Статья:

Анализ современной скульптуры и окружающего ее паркового пространства

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Петренко Л.К., Исаков С.С. Анализ современной скульптуры и окружающего ее паркового пространства // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 47-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ современной скульптуры и окружающего ее паркового пространства

Петренко Любовь Константиновна
канд. техн. наук, доцент, Донского Государственного Технического университета РФ, г. Ростов-на-Дону
Исаков Сергей Сергеевич
магистрант Донского Государственного Технического университета РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье рассматриваются современная скульптура в архитектуре парковых пространств на основе анализа «Образа города» Кевина Линча.

 

Ключевые слова: скульптура; парк; архитектура; среда; пространство; строительство.

 

Понятия скульптура в пленэре, парковая скульптура вызывают прежде всего ассоциации с известными дворцово-парковыми комп­лексами. Там скульптура — произведение пластического искусства и неотъемлемый элемент архитектурного ансамбля.

Кевин Линч – профессор и консультант в области городского планирования. Внес большой вклад в теорию городского планирования (по оценкам современников) – разрабатывал такие теории городской формы как: восприятие городской среды жителями и каковы последствия этого для проектирования городов. 

Кевин Линч посвятил себя городскому планированию, изучая то, как люди воспринимают и ориентируются в городском пространстве. Его книги открывают наличие времени и истории в городской среде, как городская среда воздействует на детей, как применить человеческое восприятие физических образов города и регионов в качестве концепции для хорошего городского дизайна. Знаменитая работа Линча "Образ города" ("The Image of the City"), выпущенная в 1960 году, явилась плодом пятилетнего исследования, как люди воспринимают и организуют пространственную информацию во время передвижения по городам. Используя три различных города в качестве примеров (Бостон, Джерси и Лос-Анжелес), Линч показывает, что люди понимают свое окружение как устойчиво и предсказуемо, формируя ментальные карты, включающие пять элементов:

1)   пути - улицы, тротуары, тропинки и другие каналы, по которым люди перемещаются,

2)   границы - воспринимаемые границы, такие как заборы, здания, берега,

3)   районы - относительно большие части города, различающиеся по своей идентичности или характеру,

4)   узлы - центры чего-либо или перекрестки,

5)   ориентиры - легко идентифицируемые объекты, служащие для опознания мест.

Эта книга о виде городов, и о том, важен ли он, и можно ли его изменить. Городской ландшафт, помимо прочих ролей, это то, что видно, запоминается, чем восхищаются. Придание визуальной формы городу это особая проблема проектирования.

Его теорию городского планирования можно преподнести и к парковым пространствам. Анализируя его концепцию и заменяя более обширные понятия на архитектуру, скульптуру и благоустройство парковых пространств, можно выделить определенный состав соединенных между собой элементов:

1)   тротуары, дорожки, прогулочные зоны, по которым люди передвигаются,

2)   пределы территории, так же к этому можно относить и реки, озера, входящие в парк,

3)   деление парка на зоны, отличающиеся по своей значимости, различным темам,

4)   открытые площадки, соединения путей, являющиеся некими централизованными пространствами,

5)   парковая скульптура.

Наиболее массовым типом городского парка является парк культуры и отдыха. Территорию таких парков целесообразно членить на зоны с преобладающим характером использования, в том числе: массовых мероприятий (зрелища, аттракционы и пр.) —5-17 % общей площади парка; тихого отдыха — 50-75; культурно-просветительных мероприятий (требующих изоляции от шумных форм отдыха) —3-8; физкультурно-оздоровительную — 10-20; отдыха детей — 5-10; хозяйственную — 1-5 %. К размещению и планировке каждой из перечисленных зон предъявляются специфические требования.

Парк скульптуры — это комплекс скульптур, постоянно или временно экспонируемый в парковой среде или на территории, прилегающей к общественному зданию. В Европе практика включения изваяний в ансамбли садов и парков существует почти три тысячи лет – с 776 г. до н. э. «священная роща» Альтис г. Олимпия (Греция) украшалась статуями богов и победителей на Олимпийских играх. Однако опыту создания парка скульптуры как своего рода самостоя­тельной выставочной площадки для демонстрации образцов современной пластики — чуть более ста лет. К настоящему времени установка скульптурных комплексов под открытым небом в виде парка скульптуры распространённой мировой практикой.

