Статья:

Расстройства сна у студентов в разные периоды обучения

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Патологическая физиология

Выходные данные
Манинцева Ю.С. Расстройства сна у студентов в разные периоды обучения / Ю.С. Манинцева, А.Е. Лемзина, А.Н. Лахова, Н.И. Львов // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 40-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Расстройства сна у студентов в разные периоды обучения

Манинцева Юлия Сергеевна
студент ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, РФ, г. Саратов
Лемзина Алина Евгеньевна
студент ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, РФ, г. Саратов
Лахова Анастасия Николаевна
студент ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, РФ, г. Саратов
Львов Николай Игоревич
преподаватель имени академика А.А. Богомольца, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, РФ, г. Саратов

 

Sleep disorders in students in different periods of training

 

Yuliya Manintseva

student of FSBEI HE V.I. Razumovsky Saratov SMU MOH Russia,

Russia, Saratov

Alina Lemzina

student of FSBEI HE V.I. Razumovsky Saratov SMU MOH Russia, Russia, Saratov

Lakhova Anastasia

student of FSBEI HE V.I. Razumovsky Saratov SMU MOH Russia, Russia, Saratov

Nikolay Lvov

Teacher of the Department of Pathological Physiology named after Academician A. A. Bogomolets, FSBEI HE V.I. Razumovsky Saratov SMU MOH Russia, Russia, Saratov

 

Аннотация. В данной работе исследуются изменения качества сна у студентов во время сессии в отличие от учебы в буднее время. Установлено, что во время сессии у студентов наблюдается незначи­тельное ухудшение качества и продолжительности сна.

Abstract. In this paper, changes in the quality of sleep in students during examinations are studied, in contrast to studies at week-days. It was found that during the session, students experience a slight deterioration in the quality and duration of sleep.

 

Ключевые слова: инсомния; студент; сессия; качество сна.

Keywords: insomnia; student; session; quality of sleep.

 

В настоящее время нарушения сна рассматривается как серьезная проблема в различных сферах жизнедеятельности человека: медицинская, социальная, экономическая. Наиболее частыми послед­ствиями нарушениями сна являются ухудшение функционирования различных органов и систем, а также эмоционального состояния и качество жизни. Это подтверждает научный эксперимент, который был проведен в 1963 г в Сан-Диего тремя подростками. Они решили уставить рекорд по самому продолжительному бодрствованию в мире. Одному из этих подростков удалось не спать 11 суток 25 минут. В ходе эксперимента наблюдались признаки приступов головокружения, потери памяти, невнятной речи, галлюцинации [1]. Однако, по прошествии 14 часов данные симптомы исчезли.

Наиболее часто среди всех разновидностей нарушений сна встречается инсомния (бессонница). Она характеризуется наличием повторяющихся нарушений начала, продолжительности и качества сна, которые возникают не зависимо от наличия достаточных условий и количества времени для сна. Последствиями бессонницы являются различные нарушения дневной деятельности что отражается на эффективности работы, учебы и т. д.

Цель нашего исследования – сравнительная оценка качества сна студентов. Основной задачей является выяснение наличия признаков бессонницы и сравнение их распространенности среди студентов в течении учебного года и во время сессии.

Инсомния (бессонница) представляет собой клинический синдром, который характеризуется жалобами на расстройство ночного сна (трудности инициации, поддержания сна или пробуждение раньше желаемого времени) и связанные с этим нарушения в период дневного бодрствования, возникающие, даже когда времени и условий для сна достаточно [2].

Помимо непосредственного влияния на качество жизни инсомния c короткой продолжительностью ночного сна ассоциирована с повышенным риском развития сердечно-сосудистых и метаболических нарушений. Наличие симптомов инсомнии повышает риск развития артериальной гипертензии на 5–20 %, а общий риск смерти от сердечно-сосудистой патологии в течение 20 лет – на 45%. Повышение артериального давления, при хронической инсомнии, может быть проявлением высокого тонуса симпатической нервной системы, нарушения циркадианных ритмов организма, гиперактивности ренин-ангиотензин-альдостероновой системы.

Связь между укорочением времени или фрагментацией сна и метаболическими нарушениями опосредуется развитием инсулино­резистентности и изменением баланса веществ, отвечающих за аппетит: при инсомнии снижается уровень лептина, уменьшающего аппетит, и повышается выработка грелина, аппетит усиливающего. Одни из часто распространенных метаболических осложнений, ассоциированных с недостатком сна – сахарный диабет 2-го типа и метаболический синдром [3].

Для того, чтобы определить распространенность инсомнии у сту­дентов в учебные дни и во время сессии, мы провели социологический опрос, в котором приняло участие 94 человека. В рамках этого исследования мы предлагали студентам ответить на несколько вопросов, чтобы выяснить в какой период обучения у них наиболее часто наблюдались случаи бессонницы (в будние дни или во время сессии).

