Статья:

Безопасность движения железнодорожного транспорта в рационализаторских предложениях

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Елистратов Д.М. Безопасность движения железнодорожного транспорта в рационализаторских предложениях / Д.М. Елистратов, В.С. Глухачев, А.В. Гревцев, А.А. Голубев // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(41). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 20-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Безопасность движения железнодорожного транспорта в рационализаторских предложениях

Елистратов Денис Михайлович
студент ГБПОУ Карталинский многоотраслевой техникум, РФ, г. Карталы
Глухачев Вячеслав Сергеевич
студент ГБПОУ Карталинский многоотраслевой техникум, РФ, г. Карталы
Гревцев Алексей Вячеславович
студент ГБПОУ Карталинский многоотраслевой техникум, РФ, г. Карталы
Голубев Александр Александрович
преподаватель модуля МДК (электровоз) высшей категории, ГБПОУ Карталинский многоотраслевой техникум, РФ, г. Карталы

 

Аннотация. «Сегодня депо «Аркаим» – одно из передовых подразделений нашей компании, в которой 27 сервисных локомотивных депо и два сервисных центра, в депо производят техническое обслуживание и текущий ремонт магистральных и маневровых локомотивов ВЛ80, ВЛ60, ВЛ10, ЭП1, ЧМЭ3, 2ТЭ10, ТЭМ14, 2ЭС6.» (генеральный директор «СТМ-Сервис» Олег Зайцев.) Под особым контролем локомотивное депо держит вопросы безопасности движения. Одним из главных вопросов стало определение состояния грузового поезда и локомотива во время движения. Существенное облегчение труда локомотивной бригады при управлении электровозом- залог безопасного движения! А если, действующие модели просты в управлении и малозатратны?

 

Ключевые слова: поезд; локомотив; электровоз ВЛ-80с; железная дорога; локомотивное депо; локомотивная бригада.

 

Обучение студентов профессии, подразумевает под собой формирование профессиональных компетенций. Данные компетенции предложены в качестве обучения по профессии «Машинист локомотива» Федеральным Государственным образовательным стандартом. В набор данных компетенций вложены профессиональные качества машиниста локомотива и его профессионализм, как умение самостоятельно решать задачи и находить выход в сложных ситуациях. Обучая, хочется максимально приблизить и показать красоту и сложность профессии. Одним из направлений в обучение является изучения курса по безопасности дорожного движения. Конечно, есть различные инструкции и положения, которые призваны дать понятие безопасности. Но! Хочется, чтобы сам студент погрузился в рабочие моменты и попытался внести правильное, рационализаторское предложение. Уделяя большое внимание данному моменту, пришла идея организовать исследовательскую и рационализаторскую деятельность на уроках и практических занятиях. Студенты сами на учебной и производственной практике занимаются изучением и ремонтом локомотива ВЛ-80С, сами выявляют проблемы и сами находят решение её. Стоит отметить, что преподаватель выступает только в качестве консультанта, а дальше происходит взаимодействие с работниками депо.

«Следует так же учесть, что за годы выпуска электровоза ВЛ-80сзавод изготовитель вносил необходимые изменения в его конструкцию, поэтому эти электровозы различных годов выпуска, находящиеся в эксплуатации в настоящее время, могут не значительно отличаться схемными решениями и компоновкой аппаратуры….» ("Устройство и работа электровоза ВЛ80С" Николаев А.Ю., Сесявин Н.В.) 

Безопасность передвижения поездов на дорогах страны- особенная часть безопасности. Ежедневно и каждую секунду поезда проезжают огромные территории нашей планеты. Везут грузы и осуществляют перевозку пассажиров, ускоряя долгожданные встречи. Обеспечение безопасности ложится на плечи локомотивных бригад. Именно они первыми должны безопасно и вовремя доставить груз и перевезти людей. Такой сложный вопрос является главным и в период обучения по профессии «Машинист локомотива». Еще будучи студентами, молодые люди ( и молодые девчата, согласно закона о возможности обучения женщин по профессии от 2017 года) стараются облегчить труд машиниста в простых поделках. На занятиях в аудитории, кружках и научных сообществах предлагают рационализаторские предложения. Предложения, которые существенно облегчают труд локомотивной бригады и в устройстве своем малозатратны и просты в управлении. Рационализаторские предложения создаются в согласовании с локомотивным депо города Карталы (Россия).

