Статья:

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЕ

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Нурматова Ф.М. РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЕ // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(61). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЕ

Нурматова Фарзона Муроджоновна
докторант ГОУ Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, Таджикистан, г. Худжанд
Мухамедова Шоира Файзуллоевна
научный руководитель, канд. физ. –мат. наук, доцент кафедры информационно коммуникационных технологий и программирования, Таджикский государственный университет права, бизнес и политики, Таджикистан, г. Худжанд

 

Аннотация. В статье анализируется алгоритм составления аудиторских отчетов в современных образовательных программах. Используя элементы искусственного интеллекта, новый алгоритм отчета об испытаниях представлен в виде блок-схемы. В то же время представлены преимущества и недостатки каждой блок-схемы.

   

Ключевые слова: алгоритм; блок-схема; искусственный интеллект; тест; программа обучения.

 

Сегодняшний век - это век компьютеров, Интернета и информационно-коммуникационных технологий. Нет ни одного вида деятельности, в котором использовался бы компьютер с множеством функций и возможностей. Прежде всего, это нашло применение в образовании. Современная система образования, использующая информационные технологии, является открытой и предоставляет образовательные услуги. Новые информационные технологии предоставляют средства для более эффективного планирования образовательного процесса, использования различных источников и видов информации, повышения мобильности и открытости образовательного контента [1]. Современные технологии сегодня позволяют нам непосредственно внедрять такие вещи, как поддержка дистанционного обучения и индивидуализация обучения.

Автоматизированная система обучения - это информационно-программный комплекс профессиональной подготовки специалистов, позволяющий формировать знания и навыки. Обучающие системы могут быть использованы в качестве учебного материала для дистанционного обучения или самообучения, повышая эффективность подготовки специалистов [2].

 

Рисунок 1. Алгоритм автоматизированного процесса обучения

 

Подходы к автоматизации процессов обучения основаны на изучении процессов представления знаний и контроле их усвоения. Поскольку процесс обучения автоматизирован для решения задач, невозможно контролировать обучение с помощью традиционных тестов. И самым трудоемким является процесс проверки правильности алгоритма. Как я могу выполнить эту проверку? Известно, что для одной и той же задачи может быть создано несколько допустимых алгоритмов, поэтому проверка личности не позволяет принять окончательное решение. Предлагается проверять корректность построенного алгоритма в два этапа: на первом этапе проводится семантический анализ алгоритма, а на втором этапе сравниваются результаты работы двух блок-схем, одна из которых составлена специалистом, а другая - стажер (рис.1). Учитель освобождается от части рутинной работы, а ученик получает возможность самостоятельно решать задачи и получать информацию о своих достижениях. Однако процесс алгоритмизации не может быть полностью автоматизирован, поскольку разработанное программное обеспечение является образовательным инструментом, способствующим обучению, а учитель по-прежнему является центральной фигурой, определяющей ход образовательного процесса.

Формализация пути обучения для синтеза алгоритмов была проведена в соответствии с уровнями когнитивной активности теории познания и представлена следующей многоступенчатой моделью:

- Уровень А - демонстрация (восприятие). На этом уровне у студента есть возможность ознакомиться с типичными алгоритмами с помощью визуализатора и проанализировать их в деталях. Исполнитель реализует алгоритм поэтапно, чтобы вы могли вводить исходные данные, выделять графически активный блок и управлять значениями переменных.

- Уровень B - подобное обучение (понимание и закрепление знаний). Здесь вы можете выбрать статус задачи, найти аналог среди типичных алгоритмов, изменить его и протестировать с помощью визуализатора. На этом этапе система обучения подключает семантический анализатор, который отслеживает, соответствует ли структура алгоритма правилам построения, и только затем сравнивает полученные экспертом и студентом результаты алгоритмов и на основе этого выдает сообщения;

- Уровень С - Подготовка к конечному результату (определение личного опыта). На этом этапе студент с помощью редактора и визуализатора полностью самостоятельно решает выбранную задачу, а система обучения контролирует правильность построения и правильность результатов.;

- Уровень D- экспериментальное обучение (поисковая деятельность). На заключительном этапе студент составляет блок-схему алгоритма для каждой задачи, система обучения проверяет, соответствует ли структура блок-схемы алгоритма правилам построения диаграммы и можно ли их соблюдать, и студент отвечает за точность результата [3].

Для каждого уровьня этого пути были разработаны собственные алгоритмы процесса обучения. Благодаря многоуровневой конструкции этот классический метод легко модифицировать. Когда обучение идет по классическому пути от простого к сложному, предполагается, что учащийся лучше всех знает, что изучать на каждом пути. В каждом случае распределение знаний контролируется, и каждый путь становится управляемым по мере необходимости. Кроме того, если вы используете автоматизированную систему обучения только во время обучения на шаге C, она становится симулятором, а если на шаге D, то редактором блок-схем.

На основе предложенной модели многоуровневого управления обучением и алгоритмов обучения была разработана блок-схема автоматизированной системы обучения на основе профессиональной системы, которая содержит ядро обучения и имеет язык, соответствующий языку проблемной области, который позволяет учащимся самостоятельно решать учебные задачи, а также подсистема подсказок. В базе знаний хранятся формулировки задач, методы их решения в виде блок-схем, тестов для проверки и комментариев. Кроме того, в отличие от традиционных процессов обучения, учащийся может самостоятельно изучить блок-схему алгоритма, используя отслеживание и визуализацию для повышения наглядности [3].

Одним из наиболее важных преимуществ системы также является ее интерактивность, которая позволяет поддерживать беседу на всех этапах процесса обучения. Эта система помогает упростить процесс обучения, сделать его доступным и позволяет учащемуся самостоятельно управлять процессом обучения и определять его скорость [4].

 

Список литературы:
1. Чураков Д.А. Автоматизированная система обучения и оценки знания. URL: https://works.doklad.ru/view/5Oyn_El_mAg.html 
2. Гафаров М.К., Карабаев Ж.К. Применения автоматизированных обучающих систем в образовании // Вестник КАСУ № 1- 2016
3. Редькина А.В. Обучения синтезу алгоритмов/: Вестник Сибирского  государственного  аэрокосмического университета имени академика А. Ф. Решетного, стр 1-5. 
4. Акатова Н.С. Автоматизированные системы обучения в образовательном ВУЗе. Вестник 4, - М., 2015.