Статья:

Роль рассказа в развитии и продвижении русской литературы

Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Аббасхилми А.Я. Роль рассказа в развитии и продвижении русской литературы // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам L междунар. науч.-практ. конф. — № 7(50). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 9-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль рассказа в развитии и продвижении русской литературы

Аббасхилми Абдулазиз Яссин
д-р филол. наук, Факультет базового образования, Дияльский университет, Ирак, г. Дияла

 

THE ROLE OF THE STORY IN THE DEVELOPMENT AND PROMOTION OF RUSSIAN LITERATURE

 

Abashilmi Abdulaziz Yasin

Doctor of Philology, Faculty of Basic Education, Diyal University, Iraq, Diyala

 

Аннотация. В данной статье поднимается влияние художественного творчества Антона Павловича Чехова на литературу и театр XIX века. Рассматриваются факторы, которые смогли оказать влияние на творчество А.П. Чехова. Приводятся примеры того, как драматические произведения, написанные Чеховым, были переведены на большое количество языков и стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Основной акцент в статье делается на описание художественных приёмов, которые в своих произведениях использовал Чехов.

Abstract. This article raises the influence of artistic creativity of Anton Pavlovich Chekhov on literature and theater of the XIX century. Discusses factors that could influence the work of A. P. Chekhov. The examples of how the dramatic works written by Chekhov were translated into a large number of languages and became an integral part of the world theater repertoire are given. The main focus of the article is on the description of artistic techniques used by Chekhov in his works.

 

Ключевые слова: русская литература, мировая художественная литература, драм, Чехов, пьесы, художественный прием, творчество.

Keywords: Russian literature, world fiction, drama, Chekhov, plays, artistic technique, creativity.

 

Произведения Антона Павловича Чехова замечательны тем, что несли в своем содержании глубокую мысль и в широкой степени охватывали современную жизнь. Писателю удавалось мастерски изображать людей и природу в результате использования точных, кратких и ярких слов. А.П. Чехову удалось довести отечественный литературный язык до наивысшей степени совершенства.

М. Горький писал, что стилистика Чехова недосягаема. Кроме этого Горький утверждал, что будущие литературные историки, при написании работ, посвященных росту русского языка, будут указывать на то, что создателями этого языка были Пушкин, Тургенев и Чехов.

Прекрасные слова М. Горький говорил и о значении творчества А.П. Чехова: «Когда умрёт Чехов, умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всём, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по ста рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который всё понимал» [3].

И на сегодняшний день не уменьшается интерес к творчеству писателя. Чехов всегда будет для читателей замечательным художником слова, который внес значительный вклад в развитие отечественной культуры. Произведения Чехова позволяют формировать высокие нравственные отношения между людьми. Жизненные ситуации, описанные в произведениях А. П. Чехова, позволяют найти решение вопросов, которые не перестали волновать и современного читателя.

Произведения драматурга приносят не только эстетическое наслаждение, но и учат идейному и нравственному воспитанию. Писателю удалось одухотворить свои произведения идеей борьбы, целью которой является сохранение красоты в мире, свободы и счастья человека. Данные вопросы имеют не только общечеловеческий характер, но и одновременно политический и социальный. В своих произведениях Чехов поднимает совершенно конкретные темы, которые связаны с задачами, которые имеют важное жизненное значение и для нашей современности.

В записной книжке А. П. Чехова была сохранена маленькая аллегория, автором которой был французский писатель Альфонс Додэ:

« − Почему твои песни так коротки?- спросили однажды птицу. − Или у тебя не хватает дыхания?

− У меня очень много песен, − ответила птица, − и я хотела бы поведать их миру все» [11].

В состав литературного наследства Чехова входят несколько драм и множество коротких произведений, в содержании которых писатель тоже словно спешил рассказать читателям обо всём, что касалось его размышлений о событиях того времени, происходящих в России.

Записная книжка Чехова содержала в себе следующие строки, которые несли в себе скорбь и тревогу: «Разговор на другой планете о земле через 1000 лет: помнишь ли ты то белое дерево... (березу)» [11]. Однозначно можно утверждать, что эта запись обращена ко всему человечеству. В этих словах можно разглядеть тревожное настроение, суровое предостережение. А. П. Чехов предстает в этих строках в качестве нашего соратника и единомышленника. Ведь на сегодняшний день призыв писателя имеет наибольшее значение. Так как он указывает на то, насколько важно оберегать красоту человеческой культуры, не забывать о судьбе нашей планеты. Русский писатель связывал свои светлые мысли и надежды с тем, чтобы люди несли ответственность за события прошлого, настоящего и будущего, за культуру, за свои жизни, за белые березы, цветущие вишневые сады. А. П. Чехов способствовал тому, чтобы все эти вопросы определили одну из самых важнейших традиций отечественной литературы.

