Статья:

Изучение влияния хронотипа школьников на их академическую успеваемость

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Гигиена

Выходные данные
Жожиков Л.Р., Бурнашёв А.А., Данилова М.В. Изучение влияния хронотипа школьников на их академическую успеваемость // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение влияния хронотипа школьников на их академическую успеваемость

Жожиков Леонид Русланович
студент ФГБУ ВО «Северо-восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, РФ, г. Якутск
Бурнашёв Алеан Алеанович
студент ФГБУ ВО «Северо-восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, РФ, г. Якутск
Данилова Марина Вадимовна
ассистент ФГБУ ВО «Северо-восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, РФ, г. Якутск

 

Studying the influence of the chronotypes of schoolchildren on their academic performance

 

Leonid Zhozhikov

Student North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov », Medical Institute, Russia, Yakutsk

Alean Burnashev

Student North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov », Medical Institute, Russia, Yakutsk

Marina Danilova

Assistant North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov », Medical Institute, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. Современные исследования показывают всё большую вовлеченность хронотипа человека в его жизненные процессы и суточные биоритмы. Проведено анкетирование по тесту Остберга с участием 180 школьников, в котором выявлена зависимость успевае­мости от их хронотипа. Обнаружено преобладание промежуточного хронотипа. Выявлена наилучшая успеваемость у школьников с вечерним хронотипом. Наблюдается относительное увеличение количества сов по мере возрастания класса.

Abstract. Modern research shows an increasing involvement of the human chronotype in its life processes and daily biorhythms. A survey was conducted on the Ostberg test with the participation of 180 schoolchildren, in whom the dependence of academic progress on their chronotype was revealed. The prevalence of the intermediate chronotype was found. The best progress in schoolchildren with a evening type chronotype was revealed. There is a relative increase in the number of owls as the class increases.

 

Ключевые слова: суточный биоритм; хронобиология; тест Остберга; хронотип; ритмы; адаптация; школьники; успеваемость; Республика Саха (Якутия).

Keywords: daily biorhythm; chronobiology; Ostberg test; chronotype; rhythms; adaptation; schoolchildren; performance; Republic of Sakha (Yakutia).

 

Введение. Хронобиология, или как в России принято называть биоритмология, как наука достаточно молода, но возникла она под вызовом актуальных проблем современного человечества и исследует вопросы адаптации человека и синхронизации его эндогенных функций с внешними воздействиями, ритмами. На данной момент проводится множество исследований касательно биоритмов организма человека, выявлены около 50 функций [2], которые имеют суточную периодичность, исследованы и уже обрели широкую огласку типы суточной активности человека «хронотипы». Хронотип как характеристика способа адаптации эндогенных функций человеческого организма к условиям внешней среды [3] на сегодняшний день исследован достаточно глубоко, чтобы иметь под собой крепкую научную базу для выдвижения различных гипотез [1], [3], [7]. Обнаружены влияния хронотипа на гендерные различия уровней стресса, циркадианного ритма, функциональной активности ВНС. Примечательным является попытка обнаружения гематологических профилей для тех или иных хронотипов.

Как видно из исследований, хронотип является ключевой характеристикой адаптации школьника и определяет множество его эндогенных функций. Встаёт вопрос об исследовании хронотипа при экстремальных условиях адаптации, а именно на севере [1], где помимо обычных cтрессовых факторов, как школьные нагрузки, присутствуют специфические, такие как ограниченная инсоляция, низкие температуры, резко-континентальный климат. Целью данной работы является исследование хронотипа и успеваемости школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Материалы и методы/ В исследовании приняли анонимное и добровольное участие школьники 5-11 классов (N=180) МОБУ СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина г. Якутск. Определение хронотипа («утренний тип», «промежуточный тип», «вечерний тип») проводилось тестом Хорна-Остберга в мае месяце 2017 года, дополнительно в анкетировании были заданы вопросы об успеваемости школьников (удовлетворительно, хорошо, отлично) и их поле. Хронотипы учащихся был поделены на «жаворонков» – определённо утренний, умеренно утренний, «голубей» – промежуточный, «сов» – определённо вечерний, умеренно вечерний, соответственно классификации теста Хорна-Остберга. Среди опрошенных юношей 49,44 %, а девушек 50,55 %.

