Изучение влияния хронотипа школьников на их академическую успеваемость
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Гигиена
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Изучение влияния хронотипа школьников на их академическую успеваемость
Studying the influence of the chronotypes of schoolchildren on their academic performance
Leonid Zhozhikov
Student North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov », Medical Institute, Russia, Yakutsk
Alean Burnashev
Student North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov », Medical Institute, Russia, Yakutsk
Marina Danilova
Assistant North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov », Medical Institute, Russia, Yakutsk
Аннотация. Современные исследования показывают всё большую вовлеченность хронотипа человека в его жизненные процессы и суточные биоритмы. Проведено анкетирование по тесту Остберга с участием 180 школьников, в котором выявлена зависимость успеваемости от их хронотипа. Обнаружено преобладание промежуточного хронотипа. Выявлена наилучшая успеваемость у школьников с вечерним хронотипом. Наблюдается относительное увеличение количества сов по мере возрастания класса.
Abstract. Modern research shows an increasing involvement of the human chronotype in its life processes and daily biorhythms. A survey was conducted on the Ostberg test with the participation of 180 schoolchildren, in whom the dependence of academic progress on their chronotype was revealed. The prevalence of the intermediate chronotype was found. The best progress in schoolchildren with a evening type chronotype was revealed. There is a relative increase in the number of owls as the class increases.
Ключевые слова: суточный биоритм; хронобиология; тест Остберга; хронотип; ритмы; адаптация; школьники; успеваемость; Республика Саха (Якутия).
Keywords: daily biorhythm; chronobiology; Ostberg test; chronotype; rhythms; adaptation; schoolchildren; performance; Republic of Sakha (Yakutia).
Введение. Хронобиология, или как в России принято называть биоритмология, как наука достаточно молода, но возникла она под вызовом актуальных проблем современного человечества и исследует вопросы адаптации человека и синхронизации его эндогенных функций с внешними воздействиями, ритмами. На данной момент проводится множество исследований касательно биоритмов организма человека, выявлены около 50 функций [2], которые имеют суточную периодичность, исследованы и уже обрели широкую огласку типы суточной активности человека «хронотипы». Хронотип как характеристика способа адаптации эндогенных функций человеческого организма к условиям внешней среды [3] на сегодняшний день исследован достаточно глубоко, чтобы иметь под собой крепкую научную базу для выдвижения различных гипотез [1], [3], [7]. Обнаружены влияния хронотипа на гендерные различия уровней стресса, циркадианного ритма, функциональной активности ВНС. Примечательным является попытка обнаружения гематологических профилей для тех или иных хронотипов.
Как видно из исследований, хронотип является ключевой характеристикой адаптации школьника и определяет множество его эндогенных функций. Встаёт вопрос об исследовании хронотипа при экстремальных условиях адаптации, а именно на севере [1], где помимо обычных cтрессовых факторов, как школьные нагрузки, присутствуют специфические, такие как ограниченная инсоляция, низкие температуры, резко-континентальный климат. Целью данной работы является исследование хронотипа и успеваемости школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера.
Материалы и методы/ В исследовании приняли анонимное и добровольное участие школьники 5-11 классов (N=180) МОБУ СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина г. Якутск. Определение хронотипа («утренний тип», «промежуточный тип», «вечерний тип») проводилось тестом Хорна-Остберга в мае месяце 2017 года, дополнительно в анкетировании были заданы вопросы об успеваемости школьников (удовлетворительно, хорошо, отлично) и их поле. Хронотипы учащихся был поделены на «жаворонков» – определённо утренний, умеренно утренний, «голубей» – промежуточный, «сов» – определённо вечерний, умеренно вечерний, соответственно классификации теста Хорна-Остберга. Среди опрошенных юношей 49,44 %, а девушек 50,55 %.
Результаты. Среди учащихся выявлено преобладание хронотипа промежуточного типа у 63,33 % опрошенных, вечерний тип 23,33 %, утренний тип 13,33 %.
Среди юношей выявлен: вечерний тип 21,34 %, промежуточный тип 69,66 %, утренний тип 8,98 %. У девушек хронотип распределился следующим образом: 25,27 % вечерний тип, 57,14 % промежуточный тип, 17,58 % утренний тип.
Успеваемость школьников с вечерним типом: удовлетворительно – 40,00 %, хорошо – 45,71 %, отлично – 14,29 %. Промежуточный тип: удовлетворительно – 35,53 %, хорошо – 57,83 %, отлично – 9,64 %. Утренний тип: удовлетворительно – 30,43 %, хорошо – 60,87 %, отлично – 8,69 % (Рисунок. 1).
Заключение. Обнаружено преобладание промежуточного типа (63 %), среди учащихся школы. Вечерний и утренний тип преобладают больше у девушек, чем у юношей (на 4 % и 4,5 % соответственно), в то время как промежуточный (на 15,5 %) тип наблюдаются больше среди юношей. Наилучшая успеваемость замечена у представителей вечернего типа (14,5 %), по мере отдаления хронотипов от утреннего к вечернему наблюдается увеличение удовлетворительной успеваемости.
Рисунок 1. Зависимость успеваемости и хронотипа
Результаты исследования показывают, что среди опрошенных учеников средней школы преобладание учащихся с отличной и удовлетворительной академической успеваемостью наблюдается у детей с вечерним хронотипом, что расходится с данными литературы (2-6). Возможно, это обусловлено специфическими стрессовыми факторами Крайнего Севера. Вопрос о взаимосвязи хронотипа человека с его интеллектуальной работоспособностью требует дальнейших исследований. На данном этапе не выявлено взаимосвязи утреннего хронотипа с отличной академической успеваемостью. По мере отдаления хронотипа от вечернего к утреннему наблюдается увеличение количества учеников с хорошей успеваемостью, что может говорить об увеличении стрессоустойчивости учеников к учебному материалу. Данный вывод согласуется с другими авторами (3-4).