Сегодня пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мрамора и бронзы, абстрактные композиции из керамики и металла, функциональная игровая скульптура, почти природные формы из дерева и камня.

Какова же взаимообусловленность скульптуры и ландшафтной среды? Не затрагивая здесь проблем монументальной скульптуры (памятники, мемориальные ансамбли и т. п.), решение которых диктуется как спецификой архитектурно-ландшафтной ситуации, так и более сложными градостроительными задачами и закономерностями форми­рования пространства, авторы стремились выявить ту область ландшафтного дизайна, которая связана с формированием ландшафтной среды для специального показа декоративной пластики – устройством садов скульптуры, музеев скульптуры под открытым небом; компози­ционной организацией ландшафтного пространства для отдельной парковой скульптуры; функциональной и эстетической проработкой среды для пластических элементов.

При решении вопроса скульптура – среда под открытым небом, как и в других случаях, где художественное творчество соприкасается с комплексными (не только изобразительными) задачами, начинают размываться границы между областями деятельности скульптора, дизайнера и ландшафтного архитектора. Возникает проблема синтеза искусств. Однако в этом плане современные публикации содержат мало примеров, где скульптура, ландшафтное искусство и архитектура были бы представлены как равноправные в формировании фрагментов среды, окружающей человека.

Отдельно следует упомянуть о мелких архитектурных формах (беседках, скамейках), которые обязательно присутствуют в любом парке. Их стилистика не должна диссонировать с выбранной скульптурой.

Скульптурные монументы устанавливают в честь известных деятелей государства, техники, науки и культуры, полководцев или в память каких-то исторических событиях. Вокруг памятника образуют площадку для кругового обзора, к нему подводят прямую, торжест­венную аллею. Вокруг разбивают газоны в строгой геометрической форме. Создают регулярную систему планировки. Высаживают яркие цветы. Для того чтобы монументальная скульптура воспринималась зрителем без заметных ракурсных изменений, перед ней нужно создать открытое свободное пространство, примерно равное его двойной высоте. Угол зрения должен быть в пределах 20‑30°. При меньшем угле зрения наблюдателя монумент будет казаться мелким, незначительным, может потерять свое величественное положение. Монумент, как значи­тельное по художественному и идейному содержанию скульптурное произведение обязан на озелененной территории занимать самое главное, видное место. Он должен стать доминантой, сильнейшим акцентом всей садово-парковой структуры. Композицию всего окружающего пространства подчиняют монументальной скульптуре.

 

Список литературы:
1. Линч К. Образ города (The Image of the City). - Стройиздат. Москва. 1982, 328 стр.
2. Иванова И.В. Взаимодействие скульптуры и архитектуры в пространстве города. Системы пластических композиций // Проблемы взаимодействия архитектуры с другими видами искусств: Сб. статей. М.: ВНИИТАГ, 1990. С. 77−116. 
3. Монументально-декоративная скульптура Санкт-Петербурга: Справочник / Сост. В.Н. Тимофеева, Н.Н. Ефремова, Ю.М. Пирютко. СПб.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие “Искусство России”», 2004. 192 с. 
4. Иванова И.В. Сады скульптуры // Архитектурное творчество СССР: проблемы, суждения, информация: Сб. ст. Вып. 8. / Гос. ком. по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР: ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1988. С. 136−140. 
5. Агапова Д. Деревня художников [Электронный ресурс] // СПб.Собака.Ру. СПб., 2006. Октябрь. № 46. [Электронный ресурс]: http://kn.sobaka.ru/n46/06.html (Дата обращения: 24.11.17) 
6. Петренко Л.К., Манжилевская С.Е., Литвяк Ю.С. Реконструкция городской застройки // Научное обозрение. 2014. № 7-3. С. 1028-1031