Результаты. Среди учащихся выявлено преобладание хронотипа промежуточного типа у 63,33 % опрошенных, вечерний тип 23,33 %, утренний тип 13,33 %.

Среди юношей выявлен: вечерний тип 21,34 %, промежуточный тип 69,66 %, утренний тип 8,98 %. У девушек хронотип распределился следующим образом: 25,27 % вечерний тип, 57,14 % промежуточный тип, 17,58 % утренний тип.

Успеваемость школьников с вечерним типом: удовлетворительно – 40,00 %, хорошо – 45,71 %, отлично – 14,29 %. Промежуточный тип: удовлетворительно – 35,53 %, хорошо – 57,83 %, отлично – 9,64 %. Утренний тип: удовлетворительно – 30,43 %, хорошо – 60,87 %, отлично – 8,69 % (Рисунок. 1).

Заключение. Обнаружено преобладание промежуточного типа (63 %), среди учащихся школы. Вечерний и утренний тип преобладают больше у девушек, чем у юношей (на 4 % и 4,5 % соответственно), в то время как промежуточный (на 15,5 %) тип наблюдаются больше среди юношей. Наилучшая успеваемость замечена у представителей вечернего типа (14,5 %), по мере отдаления хронотипов от утреннего к вечернему наблюдается увеличение удовлетворительной успеваемости.

 

Рисунок 1. Зависимость успеваемости и хронотипа

 

Результаты исследования показывают, что среди опрошенных учеников средней школы преобладание учащихся с отличной и удовлетворительной академической успеваемостью наблюдается у детей с вечерним хронотипом, что расходится с данными литературы (2-6). Возможно, это обусловлено специфическими стрессовыми факторами Крайнего Севера. Вопрос о взаимосвязи хронотипа человека с его интеллектуальной работоспособностью требует дальнейших исследований. На данном этапе не выявлено взаимосвязи утреннего хронотипа с отличной академической успеваемостью. По мере отдаления хронотипа от вечернего к утреннему наблюдается увеличение количества учеников с хорошей успеваемостью, что может говорить об увеличении стрессоустойчивости учеников к учебному материалу. Данный вывод согласуется с другими авторами (3-4).

 

Список литературы:
1. Панев А.С. Взаимосвязь между хронотипом характеристиками сна интеллектом и успеваемостью у учащейся молодёжи на севере // Физиология человека и животных: от эксперимента к клинической практике. 2016.
2. Нечаева М.С., Токарева Е.С., Архипенко П.П., Булгакова Я.В., Дорохов Е.В. Влияние суточных биоритмов на генетический гомеостаз школьников. // Медицинский академический журнал. 2016.
3. Гончаренко М.С., Тимченко А.Н. Адаптационные возможности школьников в зависимости от возраста и хронотипа // Природничий альманах. 2009.
4. Иванова А.Э., Петракова Т.В. Влияние хронотипа на показатели умственной работоспособности учащихся 6 классов в динамике учебного года // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т. 1. № 1. С. 50-61.
5. Киреева З.А. Взаимосвязь хронотипа и интеллектуальных способностей человека // Сибирский научный вестник. 2015.
6. Алёшина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А. Влияние биоритмов на умственную работоспособность // Universum: Химия и биологи: электрон. научн. журн. 2016. № 9 (27).
7. Хлущевская О.А., Лютая Е.В. Влияние биоритмологических особенностей на адаптацию учащихся // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 4 (32). С. 104-105.
8. Влияние хронотипа на показатели внимания учащихся 7 классов гимназии №39 города Орла. Стрельчук А., Петракова Т.В. // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т. 1. № 1. С. 216-227.