Статья:

Церковь иконы Божьей Матери «Одигитрия» Донской митрополии в контексте ретроспективизма

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Строительство и архитектура

Выходные данные
Баханец К.Н., Лапунова К.А. Церковь иконы Божьей Матери «Одигитрия» Донской митрополии в контексте ретроспективизма // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 40-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Церковь иконы Божьей Матери «Одигитрия» Донской митрополии в контексте ретроспективизма

Баханец Ксения Николаевна
магистрант Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Лапунова Кира Алексеевна
канд. техн. наук, доцент, Донской Государственный Технический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен стиль ретроспективизм в храмовой архитектуре, архитектурно-художественный и исторический облик храма иконы Божией Матери «Одигитрия», а также проведён анализ и детальное описание храма как архитектурного и исторического памятника.

 

Ключевые слова: ретроспективизм; церковь; храм; архитектурный стиль; церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».

 

Ретроспективизм — направление в архитектуре, появившееся во второй половине XIX в., связанное с возрождением стилей и духа архитектуры минувших эпох. Ретроспективизм берет за образец строи­тельное искусство минувших лет и широко использует неповторимые национальные традиции.

В России существует множество прекрасных образцов архи­тектурного ретроспективизма, в частности в храмовой архитектуре. В церковных постройках А.В. Щусев – смело воспроизводил образную сущность средневековых храмов таких городов как Новгород и Псков, что сделать было несложно, так как функция православных храмов на протяжении многих веков оставалась практически неизменной. Из наиболее известных работ А.В. Щусева следует отметить: храм-памятник на Куликовом поле 1913 г., посвященный исторической победе русских войск в битве с монголо-татарскими игом в 1380 г.; церковь Марфо-Мариинской обители на Б. Ордынке в Москве 1908‑1912 гг.; жилой монастырский корпус в Овруче [1].

На Дону, а именно в Донской метрополии, так же есть прекрасные образцы ретроспективизма в храмовой архитектуре: Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы х. Ажинов; Церковь Покрова Пре­святой Богородицы х. Нижняя Журавка; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону и, конечно же, церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» в г. Аксай, о которой и пойдет дальше речь [3].

Донская митрополия – это область, находящаяся под каноническим управлением Донского митрополита, она была образована решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. в пределах Ростовской области. В настоящее время Донской митрополией управляет митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов).

В состав Донской Митрополии входят три епархии: Волгодонская, Ростовская-на-Дону и Шахтинская. Епархией управляет правящий архиерей (епископ, архиепископ, митрополит или непосредственно сам патриарх). Как уже было сказано выше, в Ростовской епархии правящим архиереем является митрополит Меркурий. В Волгодонской епархии избран епископ Волгодонский и СальскийКорнилий (Синяев), в Шахтинской – епископ Шахтинский и Миллеровский Симон (Морозов).

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» – русская православная церковь в городе Аксай. Относится к Ростовской и Новочеркасской епархии, Московского Патриархата. Сам храм распо­ложен по адресу: Ростовская обл., г. Аксай, ул. Гулаева, 66.

Храм иконы Божией Матери «Одигитрия» был третий по счету, построенный к 1897 г. в станице Аксайской. Первая церковь, носила имя Святой Троицы и появилась в 1768 г., вторым храмом был Свято‑Успенский храм, построенный в 1822-1825 гг. Его история тесно связана с Иконой Божией Матери «Одигитрия» и начинается она с 1656 года, в то время, когда была война с Польшей. Донские казаки в составе русской армии тогда были в городе Вильно. Именно оттуда они привезли чудотворную икону Богоматери Виленской «Одигитрия». В ее честь, с благославления Московского патриарха Никона, была построена деревянная Одигитриевская церковь в Черкасске.

Как рассказывали жители Черкасска: «Царице Небесной было не угодно, чтобы её икона оставалась на Дону и не единожды она являлась жителям и велела вернуть её туда, откуда взяли» [3].

В 1661 году Донские земли осадил крымский царевич Калга и казаки дали обед, что если Царица Небесная спасет их, то они исполнят ее веление и вернут в Вильно.

Казаки смогли одержать верх, разбить врага и защитить родные земли, после чего они исполнили свой обед и икону отправили обратно в Вильно, но перед отправкой ее была сделана репродукция, которая, к огромному сожалению, была потеряна.

Так же есть и еще одна версия истории иконы, которая повествует о связи иконы «Одигитрия» с именем Воронежского епископа Тихона святителя. Икона находилась в его святительском молебне, после чего была подарена отцу Василию Петрову- священнику Троицкой церкви станицы Аксайской. После его смерти икона исчезла из дома священника.

Какая из этих версий появления Аксайской «Одигитрии» верна, трудно сказать, т. к. обе они передавались на равных в народных преданиях.

Само же явление иконы произошло в 1830 году в станице Аксайской. Когда началась страшная эпидемия холеры, и множество людей погибало от болезни. Некоторым жителям во снах являлась Богоматерь, которая требовала отправиться в заброшенный дом, где необходимо было взять находящуюся там икону «Одигитрия». Именно она должна была спасти всех от страшной участи.

