Статья:

Трансформация коммуникационной среды в цифровую эпоху

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Филология

Выходные данные
Козлова В.В. Трансформация коммуникационной среды в цифровую эпоху // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(30). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 4-7.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Трансформация коммуникационной среды в цифровую эпоху

Козлова Вероника Викторовна
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Transformation of the communications environment in the digital age

 

Veronika Kozlova

Postgraduate student Saint-Petersburg state university Graduate school of Journalism and mass media, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Преобразование современной системы СМИ послужило логическим продолжением изменившейся коммуникационной среды современного общества. Ускоряющееся развитие технологий меняет как принцип работы самого журналиста, так и всей медиаотрасли в целом.  В статье дается анализ предпосылок системных изменений медиасреды под воздействием внешних факторов, а также анализируется роль современной аудитории СМИ.

Abstract. The transformation of the modern media system has become a logical continuation of the changing communication environment of modern society. The accelerating development of technology is changing both the principle of the journalist and the entire media industry. This article analyzes the prerequisites for systemic changes in the media under the influence of external factors, and also analyzes the role of the modern media audience.

 

Ключевые слова: цифровая среда; дигитализация; мультимедиа; информационного общество; социальные сети.

Keywords: digital environment; digitalization; multimedia; information society; social networks.

 

С середины ХХ в. основными носителями информации становятся аудиовизуальные средства, которые ускорили процесс передачи и получения информации, и повлияли в целом на систему когнитивного восприятия информации современным обществом. Процессы дигитализации и мультимедиатизации в глобальной Сети заложили основу будущей трансформации системы СМИ и изменили суть классической коммуникационной модели «источник – сообщение – получатель», где аудитория представляет собой пассивного потребителя информации, на более сложную коммуникационную модель, в которой роль аудитории принципиально изменилась.

Современный пользователь активно принимает участие в процессе поиска непосредственного источника информации, может выбирать более удобную форму восприятия и содержания информационного сообщения, способен влиять на информационную повестку дня и даже формировать ее под персональные запросы, оперативно давать обратную связь редакции и принимать участие в процессе создания журналистского материала. Итальянский социолог У. Эко, рассуждая о дихотомической роли восприятия медиаконтента аудиторией, заметил, что в отличие от телевидения, которое дает готовый для восприятия образ, Интернет заставляет человека искать информацию и совершать большее количество действий, что противоречит природе человека, склонную к упрощению [1, с. 91]. При этом Интернет открывает доступ к большему количеству источников информации и расширяет границы всех линейных форм подачи журналистского материала и расширяет потоки информационного пространства, стирая диктат детерминированности одного источника получения информации. Но самым важным аспектом трансформации коммуникационной модели взаимодействия СМИ и аудитории, и как следствие – итогом процесса дигитализации является объединение, упрощение и облегчение доступа ко всем традиционным СМИ. Отечественный исследователь, занимающаяся вопросами трансформации института СМИ Е.А. Баранова отмечает, что «дигитализация ознаменовала новую эру развития СМИ» [2, с. 23] как в вопросах производства и распространения информации,  так и способах ее получения аудиторией СМИ.

Специфика сети Интернет как коммуникационной среды обусловлена некоторыми факторами развития, которые были выявлены в результате системного анализа, а именно: массовизации, трансформации принципов анонимности, интерактивности, вторичности авторства и контента, скорости распространения информации, PR-фактора, применения средств мультимедиа, возможности создания медийного контента, самопрограммирования и централизации [3, с. 237]. С упомянутым изменением способа распространения информации, который связан напрямую с процессом дигитализации, меняется тип и среда для реализации функций СМИ, которые О. Р. Самарцев описывает как переход «от массовых к глобальным» или от традиционных к сетевым.

