Статья:

ЦИФРОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Мещангина Е.И., Нефедова А.А. ЦИФРОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(48). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 26-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Мещангина Елена Ивановна
канд. ист. наук, доцент, ОЧУВО Московский инновационный университет, РФ, г. Москва
Нефедова Анастасия Александровна
магистрант, ОЧУВО Московский инновационный университет, РФ, г. Москва

 

DIGITAL OPTIMIZATION AND INNOVATION TO IMPROVE STATE AND MUNICIPAL SERVICES

 

Elena Meshchangina

cand. ist. Sciences, Associate Professor, OCHUVO Moscow Innovative University, Russia, Moscow

Anastasia Nefedova

Undergraduate, OCHUVO Moscow Innovative University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В научной статье проведен обзор основных направлений совершенствования государственных и муниципальных услуг при помощи цифровой трансформации и применения инноваций. Актуальность исследования обусловлена тенденцией цифровой трансформации национальной экономической системы и развития новых технологий, что вынуждает Правительство РФ заимствовать данные инновации при совершенствовании системы государственного и муниципального управления, чтобы способствовать решению острых проблем и трудностей, возникающих при решении стратегических задач.

Abstract. The scientific article provides an overview of the main directions for improving state and municipal services through digital transformation and the application of innovations. The relevance of the study is due to the trend of digital transformation of the national economic system and the development of new technologies, which forces the Government of the Russian Federation to borrow these innovations when improving the system of state and municipal government in order to help solve acute problems and difficulties that arise in solving strategic problems.

 

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, государственное и муниципальное управление, инновации, цифровая оптимизация, цифровизация, цифровое государственное управление.

Keywords: state and municipal services, state and municipal administration, innovations, digital optimization, digitalization, digital public administration.

 

В рамках системы государственного и муниципального управления предоставление государственных и муниципальных услуг одна из главных задач. От качества их предоставления зависит удовлетворенность обществом государственной политики. Также государственные и муниципальные услуги выступают одним из главных направлений деятельности государства в общественном секторе национальной экономики. Органы государственной власти и местного самоуправления, реализуя свои полномочия и функции, обязаны предоставлять услуги, которые относятся к их профессиональным компетенциям.

Однако в 2021 году государственный сектор России сталкивается со следующими проблемами, как:

- дефицит федерального бюджета в размере 4,102 трлн рублей за прошлый период (из-за этого бюджетное финансирование государственных и муниципальных услуг снижается, что приводит к снижению уровня их качества);

- низкая оценка эффективности системы государственных и муниципальных закупок (закупочная деятельность направлена на обеспечение функциональной работы бюджетных организаций, которые предоставляют основной спектр государственных и муниципальных услуг).

Поэтому основными направлениями совершенствования процессов предоставления государственных и муниципальные услуг в России выступают развитие концепции электронного правительства, развитие концепции гражданского общества и цифровая оптимизация с внедрением инноваций.

Цифровизация системы государственного и муниципального управления является результатом процесса, который сопряжен не столько с переходом к постиндустриальной эпохе, не сколько с переходом с «пятого технологического уклада» на «шестой технологический уклад», а также началом четвертой промышленной революции, сколько является логическим продолжением начатой еще в 1980-е года в западных странах масштабной программы реформирования системы государственного управления, в основе которой лежал принципиально новый набор подходов и практик, получивший название New Public Management.

Переход от замкнутой бюрократической системы к модели «государства-служащего», предполагающей открытость по отношению к гражданскому обществу и ориентированность на оказание качественных государственных и муниципальных услуг населению – это одно из ключевых условий цифровизации государственного управления, результатом которой выступает внедрение цифровых технологий с целью формирования сервисно-ориентированной модели общественного сектора.

Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена тенденцией цифровой трансформации национальной экономической системы и развития новых технологий, что вынуждает Правительство РФ заимствовать данные инновации при совершенствовании системы государственного и муниципального управления, чтобы способствовать решению острых проблем и трудностей, возникающих при решении стратегических задач.

В связи с условиями формирования цифровой трансформации общества, государством принято стратегическое решение об изменение условий функционирования национальной экономической системы, а также сформирована программа «Цифровой экономики» [1].