Основываясь на Питтсбургском опроснике – используемом для определения индекса качества сна (PSQI), мы получили следующие результаты.

В первую очередь мы хотели узнать, как много требуется времени студентам для того, чтобы заснуть, и сколько часов в среднем они тратят на ночной сон. Полученные результаты представлены в виде диаграмм (Рисунок 1, рисунок 2).

Кроме продолжительности ночного сна нам так же было важно узнать и субъективное мнение студентов о том, насколько они довольны качеством своего сна.

 

Рисунок 1. Результаты ответов на вопрос: «Сколько времени (минут) вам обычно требуется, чтобы заснуть?»

 

Рисунок 2. Результаты ответов на вопрос: «Сколько часов в среднем Вы спите за ночь?»

 

В учебное время 12,5 % студентов охарактеризовали качество своего сна как «очень хорошее», 67,3 % - «достаточно хорошее», 20,3 % – «скорее плохое».

Во время сессии количество студентов, охарактеризовавших качество своего сна как «очень хорошее» составило 2,9 %, «достаточно хорошее» – 54,3 %, «скорее плохое» – 22,9 %, «очень плохое» – 20 %.

Студентов, у которых наблюдались проблемы со сном, мы попросили указать причину или причины, если такие были. Результаты мы представлены на рисунке 3. Проанализировав полученные резуль­таты, мы сделали вывод о том, что студенты как в учебные дни, так и во время сессии засыпают в среднем в течение 5-15 минут, однако, доля студентов, которые засыпают дольше 15 минут во время сессии незначительно увеличилась.

Что касается продолжительности ночного сна, то у студентов как в учебные дни, так и во время сессии среднее количество часов составляет 5-8.

 

Рисунок 3. Результаты опроса о причинах проблем со сном

 

Однако, также стоит отметить, что во время сессии увеличилось количество студентов, которые тратят на сон менее 5 часов, и уменьшилось количество тех студентов, которые на ночной сон отводят более 8 часов.

Субъективные ощущения студентов по поводу качества сна существенно снижаются, в частности процент студентов, которые считают качество своего сна «очень хорошее» и «достаточно хорошее» резко снизился во время сессии на 9,6 % и 13 % соответственно.

Среди причин, вызвавших бессонницу, также имелись некоторые различия. В обычное учебное время наиболее частыми оказались такие причины как нарушение процесса засыпания (не могли уснуть в течение 30 минут), возникающее чувство жара (становилось жарко), наличие плохих снов, а также пробуждение в середине ночи, необхо­димость вставать, чтобы воспользоваться ванной комнатой и другие. В понятие «другие» вошли такие причины как невозможность свободно дышать, возникающее чувство холода или болевые ощущения, наличие кашля или же храпа во время сна. У студентов во время сессии сохранились данные причины, но отметим, что частота их увеличилась на 15-20%.

В целом, явных нарушений сна по данным исследования не выявлено. Наблюдалось некоторое ухудшение качества и продолжи­тельности сна у студентов во время сессии. Наиболее вероятной причиной является стрессорные реакции, которым студенты подвер­гаются во время экзаменов, и проявляющийся в виде эмоционального возбуждения из-за предстоящих событий. Для более точного установ­ления наличия инсомнии требуется комплексное обследование, которое включает в себя сбор подробного анамнеза, ведение дневника сна, физикальный осмотр, лабораторные исследования и полисомнографию.

Сон является одним из незаменимых аспектов жизни и для улучшения его качества мы советуем придерживаться следующих рекомендаций: соблюдать режим сна, обеспечивать постоянный приток свежего воздуха во время сна, не ложиться спать голодными или с переполненным желудком, а также уменьшить потребление стимуляторов за 6-8 часов до сна. Таким образом, придерживаясь этих простых правил вы поможете своему организму адекватно справляться с последствиями стресса в повседневной жизни и минимизировать его влияние на качество сна.

 

Список литературы:
1. Природа сна и его влияние на здоровье (англ.) (The Nature of Sleep and its Impact on Health by Ben Best). – Режим доступа: http://www.benbest.com/health/sleep.html.
2. The International classification of sleep disorders [Diagnostic and coding manual]. American Academy of Sleep Medicine.U.S.A. – Режим доступа: http://vct.iums.ac.ir/uploads/icsd.pdf
3. Полуэктов М.Г. Современные представления о механизмах развития и методах лечения хронической инсомнии / М.Г. Полуэктов, П.В. Пчелина // Российский медицинский журнал. – 2016. – № 7. С. 448-452.