Статья:

Логопедическая ритмика в ортопедической стоматологии

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Стоматология

Выходные данные
Филимонов О.А., Седельникова Я.В. Логопедическая ритмика в ортопедической стоматологии // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(30). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 18-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Логопедическая ритмика в ортопедической стоматологии

Филимонов Олег Александрович
студент, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО Семейная стоматология, РФ, г. Краснодар
Седельникова Ярослава Викторовна
канд. мед. наук, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО Семейная стоматология, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье нами рассмотрены и обобщены литера­турные данные и результаты собственных исследований использования логопедической ритмики в ортопедической стоматологии и выяснения ее влияния на функцию речеобразования.

 

Ключевые слова: пациент; лечение; ортопедическая стоматология; зубные протезы; качество речи; логопедическая ритмика; функция речеобразования; произношение звуков; шепелявость.

 

Повышение эффективности стоматологического ортопедического лечения в фонетическом отношении возможно только при глубоком знании закономерностей речевой артикуляции. Поскольку полость рта – сфера деятельности стоматолога, каждый врач-стоматолог обязан пони­мать все процессы, которые там происходят, и знать не только законы артикуляции зубных рядов, особенности артикуляции звуков, зоны артикуляции звуков и условия, в которых они формируются, но и факторы, влияющие на изменения функции речеобразования и звуко­произношения. Положительный опыт использования упражнений по постановке дыхания при протезировании полными съемными про­тезами [6, с. 50] дал нам основания использовать приемы логопедической ритмики с целью улучшения фонетических показателей и влияние их на степень фонетических расстройств при данном виде протезирования [1, с. 33], [2, с. 13].

Э. Килинска-Эвертовска (1978) определяет логоритмику в широко значении слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. В.А. Гринер (1941) и немецкие исследователи Cr. Kohler (1973) Chr. Schwabe (1972) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод. О необходимости применения логопеди­ческой ритмики в процессе коррекции речи людей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова и др. Основателем логопедической ритмики считается Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Дальнейшее раз­витие системы Э. Жак-Дальк [роза получила в работах его учеников и последователей [2, с. 8], [3, с. 13].

Логопедическая ритмика является своеобразной формой актив­ной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Основное понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых функций и в итоге адаптация человека в условиях внешней и внутренней среды. Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. По мнению Г.А. Волковой (2002), ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений приводит к положи­тельной перестройке различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др. [5, с. 58].

Средствами логопедической ритмики является ходьба и марши­ровка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Основной принцип построения всех пере­численных работ – тесная связь движения с музыкой. включение в них речевого материала [3, с. 13], [4, с. 160].

По нашему мнению, средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с нарушением функции речеобразования.

Материалы и методы

К нам в клинику обратилось 20 пациентов (12 женщин + 8 мужчин) в возрасте от 40 до 60 лет, с жалобами на плохую дикцию при громком и обычном стиле разговора. Пациенты пользовались полными съемными протезами на верхней и нижней челюсти от 1 до 4 лет.

При клиническом обследовании у всех пациентов диагностирован ортогнатическое соотношение челюстей и, согласно классификации беззубых челюстей, I и II тип по И.М.Оксману. Всем им проведено повторное ортопедическое лечение с использованием конструирования зубных рядов по методу М.Е. Васильева. Оценку фонетических рас­стройств проводили по модифицированному методу О.А. Филимонова (2003), сразу по окончанию лечения и через 1 месяц.

В качестве контроля исследовали группу людей в возрасте от 40 до 60 лет с сохраненным зубным рядом в количестве 10 человек (2 мужчины + 8 женщин). Согласно цели исследования пациенты были разделены на 2 группы:

  • 1 группа - 10 человек (6 женщин + 4 мужчины), которым лечение проводилось без применения упражнений логопедической ритмики;
  • 2 группа- 10 человек (6 женщин + 4 мужчины), которым лечение проводилось с применением упражнений логопедической ритмики (в течении 1-го месяца после окончания ортопедического лечения).

В качестве музыкального сопровождения использовали звуки живой природы и романтические саксофонные баллады, фрагменты джазовых композиций (музыка в медленном темпе), а также музыку в темпе марша при использовании упражнений на развития дикции и закрепления звуков.

Упражнения проводились поэтапно:

1-я неделя – упражнения на развитие и по постановке дыхания;

2-я и 3-я недели – упражнения на четкие произношения гласных и согласных;

4-я неделя – упражнения на закрепление дикции и звуков.

Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие и по постановке дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их нужно сочетать с движение рук (вперед, вниз, в сторону и т. д.), туловища (вправо, влево, круговые движения и т. д.) [3]. В упражнения на развития и по постановке дыхания включаются обязательно речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки подтянуть вверх – выдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук [«с»] (или [«щ»], [«ф»], [«х»]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками. Далее – на выдохе – произносить слова с открытыми слогами, закрытыми, состоящими из 4-5-6 слов (удлинение фразы требует более длительного выдоха).

Четкое произношение гласных и согласных проводили с помощью дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. Вначале под музыку занимающиеся обозначают гласные немой артикуляцией, затем произносят на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2, 3, 4-х гласных, всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со звуками [«п»], [«т»], [«ф»], [«ш»] («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф» и т.д.) и громко, четверостишье, пословицы, поговорки произносятся со сменой ударения и темпа речи. Например, пациенты идут пол музыку на полных ступнях (направление ходьбы и характер музыки меняется) и говорят: «Мы проверяли осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках и т.  д.».

Для закрепления дикции и звуков мы использовали только одно упражнение под названием «Трубочист». Оно заключалось в том, что пациенты стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх, вниз, крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, пациенты выполняли движения: поднимали руки вверх, затем сгибали их в локтях, сжимая кисти в кулак и с силой опуская руки вниз.

Упражнения проводились в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большом количестве они включа­лись в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения количество их в средине и конце коррекционного курса сокращается, но не исключается поскольку в использовании логоритмического материала должна быть преемственность. Во время упражнений необходимо развивать диапазон голоса. В звонком голосе выражены высокие (2000-3000 Гц) и низкие (700-800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой формации (2300-2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Мы предла­гаем для этого использовать следующее упражнение: начинать нужно с произношения звука [«м»], [«н»] с гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности: ммуммоммэммиммамм. Далее: повышение и понижение сонорных согласных [«м»], [«н»] с паузами и без пауз при произношении слов и фраз.

Результаты и их обсуждение

В процессе логоритмических занятий с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение пациентов к своей деятельности. У нас не все сразу получалось; на первых занятиях не было тесного психологического контакта внутри группы, многие пациенты скептически относились к самой идеи логоритмических занятий и т. д. Благодаря нашей настойчивости группа сохранилась, и мы провели поный намеченный курс логоритмических занятий.

Результаты исследования степени фонетических расстройств пациентов 1 и 2 групп по окончании ортопедического лечения и через 1 месяц представлены на рис.1.

Результаты исследования степени фонетических расстройств пациентов 2-й группы (по половому признаку) по окончании ортопеди­ческого лечения и через 1 месяц представлены на рис.2.

Заключение

Несмотря на скептическое отношение пациентов и коллег нам удалось применить упражнения логопедической ритмики с целью улучшения фонетических показателей при протезировании полными съемными протезами на верхней и нижней челюсти и сделать соответствующие выводы.

1.  При сравнительной характеристике через 1 месяц у пациентов 2 группы адаптация к протезам в фонетическом отношении шла в 2,1 раза быстрее, чем у пациентов 1 группы.

2.  При оценке фонетических расстройств по половому признаку у мужчин они выражены более сильно по цифровым показателям (тяжелая степень), чем у женщин. После использования упражнений логопедической ритмики степень фонетических расстройств снизилось у мужчин в 2,2 раза, у женщин в 2,7 раза.

3.  Эта мелодика является научно обоснованной и не требует материальных затрат на её осуществление.

4.  Позвольте выразить надежду, несмотря на холодное восприятие коллег, эта методика найдет достойное применение в практической стоматологии для лечения и социальной реабилитации ортопедических пациентов.

 

Рисунок 1. Исследование речи по окончанию ортопедического лечения и через 1 месяц

 

Рисунок 2. Исследование речи по окончанию лечения и через 1 месяц по половому признаку

 

Список литературы:
1. Волкова Г.А. Программа курса «Логопедическая ритмика» / Г.А.Волкова // Программа для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация «Логопедия»). – СПб, 1996. – С.33-49.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А.Волкова – М., 2002.
3. Гринер В.А. Логопедическая ритмика / В.А.Гринер, Н.С.Самойленко – М., 1941.
4. Поль Л. Сопер Основы искусства речи / Поль Л.Сопер; Пер. с английского С.Д.Чижовой. – Ростов н/Д. 2002. - С.160-167.
5. Филимонов О.А. Оценка фонетических расстройств при протезировании полными съемными протезами / О.А.Филимонов, М.О.Индюкова // Стоматология сегодня. Ч.I. – Красноярск, 2003. – С.58-62.
6. Филимонов О.А. Влияние упражнений по постановке дыхания на функцию речеобразования при протезировании полными съемными протезами / О.А.Филимонов // Стоматология сегодня. Ч.II. – Красноярск, 2003. – С.50-53.