Реализация федерального проекта «Цифровизация государственного управления» должна включать в себя достижение следующих целей [3]:

- предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным и муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде;

- создание национальной системы управления данными;

- развитие инфраструктуры электронного правительства;

- внедрение сквозных платформенных решений в государственное и муниципальное управление.

Срок реализации федерального проекта с ноября 2018 года по декабрь 2024 года. В рамках федерального проекта «Цифровизация государственного управления» установлены 6 основных целевых показателей реализации поставленных задач и достижения целей, к которым относятся:

- доля взаимодействий граждан и организаций с государственными органами и бюджетными учреждения при помощи цифровых устройств;

- доля приоритетных государственных услуг, которые будут соответствовать модели цифровой трансформации;

- доля отказов при предоставлении приоритетных государственных услуг от числа отказов в 2018 году;

- доля внутриорганизационных и между организационных юридических документов бюджетных учреждений и государственных организаций в электронном виде;

- доля основных документов, которые прошли процесс гармонизации;

- доля электронного документооборота между органами государственного управления Российской Федерации и органами государственного управления стран-участников ЕАЭС и ЕЭК в общем документообороте.

Стоит отметить, что по каждому показателю стоят максимально оптимистические прогнозы. По нашему мнению, переход Российской Федерации и ее государственного сектора к модели «цифровизации государственного управления» требует долгий период времени, состоящий из подготовки, где анализируются ключевые проблемы цифровой трансформации, решение которых позволяет приступить к достижению прогнозированных значений.

Система цифрового государственного и муниципального управления Правительства РФ включает в себя следующую характеристику [2]:

- система федеральных органов исполнительной власти и институтов местного самоуправления обязана быть ориентированным на нужды и ожидания граждан (общества);

- публичные цифровые услуги должны быть оперативнее в предоставлении и дешевле в затратах финансовых и трудовых ресурсов;

- совершенствование публичных цифровых услуг происходит на основе информационных ресурсов (данных), как имеющихся в наличии, так и вновь создаваемых в ходе государственного управления.

Несмотря на риски и угрозы, создающие барьеры процессов цифровой трансформации государственного и муниципального управления в Российской Федерации, реализация ее одноименного федерального проекта способно реализовать следующие задачи, которые не указаны в самом паспорте, поскольку касаются сопутствующих отраслей и факторов [4]:

- цифровизация способна повысить эффективность системы государственной и муниципальной власти России;

- цифровизация способна снизить уровень социальных напряжений в обществе нашей страны;

- цифровизация способна стимулировать инновационное развитие и цифровую трансформацию в других отраслях жизнедеятельности общества, а также секторов национальной экономики;

- цифровизация стимулирует развитие организаций общественного сектора, повышая экономическую эффективность и финансовое состояние их деятельности, что минимизирует бюджетные расходы при их финансировании государством.

В данный момент, для государства крайне острая задача – это формирование условий, которые позволят простимулировать развитие и практическое применение информационных технологий в рамках функционирования и предоставления государственных и муниципальных услуг. Ведь это главное требование, которое стоит перед Правительством РФ в этап развития цифровой экономики и ее трансформации. Уровень активности применения информационных технологий отвечает за степень развития цифрового правительства, а значит, способствует более высокому уровню готовности системы органов й власти нашей страны к процессам, наблюдаемых в рамках цифровой трансформации экономики.

Таким образом, на сегодняшний день, для государства крайне острая задача – это формирование условий, которые позволят простимулировать развитие и практическое применение инноваций и цифровых технологий в рамках совершенствования государственных и муниципальных услуг Российской Федерации. Ведь это главное требование, которое стоит перед Правительством нашей страны в этап развития цифровой экономики и ее трансформации.

 

Список литературы:
1. Панибратова А.Н., Шедько Ю.Н. Развитие государственного сектора России в условиях цифровой экономики // «Цифровое правительство»: необходимые преобразования и риски. 2020. С. 76-82.
2. Матвеев В.В., Тарасов В.А. Государственное регулирование и поддержка цифровой экономики в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №4 (38).
3. Холодная Е.В. О некоторых перспективах развития электронного государственного управления в условиях цифровой трансформации // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. №4.
4. Выжимова Н.Г., Иванова Е.Ю., Колесниченко Е.А. Цифровизация управления как фактор развития современного государства // Бюллетень науки и практики. 2018. №5.