Горожане обратились с этими видениями к отцу Тимофею Попову, который в дальнейшем и отправился к указанному месту в сопро­вождении людей. После того как была найдена чудотворная икона, начался крестный ход вокруг Аксая, несколько дней читались молебны и на третий день эпидемия прекратилась.

В 1891 году на том месте, где была обретена Аксайская икона Божией Матери, было решено поставить церковь. Средства на её строительство жертвовали станичники, сотник Лотошников пожертвовал участок земли и личные сбережения. Одигитриевский храм строился около шести лет (1891-1897). 6 ноября 1897 года викарий Донской епархии епископ Иоанн (Миролюбов) освятил храм. В строительстве храма принимала деятельное участие вдова сотника Лотошникова Надежда Ефимовна. Позднее были построены часовня, тризна и колокольня [4].

Богослужения в Свято-Одигитриевском храме прерывались в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году храм отремонтировали, богослужения в нем продолжаются и поныне. В 2000-е годы храм отреставрировали, были оштукатурены фасады, заменена кровля, заменены оконные и дверные полотна и так же было благоустроено подворье.

Архитектурно - художественный облик Храма решен в стиле ретроспективизм. Это стоящее отдельно здание храма; Храм сложной конфигурации, в общих очертаниях которого вытянутый по оси запад‑восток крест, с многоскатными кровельными покрытиями, одноглавый, бесстолпный с глухим перекрытием, сложенный из местного кирпича с большими размерами, чем современный (270x130x70), на известковом растворе.

Общая объемно-пространственная композиция храма традиционна для Донских Православных храмов конца XIX – начала XX вв. Она сформирована последовательно, «нанизанными» на ось запад-восток объемами: нартекса, с надстроенной двухъярусной звонницей и с разме­щенными в уровне 1-го яруса помещениями внутреннего притвора, с зеркально расположенными от него помещением лестничной клетки всхода на звонницу, трапезной, молитвенного зала и алтаря. С северной и южной сторон к храму примыкают дополнительные прямоугольные в плане приделы с односходными папертями входов в храм (рис. 1).

 

Рисунок 1. Церковь иконы Божьей Матери «Одигитрия»

 

Главный объем храма накрыт многоскатной крышей, которую венчает массивный купол с одной луковичной главкой, покрытой сусальным золотом. С западной стороны примыкает колокольня, отно­сящаяся к типу «четверик на четверике», имеет шатровое завершение, на скатах которого выступают маленькие декоративные слуховые окошки. С восточной стороны выступает апсида (алтарная часть), декорированная тремя окнами, в одном из которых (центральном) расположена икона (рис. 2). Все окна храма вытянуты и имеют полуциркульное завершение, декорированы наличниками, кованными решетками и полуциркульными сандриками.

Стены храма полностью оштукатурены известково-цементной раствором. Многочисленный и выразительный кирпичный декор по фасадам так же оштукатурен. Фасады декорированы выступающим цоколем, отделенным поясом из декоративных филенок, стены до середины окон облицованы рустом. Над окнами проходит двойной пояс «сухариков», нижний пояс чуть крупнее верхнего (рис. 3). Так же на фасаде можно заметить выступающие изящные колонны, созданные из тесаного кирпича, которому придается фигурная форма. Рельефный кирпичный декор имеет очень большую эстетическую роль в храмовой архитектуре ретроспективизма [5].

 

Рисунок 2. Апсида церкви иконы Божьей Матери «Одигитрия»

 

Рисунок 3. Северный фасад Церкови иконы Божьей Матери «Одигитрия»

 

В конце хотелось бы отметить, что храм иконы Божьей Матери «Одигитрия» может по праву носить звание одного из самых краси­вейших храмов на Донской земле. Он является ярким представителем ретроспективизма, который сохранился и дошёл до нас в неизменном виде. Для горожан Аксая этот храм является главной достопримеча­тельностью, которым они гордятся и относятся с чутким трепетом. Необходимо сохранить это культурное наследие не только как памятник зодчества, но и как память и традицию для потомков.

 

Список литературы:
1. Ретроспективизм в архитектуре [Электронный ресурс]: https://arxipedia.ru/
istoriya-arxitektury/retrospektivizm-v-arxitekture.html (Дата обращения 06.02.2018).
2. Русский ретроспективизм [Электронный ресурс]: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1549722 (Дата обращения 06.02.2018). 
3. Баханец К.Н. Ретроспективизм в храмовой архитектуре дона / К.Н. Баханец // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов, 25 декабря 2017 г. / Под ред. А.А. Сукиасян; г. Омск. В 6 ч. Ч. 4. – Уфа: Издательство «АЭТЕРНА» 2017. – 163 с. – С. 129 130.
4. СОБОРЫ.РУ [Электронный ресурс]: http://sobory.ru/article/?object=13070 (Дата обращения 06.02.2018). 
5. Лапунова К.А., Мычка И.Ю. Керамический кирпич в архитектурном декоре скульптуре и ландшафтном дизайне // Молодой исследователь Дона. – 2017. – № 5 (8). – С. 78-83.