Статья:

Анализ возможности накопления рекуперации электрической энергии с помощью накопителя на основе водородных ячеек, для поддержания напряжения в контактной сети

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Петров Д.В., Амиров Н.Э. Анализ возможности накопления рекуперации электрической энергии с помощью накопителя на основе водородных ячеек, для поддержания напряжения в контактной сети // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(43). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 25-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ возможности накопления рекуперации электрической энергии с помощью накопителя на основе водородных ячеек, для поддержания напряжения в контактной сети

Петров Дмитрий Владимирович
Самарский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Самара
Амиров Намик Эльманович
Самарский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Самара

 

Приоритетным направлением Куйбышевской железной дороги (далее КбшЖД) является разработка системы способной принимать избыточную энергию, создаваемую при рекуперативном торможении электровоза постоянного тока, с возможностью дальнейшего использования на вторичные нужды межподстанционного участка или самой тяговой подстанции [1].

Одним из возможных способов полезного использования избыточной электроэнергии, по взгляду Трансэнерго и Центра инновационного развития [1], выработанной в процессе рекуперативного торможения, является сохранение ее в системе накопления избыточной энергии (далее СНИЭ) и последующей реализацией на вспомогательные нужды тяговой подстанции, в частности, отопительная система помещений тяговой подстанции, система горячего водоснабжения или смежных зданий, зависящих от электрической энергии.

Электрические тяговые двигатели, применяемые для движения железнодорожного электротранспорта, работают с использованием рекуперативного торможения (РТ). В тот момент, когда электродвигатель совершает торможение, он превращается в генератор.

При работе электротранспорта происходит рекуперация энергии электрического тока. Работу подобной системы можно рассмотреть на примере рекуперации воздуха при вентиляции помещения. При замене воздуха в помещении устройство выполняет передачу части тепла от удаляемого воздуха подаваемому потоку.

Наиболее экономичным при рекуперации является такой режим, при котором вся вырабатываемая электровозом энергия передается находящимся поблизости локомотивам, работающим в режиме тяги. Однако на дорогах постоянного тока всегда необходимо иметь резервные потребители, так как в отдельные периоды времени, потребляемые поездами токи, могут оказаться недостаточными. Тогда не удастся обеспечить выработку необходимого количества электрической энергии и не будет обеспечена необходимая тормозная сила. Для передачи удаленным электровозам энергии рекуперации на рекуперирующем локомотиве необходимо значительно увеличить напряжение. Это напряжение ограничено значением Umax = 4000 (В) с I = 1600 (A).

Если при этом не достигается необходимый ток рекуперации, приходится создавать приемники избыточной энергии рекуперации и располагать их достаточно близко к местам рекуперации, чтобы при напряжении на токоприемнике локомотива не превышающем 4000 В, можно было бы получить необходимый ток рекуперации. В качестве таких приемников избыточной энергии используются мощные поглощающие аппараты тяговой подстанции, в которых энергия рассеивается безвозвратно (в тепло). В статье предполагается равномерное распределение энергии рекуперации на параллельные накопители избыточной энергии на основе водородных ячеек, что обеспечивает повышение срока эксплуатации тяговой подстанции, и в дальнейшем эффективное использование данной энергии.

Сейчас топливный элемент на водороде напоминает традиционный гальванический элемент с одной лишь разницей: вещество для реакции не храниться в элементе, а постоянно поставляется извне. Просачиваясь через пористый анод, водород теряет электроны, которые уходят в электрическую цепь, а сквозь мембрану проходят катионы водорода. Далее на катоде кислород ловит протон и внешний электрон, в результате чего образуется вода.

Рисунок 1. Принцип работы водородного топливного элемента

 

Принцип работы устройства достаточно прост. Поступающий от возобновляемого источника электрический ток, подается на две электролизные камеры, где в результате процесса электролиза начинает накапливаться кислород/водород. Полученный кислород/водород, с помощью компрессора накачивается в газосберегающую камеру. Из газосберегающей камеры, кислород/водород подается на электрогенерирующие батареи, после чего, не принявший участие в реакции кислород/водород, а также полученная в результате реакции вода, поступает обратно в газосберегающую камеру. Полученный в результате химического объединения кислорода и водорода электрический ток поступает на трансформатор, далее на инвертор и блок управления турбиной/дренажным клапаном. С инвертора, электрический ток подается потребителю. Накопленная в газосберегающей камере вода, через дренажный механизм, поступает в накопительный бак и обратно в электролизные камеры.