Чехов являлся культурным и чутким представителем той лучшей части интеллигенции его эпохи, которая сознавала, что жить так, как жила Россия конца XIX в., нельзя и что нельзя терять веру в существование какой-то иной жизни, светлой и красивой.

В своих произведениях Чехов указывает на существование новых методов борьбы. Он являлся сторонником того, что человек должен быть полностью освобожден от всевозможного насилия и неравенства.

Несомненно, творчество А. П. Чехова имело большое значение в  развитии отечественных писателей. Учениками Чехова считали себя М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Андреев. В наибольшей степени М. Горький перенял у Чехова искусство построения драматических произведений. 

Значимая роль произведений Чехова для отечественной современности неоспорима. Произведения драматурга представляют большую ценность для читателей, так как являются источником информации о русской жизни конца XIX века. В своих произведениях Чехов выступает для читателей в качестве союзника, который готов бороться с оставшимся дореволюционным мошенничеством.

В XIX веке для русской драматургии и театра ещё была характерна традиция серьезной или высокой комедии. А.С. Пушкин писал о сложившейся ситуации, что такая комедия «не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, − и что нередко близко подходит к трагедии». Впоследствии таким сложным жанром было получено название «трагикомедия».

Трагические и комические принципы в творчестве Чехова невозможно разложить на составные части, так как они в результате взаимодействия усиливают друг друга. В итоге образуется нерасторжимое единство. Именно по такому принципу Чехов выстраивал сюжеты своих произведений и характеры главных героев. Именно чеховские герои соединяли в себе противоположные черты: высокий и низкий, смешной и печальный. В таких случаях большой интерес представляют ремарки Чехова, с помощью которых он указывает на первый взгляд, казалось бы, на несоединимые переживания действующих лиц. Так, например, в произведении «Вишневый сад» Раневская задает мучающие её вопросы, «напевая лезгинку», а Варя, «танцуя, утирает слезы» [11] .

Для чеховских героев характерны психологически сложные чувства и поведение. А. П. Чехов указывает на эти особенности и с помощью манеры общения своих героев и в своеобразии их речи. Герои произведений Чехова нередко ведут беседы семи с собой, не рассчитывая на то, что их кто-то может услышать. Кроме этого писатель ставит своих героев в такие условия, когда они не слышат вопросов, которые им адресованы или отвечают невпопад. Это происходит по той причине, что чеховские герои часто погружены в собственные мысли.

В результате этого чеховская драматургия отличается характерным подтекстом, благодаря которому речь героев произведений наполняется смыслом, становится эмоционально насыщенной, художественно и психологически убедительна. Такую же функцию выполняют пауза в тех моментах, когда персонажи погружаются в собственные мысли.

Отличительные черты чеховской драматургии были отмечены его современниками ещё после первых постановок. Изначально  критики упрекали Чехова в том, что он неоправданно подробно в своих пьесах описывает быт, в результате чего нарушает существующие законы сценического действия. Однако сам Чехов говорил об этом так:  «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни» [11].

В своей драматургии Чехов обыденные, повторяющиеся события повседневной жизни ставит в качестве основы всего содержания пьесы. Значительная часть пьес А. П. Чехова подробно описывает быт, что позволяет донести до читателей особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Бытовые лини подбираются в зависимости от степени их значимости для общего эмоционального содержания жизни героев.

Самой успешной постановкой пьесы Чехова принято считать пьесу «Чайка», премьера корой состоялась в 1898 г. в Московском Художественном театре. Этой постановке удалось завоевать огромный успех у публики и критиков. После этого Чеховым были созданы такие выдающиеся пьесы, как «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Именно А. П. Чехов был первым отечественным писателем, кто в своих произведениях ярко продемонстрировал образ провинциального обывателя, который был лишен всякого кругозора, жажды деятельности, благих стремлений, потребности действия. Чехов, как никто другой, смог показать в какой степени для отдельной личности и для общества в целом может быть опасным такое социальное явление, как обывательщина. Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях читатель видит нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению.