Студенты групп «Машинист локомотива» ГБПОУ «Карталинского многоотраслевого техникума» представляют свои разработки на инновационных площадках района и области, имеют призовые места и награды.

В данной статье предложен обзор самых главных и используемых в практике рационализаторских предложений, которые участвовали в конкурсах и имели призовые награды:

1.Определение остатка песка в бункере системы пескоподачи локомотива ВЛ-80с. Назначение: своевременная подача сигнала при небольшом остатке песка в бункере. В своем строении имеет звуковой сигнал и лампочки. Данная установка облегчает труд локомотивной бригады, которая теперь не затрачивает время на проверку бункера.

 

Рисунок 1. Макет дистанционного устройства, контролирующего остаток песка в пневматической системе бункера локомотива

 

2. Устройство, контролирующее сдвиг бандажа на колесной паре электровоза ВЛ-80с. Назначение: возможность своевременно заметить нарушения в работе колесной пары в условиях труднодоступной видимости проблемы. В своем строении имеет лазерный луч, блок управления и монитор. Данная конструкция передает сигнал прямо в кабину машиниста с указанием проблемы-излома и номер колесной пары. Тем самым предупреждая о возможном крушении подвижного состава.

 

Рисунок 2. Устройство, контролирующее сдвиг бандажа на колесной паре электровоза ВЛ-80с

 

3. Видеорегистратор на неконтролируемом переезде. Назначение: когда переезд не охраняется работниками железной дороги, всегда существует опасность столкновения подвижного состава и наземного транспорта. Данная система передает оповещение в кабину машиниста при задержании любого транспорта на переезде более 20 секунд. Конструкция состоит из камеры, лазерного луча и пульта управления.

 

 

Рисунок 3. Видеорегистратор на неконтролируемом переезде

 

4. Система видеонаблюдения за состоянием грузового состава в пределах кривого пути. Назначение: когда состав движется по изгибу пути всегда существует угроза при крене – сход вагонов или развал грузов. Строение системы просто в исполнении –это зеркало и веб-камера, прикрепляемая к верхней части локомотива. Подача информации происходит напрямую локомотивной бригаде.

 

Рисунок 4. Система видеонаблюдения за состоянием грузового состава в пределах кривого пути

 

Данные рационализаторские разработки облегчают труд машиниста и обеспечивают безопасность передвижения. Устройства легкодоступны в экономическом плане, т.к составляющие компоненты имеют низкую себестоимость. Так же они просты в установке и в управлении. Очень здорово, что студенты, будучи в стенах образовательного учреждения и под руководством наставника, проявляют свои профессиональные качества и компетенции.

5. «Резервный пульт управления электровоза ВЛ-80с, ВЛ-80ск, ВЛ-80тк». Назначение: проблема обеспечения движения локомотива при отказе основного пульта управления, без привлечения вспомогательного локомотива во время возникновения аварийных ситуаций. Строение содержит в себе блок управления и световая сигнализация

 

 

Рисунок 5. Резервный пульт управления электровоза ВЛ-80с, ВЛ-80ск, ВЛ-80тк

 

Следует отметить, что все представленные макеты действующие, собраны из доступных материалов и уже нашли свое применение среди локомотивных бригад электровозов.

 

Список литературы:
1. Основы электротехники для локомотивных бригад Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Е. Зорохович. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации-М.ООО «Техиформ» 2017.
3. Сборник материалов для машинистов и помщниов машинистов локомотива Москва 2016г.
4. Сборник материалов по безопасности движения для работников локомотивного хозяйства. Москва 2018.
5. Устройство и работа электровоза вл80с (А.Ю Николаев и Н.В Сесявин ) 2011
6. https://news.rambler.ru/other/42437460-servisnoe-lokomotivnoe-depo-arkaim-otmechaet-90-letie/