С одной топливной ячейки снимается напряжение порядка 70 В, поэтому ячейки объединяют в массивные топливные элементы с приемлемым выходным напряжением и током, вид электролизной станции представлен на рис. 1. Теоретическое напряжение с водородного элемента может достигать 150 В, но часть энергии уходит в тепло. С точки зрения «зеленой» энергетики у водородных топливных элементов крайне высокий КПД — 60%. Для сравнения: КПД лучших двигателей внутреннего сгорания составляет 35-40%. Для солнечных электростанций коэффициент составляет всего 15-20%, но сильно зависит от погодных условий. КПД лучших крыльчатых ветряных электростанций доходит до 40%, что сравнимо с парогенераторами, но ветряки также требуют подходящих погодных условий и дорогого обслуживания.

 

Рисунок 2. Модель накопителя избыточной энергии на основе водородных ячеек

 

Модель представляет собой комплекс устройств, направленных на накопление рекуперативной энергии на аккумуляторный элементах 7, и созданием 99,9% чистого водорода в условиях тяговой подстанции или межподстанционных зон, при помощи электролизных установок 3 и систем хранения кислорода и водорода 4 и 5.

Водород элемент можно получить, например, с помощью двух платиновых электродов, погруженных в водный раствор гидроксида калия. Один электрод омывается водородом, другой – кислородом: (А)(-) Pt(H2)|KOH, насыщ. Н2 |КОН, насыщ. О2 |(О2)Pt (+) (К) В этом элементе окисление водорода и восстановление кислорода пространственно разделены, и ток генерируется в процессе реакций: (А) 2H2 ® 4H++ 4e (К) O2 + 2H2O + 4e ® 4OH- т.е. суммарный процесс сводится к окислению водорода кислородом: 2Н2 + О2 ® 2Н2О/

Основываясь на п4.1 «Водородная энергетика» энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года одними из ключевых факторов и глобальных тенденций научно-технического развития железнодорожного транспорта, является расширение применения эффективных энергоустановок, использующих водородное топливо.[5] Таким образом можно отметить, что использование двух разнонаправленных проектов – накопление рекуперативной энергии и использование водорода в качестве топлива будущего, является приоритетным направлением для включения в проекты, сферы которых связаны с ресурсосберегающей энергетикой.

 

Список литературы:
1. «Открытый запрос» автоматизированной системы «Единое окно инноваций» корпоративного портала ОАО «РЖД» в части проекта «Накопление электрической энергии с возможностью использования накопленной энергии на вспомогательные нужды» https://innovation.rzd.ru/Ex/Claim/View/170.
2. Шепелин, П. В. Анализ комплексных систем учета электрической энергии для нужд ОАО "РЖД" / П. В. Шепелин, Н. Э. Амиров // Локомотивы. Электрический транспорт - XXI век: материалы VII Международной научно-технической конференции, Санкт-Петербург, 10–12 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2020. – С. 206-212.
3. Родькин, Д. И. Особенности осуществления электропривода с накопителями энергии / Д. И. Родькин, Т. В. Величко // Проблемы создания машин и технологий: науч. труды КГПИ. – Кременчуг: КГПИ, 2000 – Вып. 2 (9). – С. 124–132.
4. Амиров, Н. Э. Выбор оптимального электроподвижного состава на участке обращения Самара - Курумоч с расчетами в программе КОРТЭС / Н. Э. Амиров // Дни студенческой науки : Сборник материалов 46-ой научной конференции обучающихся Самарского государственного университета путей сообщения. В трех томах, Самара, 02–25 апреля 2019 года. – Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2019. – С. 93-94.
5. Разработка мобильного электронного приложения для автоматизации расчетов нормативов расхода топливно-энергетических ресурсов на хозяйственные виды движения / Ю. К. Мустафаев, П. В. Шепелин, П. А. Карпов, А. А. Спиридонов // Наука и образование транспорту. – 2019. – № 1. – С. 63-66.