Художественные приёмы писателя способствовали дальнейшему развитию драматического искусства во всем мире.

И на сегодняшний день не перестает расти мировой интерес к проблематике общечеловеческих отношений, которую поднимает в своих произведениях драматург. Ещё в годы жизни Чехова его произведения начали переводиться на иностранные языки. На протяжении всего времени популярность трудов А. П. Чехова, влияние драматургии на развитие театрального искусства не переставали возрастать. Многими литературными деятелями Европы, Азии, Америки были написаны слова благодарности, указывающие на выдающуюся роль писателя в культурной жизни различных стран мира.

В 1919 году выдающимся ирландским драматургом и романистом Бернардом Шоу была опубликована пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Сам драматург указывал на то, что прямое воздействие на его работу оказали произведения Чехова. Писатели английского происхождения, такие как Джон Голсуорси и Джон Пристли неоднократно указывали на то, что великому русскому писателю удалось оказать благотворное воздействие на мировую литературу. Французские писатели Андре Вюрмсер и Франсуа Мориак, немецкий писатель Томас Манн и многие другие выдающиеся деятели искусства неоднократно высказывались о значении А. П. Чехова в художественной культуре. Творческие методы Чехова принято считать оригинальными в результате использования такого приёма, как «поток сознания». В дальнейшем данный приём перенял ирландский писатель Д. Джойс и другие модернисты.

Следует добавить, что в произведениях Чехова отсутствует финальная мораль, которая в то время считалась необходимым элементом классического рассказа. В своих произведениях драматург не пытался дать ответы читателям. Он считал, что роль писателя заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что художественное творчество А. П. Чехова смогло оказать значительное влияние на литературу и театр XIX в. Его драматические произведения, которые были переведены на большое количество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Чехову удалось создать новые приёмы в художественной литературе, что оказало немалое влияние на развитие современного рассказа.

 

Список литературы:
1. Герасимова М. С. А. П. Чехов в российском литературоведении в восприятии книговеда [Электронный ресурс] // Журнал «Вестник Московского государственного университета печати». —  2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/a-p-chehov-v-rossiyskom-literaturoveden ii-v-vospriyatii-knigoveda (Дата обращения: 02.03.2019).
2. Горовая И.Г. К вопросу о языковом новаторстве А.П. Чехова [Электронный ресурс] // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». — 2014. — №11 (36). — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=1166044 (Дата обращения: 02.03.2019).
3. Горький М. Заметки [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — 2014. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v37/v37225-.htm (Дата обращения: 02.03.2019).
4. Крупчанов Л. М. Введение в литературоведение: учебник / Л.М. Крупчанов. — М.: Оникс, 2018. — 479 с.
5. Ларионова М. Ч. Народная культура в творчестве А. П. Чехова [Электронный ресурс] // Журнал «Научная мысль Кавказа». — 2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/narodnaya-kultura-v-tvorchestve-a-p-chehova (Дата обращения: 02.03.2019).
6. Лелис Е. И. Грамматические средства формирования подтекста в творчестве А. П. Чехова (словообразовательный уровень) [Электронный ресурс] // Журнал «Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология»». — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gram maticheskie-sredstva-formirovaniya-podteksta-v-tvorchestve-a-p-chehovaslovoob razovatelnyy-uroven (Дата обращения: 02.03.2019).
7. Мухин М. Ю. Проза, драматургия, публицистика и переписка А. П. Чехова в сопоставительно-статистическом ракурсе [Электронный ресурс] // Журнал «Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». — 2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proza-dramaturgiya-publitsistika-i-perepiska-a-p-chehova-v-sopostavitelno-statisticheskom-rakurse (Дата обращения: 02.03.2019).
8. Николетич С. А. П. Чехов как читатель [Электронный ресурс] // Журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика». — 2017. — Режим доступа: https://cyberl eninka.ru/article/n/a-p-chehov-kak-chitatel (Дата обращения: 02.03.2019).
9. Разумова Н. Е. Чехов это Пушкин в прозе [Электронный ресурс] // Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета». — 2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article /chehov-eto-pushkin-v-proze (Дата обращения: 02.03.2019).
10. Ходжаева М. Д. Мир чеховских рассказов [Электронный ресурс] //  Журнал «Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук». — 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/mir-chehovskih-rasskazov (Дата обращения: 02.03.2019).
11. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: сочинения / А. П. Чехов. — М.: «Наука», 1984. — 560 с.