Статья:

Структура сайтов библиотек организаций ВО и СПО

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Тимонина Л.С. Структура сайтов библиотек организаций ВО и СПО // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 22-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура сайтов библиотек организаций ВО и СПО

Тимонина Любовь Сергеевна
зав. отделом КПБ библиотечной системы государственного университета Дубна, РФ, г. Дубна

 

SITE STRUCTURE OF COLLEGE LIBRARIES

 

Lubov Timonina

Head of CLP department, Library system, Dubna State University, Russia, Dubna

 

Аннотация. В работе рассматриваются требования к сайтам библиотек учреждений среднего специального и высшего образования, разработана типовая структура разделов сайта библиотеки образовательной организации, и подробно рассмотрено и примерное наполнение блок библиотечно-информационного обеспечения учебного процесса.

Abstract. The paper considers the requirements for the sites of college libraries, developed a standard structure of sections of the site of the college libraries, and considered in detail the approximate content of the block of library and information support of the educational process.

 

Ключевые слова: структура сайта; библиотека вуза.

Keywords: site structure; college libraries.

 

Прежде чем приступать к разработке и модернизации собственного сайта библиотеки целесообразно изучить опыт разработки, внедрения и эксплуатации сайтов библиотеками образовательных учреждений, реализующих образовательные программы аналогичного уровня, а также изучить требования локальных и федеральных нормативных и иных актов.

Для анализа содержательной части сайта широко применяется табличный способ анализа: проверка наличия или отсутствия типовых информационных разделов или сервисов на сайтах или выставление экспертной оценки [1-3].

Одним из методов визуализации структуры сайта является построение иерархической диаграммы отображающей элементы сайта: страницы, функции или сервисы. По результатам анализа информационной структуры сайтов библиотек СПО и ВО, Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет" и обновления информации об образовательной организации [5], а также предложений по развитию разработана иерархическая диаграмма информационных разделов сайта библиотеки СПО и ВО [4] (Рис. 1).

На практике на верхний уровень сайта –– главную страницу –– выносятся ссылки на наиболее важные для читателей именно этой библиотеки информационные разделы или актуальные в текущий момент времени. В реалиях сегодняшнего дня на сайтах многих библиотек можно наблюдать появление тематических разделов связанных с организацией удаленного обслуживания в связи с COVID-19.

На сайте или странице библиотеки обязательно должна присутствовать информация, соответствующая требованиям лицензирования, аккредитации, различных мониторингов. Условно ее можно разбить на три части [4, C. 22–23]:

  1. Материально-техническая база
  2. Нормативные документы
  3. Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса

Материально-техническая база (оснащенность) обязательно должна отражать данные по площадям, посадочным местам, количеству рабочих мест оборудованных компьютерами. Дополнительно можно указать наличие локальной сети, выхода в Интернет, пропускную способность канала связи.

 

Рисунок 1. Типовая структура сайта библиотеки организации ВО и СПО

 

В разделе нормативных документов целесообразно разместить самые основополагающие локальные нормативные акты:

  1. Положение о библиотеке учебной организации;
  2. Правила пользования библиотекой;
  3. Положения о дополнительных платных услугах;
  4. Тематико-типологический план комплектования.

Информационный блок библиотечно-информационного обеспечения учебного процесса может включать:

  • Формы сбора заявок на приобретение учебных и научных изданий и доступа к электронным ресурсам для обеспечения учебного процесса или координаты ответственных за это лиц.
  • Информацию о доступе к электронным библиотечным системам и базам данных (ЭБС и БД) на основе лицензионных соглашений с указанием условий и периода доступа
  • Тематический план комплектования (ТПК) и информация об его исполнении.
  • Сведения о фонде и его движении.
  • Данные об электронном каталоге (или печатных каталогах).
  • Данные картотеки книгообеспеченности.

В разделе внешние образовательные ресурсы целесообразно разместить ссылки на:

  • Федеральные органы управления образованием
  • Федеральные информационно-образовательные порталы
  • Ресурсы интернет
  • ЭБС и БД на основе лицензионных соглашений
  • Энциклопедии, справочники

Основными способами продвижения сайта библиотеки является размещение ссылки на сайт библиотеки во всех информационных материалах учебного учреждения. Созданный сайт нуждается в регулярном обновлении содержания в соответствии с изменениями в обеспечении учебного процесса и потребностями пользователей. Например, согласно постановлению N 582 [4] образовательная организация должна обновлять на своем сайте сведения не позднее 10 рабочих дней после их изменений.

 

Список литературы:
1. Кулёва О. В. Разработка системы оценки качества сайтов библиотек // Библиосфера. –– 2009.–– №2. –– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-otsenki-kachestva-saytov-bibliotek (дата обращения: 20.05.2020).
2. Потехина Ю. В. Управление официальным сайтом библиотеки как предмет научных исследований: постановка проблемы // Библиосфера. –– 2011. –– №4. –– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-ofitsialnym-saytom-biblioteki-kak-predmet-nauchnyh-issledovaniy-postanovka-problemy (дата обращения: 02.06.2020).
3. Скачкова Д. И. Многофункциональность сайтов библиотек вузов (на примере Научной библиотеки Пермского национального исследовательского политехнического университета) // Труды ГПНТБ СО РАН. - Вып. 13. Т. 2. Библиотеки в контексте социально-экономических и культурных трансформаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 25-29 сентября 2017 г.). - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2018. - C. 237-246
4. Информационно-библиотечные ресурсы – актуальные проблемы библиотек: Методическое пособие/ Н. А. Гольцева, О. Г. Костяева, Л. А. Лисицына, Л. С. Тимонина –– Дубна: библиотечная система государственного университета «Дубна». –– 2015. –– 111 с.–– URL: https://lib.uni-dubna.ru/biblweb/recomends/courses/metod2015.pdf (дата обращения: 25.05.2020)
5. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации». –– URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70413268/ (дата обращения: 20.05.2020).