работниками депо.
«Следует так же учесть, что за годы выпуска электровоза ВЛ-80сзавод изготовитель вносил необходимые изменения в его конструкцию, поэтому эти электровозы различных годов выпуска, находящиеся в эксплуатации в настоящее время, могут не значительно отличаться схемными решениями и компоновкой аппаратуры….» ("Устройство и работа электровоза ВЛ80С" Николаев А.Ю., Сесявин Н.В.)
Безопасность передвижения поездов на дорогах страны- особенная часть безопасности. Ежедневно и каждую секунду поезда проезжают огромные территории нашей планеты. Везут грузы и осуществляют перевозку пассажиров, ускоряя долгожданные встречи. Обеспечение безопасности ложится на плечи локомотивных бригад. Именно они первыми должны безопасно и вовремя доставить груз и перевезти людей. Такой сложный вопрос является главным и в период обучения по профессии «Машинист локомотива». Еще будучи студентами, молодые люди ( и молодые девчата, согласно закона о возможности обучения женщин по профессии от 2017 года) стараются облегчить труд машиниста в простых поделках. На занятиях в аудитории, кружках и научных сообществах предлагают рационализаторские предложения. Предложения, которые существенно облегчают труд локомотивной бригады и в устройстве своем малозатратны и просты в управлении. Рационализаторские предложения создаются в согласовании с локомотивным депо города Карталы (Россия).
Студенты групп «Машинист локомотива» ГБПОУ «Карталинского многоотраслевого техникума» представляют свои разработки на инновационных площадках района и области, имеют призовые места и награды.
В данной статье предложен обзор самых главных и используемых в практике рационализаторских предложений, которые участвовали в конкурсах и имели призовые награды:
1.Определение остатка песка в бункере системы пескоподачи локомотива ВЛ-80с. Назначение: своевременная подача сигнала при небольшом остатке песка в бункере. В своем строении имеет звуковой сигнал и лампочки. Данная установка облегчает труд локомотивной бригады, которая теперь не затрачивает время на проверку бункера.
Рисунок 1. Макет дистанционного устройства, контролирующего остаток песка в пневматической системе бункера локомотива
2. Устройство, контролирующее сдвиг бандажа на колесной паре электровоза ВЛ-80с. Назначение: возможность своевременно заметить нарушения в работе колесной пары в условиях труднодоступной видимости проблемы. В своем строении имеет лазерный луч, блок управления и монитор. Данная конструкция передает сигнал прямо в кабину машиниста с указанием проблемы-излома и номер колесной пары. Тем самым предупреждая о возможном крушении подвижного состава.
Рисунок 2. Устройство, контролирующее сдвиг бандажа на колесной паре электровоза ВЛ-80с
3. Видеорегистратор на неконтролируемом переезде. Назначение: когда переезд не охраняется работниками железной дороги, всегда существует опасность столкновения подвижного состава и наземного транспорта. Данная система передает оповещение в кабину машиниста при задержании любого транспорта на переезде более 20 секунд. Конструкция состоит из камеры, лазерного луча и пульта управления.
Рисунок 3. Видеорегистратор на неконтролируемом переезде
4. Система видеонаблюдения за состоянием грузового состава в пределах кривого пути. Назначение: когда состав движется по изгибу пути всегда существует угроза при крене – сход вагонов или развал грузов. Строение системы просто в исполнении –это зеркало и веб-камера, прикрепляемая к верхней части локомотива. Подача информации происходит напрямую локомотивной бригаде.
Рисунок 4. Система видеонаблюдения за состоянием грузового состава в пределах кривого пути
Данные рационализаторские разработки облегчают труд машиниста и обеспечивают безопасность передвижения. Устройства легкодоступны в экономическом плане, т.к составляющие компоненты имеют низкую себестоимость. Так же они просты в установке и в управлении. Очень здорово, что студенты, будучи в стенах образовательного учреждения и под руководством наставника, проявляют свои профессиональные качества и компетенции.
5. «Резервный пульт управления электровоза ВЛ-80с, ВЛ-80ск, ВЛ-80тк». Назначение: проблема обеспечения движения локомотива при отказе основного пульта управления, без привлечения вспомогательного локомотива во время возникновения аварийных ситуаций. Строение содержит в себе блок управления и световая сигнализация
Рисунок 5. Резервный пульт управления электровоза ВЛ-80с, ВЛ-80ск, ВЛ-80тк
Следует отметить, что все представленные макеты действующие, собраны из доступных материалов и уже нашли свое применение среди локомотивных бригад электровозов.