Технологический детерминизм цифровой медиасреды стал еще одним важным витком развития журналистики, подобно появлению радио и телевидения, который в мире традиционно имеет революционный характер. Однако ошибочно полагать, что процесс дигитализации и как следствие – становление цифрового общества, относится исключительно к технологическим преобразованиям, которые привели к появлению нового канала коммуникации – социальных сетей, и существенно изменили функции журналистики как социального института. Социальный запрос и готовность современного общества принять вызовы новой эпохи также можно отнести к факторам становления цифровой реальности, равно как экономическую конъюнктуру, политическую лояльность и социокультурную потребность в широком доступе к информации. Применимо к журналистике последствия цифровой трансформации и глобализации подробно описаны в работах зарубежных и отечественных авторов: Ю. Хабермаса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Д. Рендалла,  М. Е. Аникиной, Е.А. Барановой, Е.Л. Вартановой, С.Г. Корконосенко, А.А. Мирошниченко, Л.Г. Свитич, И.Д., Фомичевой и др. Однако все еще стоит вопрос о проведении дополнительных междисциплинарных исследованиях в области филологии, социологии, политологии и экономики для более детального рассмотрения данного феномена применимо к журналистике как части академической дисциплины.

Процесс глобализации отражается не только в слиянии технологий производства, помогая пользователю обращаться через одно средство связи ко всему информационному пространству мира, тем самым стирая территориальные границы. Для аудитории СМИ, в первую очередь, процесс глобализации открывает доступ к новым технологическим платформам, позволяющим аудитории стать не только пассивными «потребителями» информации, но и авторами собственного контента, что характеризуется активным ростом числа авторов, ведущих на регулярной основе страницы в социальных сетях [4], профили в блогах [5], каналы в мессенджерах [6] и на других мультимедийных платформах. В результате мониторинга страниц СМИ в социальных сетях методом сравнительного анализа, целью которого было выявить стратегию продвижения лидеров рынка онлайн СМИ. Автором данного исследования была предложена концепция «сближения с аудиторией», в рамках которой наиболее цитируемые издания в России по данным ресурса «Медиалогия», послужили эмпирической базой для получения сведений о предпочтениях пользовательской аудитории СМИ. Концепция предполагает преобразование каналов распространения информации вслед за технологическими изменениями внешней среды. В результате анализа статистической информации потенциала цифровых платформ, был выявлен тренд на создание дополнительных каналов дистрибуции информации, в роли которых выступают социальные сети, блоги, мессенджеры, сайты-агрегаторы новостей и другие интернет-платформы, на которых базируется целевая аудитория СМИ в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет.

Способность современного человека, живущего в цифровом обществе, обрабатывать большие массивы информации, позволяет не только получать информацию из различных источников, но и обрабатывать, анализировать и создавать собственный контент на различных мультимедийных площадках. С появлением социальных сетей и блогов в жизни общества сдвинулась парадигма  восприятия единственного источника и канала получения новостной информации, что изменило привычки медиапотребления современного человека. В заключение отметим, что отношения журналистики и общества в цифровую эпоху изменились, эти перемены можно назвать ролевой инверсией, которая произошла благодаря техническим, экономическим, социальным и культурным преобразованиям.

 

Список литературы:
1. Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. − М., 1998. − № 6-7. − С. 91-92. 
2. Баранова Екатерина Андреевна. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: автореферат дис. ... доктора Филологических наук: 10.01.10 / Баранова Екатерина Андреевна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»], 2019.
3. Самарцев О.Р. Цифровая реальность. Журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы. Монография. − Москва, 2019. − 237 с.
4. Социальные сети в России. Исследование компании Brand Analytics. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (дата обращения: 21.01.20).
5. Что ждет блогосферу в 2018-2019 годах. Интервью с Игорем Чубенко, экспертом по работе с блогерами и лидерами мнений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helloblogger.ru/journal/chto-zhdet-blogosferu-v-2018-2019-godah/ (дата обращения: 18.01.20).
6. Мессенджеры в России 2019: новые лидеры и перспективные новички. Исследование компании Brand Analytics. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://br-analytics.ru/blog/messengers-in-russia-2019/ (дата обращения: 19.01.20).