Статья:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРАТКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СТРОГАНОВСКОМУ ДВОРЦУ. ЧАСТЬ 1. ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ АНФИЛАДЫ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРАТКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СТРОГАНОВСКОМУ ДВОРЦУ. ЧАСТЬ 1. ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ АНФИЛАДЫ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРАТКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СТРОГАНОВСКОМУ ДВОРЦУ. ЧАСТЬ 1. ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ АНФИЛАДЫ

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

MATERIALS FOR A SHORT GUIDE TO THE STROGANOV COURT.

PART 1. WESTERN AND SOUTHERN ENFILADES

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье дается сжатая информация по результатам исследования истории строительства и реставрации Строгановского дворца, подготовленная для путеводителя.

Abstract. The article provides concise information on the results of a study of the history of the construction and restoration of the Stroganov Palace, intended for the guide.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Строгановский дворец – уникальный пример архитектуры зрелого барокко на Невском проспекте. Он был создан Ф. Б. Растрелли (1700 - 1771) для барона С. Г. Строганова (1707 – 1756) в 1753 – 1756 годах на месте существующих домов с использованием их конструкций. Архитектор надстроил третий этаж и объединил ранние постройки единым барочным фасадом, а также оформил ряд интерьеров парадного этажа. До настоящего времени сохранились фасады, частично утратившие скульптурное убранство, Большой зал и Вестибюль Растрелли. В конце XIX века перестройками во дворце занимался А. Н. Воронихин (1759 – 1814).

На протяжении полутора веков облик парадных залов менялся неоднократно в соответствии с изменениями моды и потребностями новых поколений семьи Строгановых. Среди архитекторов, которые занимались реконструкцией интерьеров были К. Росси, И. Колодин, П. Садовников и др. Кроме работы в помещениях дворца, П. Садовников в 1842 году завершил оформление дворовых фасадов по аналогии с лицевыми.

Пространство Парадной лестницы было оформлено Растрелли в стиле барокко с использованием обильной лепнины и позолоты, но в конце XVIII – начале XIX веков А. Н. Воронихин полностью перестроил ее: развернул направление маршей в противоположном направлении, что было связано с переносом входа во дворец на Невский проспект и устройством Новой передней для прохода на парадную анфиладу.  Изменился декор лестницы: вместо лепнины и позолоты – строгий руст и дорические колонны разной высоты, поддерживающие гранитные марши ступеней и создающие образ руин древнегреческого храма. В 1833 году лестница была вновь перестроена  И. Шарлеманем (?), когда он сооружал пристройку к дворовому входу в северо-западном углу двора.

Во время реставрационных работ, проводившихся в 1990-х годах, при расчистках на потолке были обнаружены фрагменты росписи, имитирующей кессоны, что помогло воссоздать ее. На первом этаже лестницы был понижен уровень пола до исторической отметки, что позволило вернуть оригинальные пропорции колонн и профили каннелюр. Был отреставрирован поручень лестницы из красного дерева с воссозданием инкрустации.

Новая передняя выполняет функцию приемной после устройства А. Н. Воронихиным новой Парадной лестницы и предваряет вход в Большой зал. Уникальный пол из разноцветного мрамора, рисунок которого напоминает символическое изображение солнца, относится ко времени А. Н. Воронихина. Остальная отделка: лепнина стен в стиле «второго барокко» и две угловые печи, украшенные лепкой и зеркалами, относятся ко второй половине XIX века.Сейчас в центре зала установлена скульптура М.И. Козловского «Минерва и Гений художеств» (1796). Крылатый Гений готовится записать имена тех, кто достоин получить лавровый венок из рук Минервы (императрицы). На одной из архивных фотографий в центре этого помещения находится гранитная ваза, подаренная графу А. С. Строганову в честь окончания постройки Казанского собора [2, с. 533].

Длительное время без реставрации привело к обветшанию интерьера, в мраморном полу были утраты и деформации. Но, поскольку все детали отделки сохранились, его восстановление не вызвало больших затруднений. Интерьер был отреставрирован в 1994-1995 гг.

Большой (Танцевальный) зал – единственный из парадных интерьеров, в котором сохранилась общая композиция и отделка Ф. Б. Растрелли. Лепной узор северной и южной стен с фигурами атлантов, поддерживающих балконы, а также кариатиды восточной стены, на которые опирается карниз, выполнены неизвестным итальянским мастером в 1750-х годах. Декоративная резьба вокруг зеркал, десюдепорты и камины – более позднего времени. Главной достопримечательностью зала является живописный плафон работы Джузеппе Валериани (1708 – 1778). Перспективная архитектурная рама и сложная многофигурная композиция на фоне неба дематериализуют потолок и создают иллюзию безграничного пространства. Сюжет композиции – проповедь созидательной добродетели, мудрости и любви к искусствам – является зашифрованным посланием барона С. Г. Строганова своему сыну графу А. С. Строганову. На шести десюдепортах изображена история Энея, мифологического героя поэмы Вергилия.

В 1791 году А. Н. Воронихин установил люстры, выполненные И. Фишером по проекту А. Жерве, мебельный гарнитур и камины, над которыми были размещены портреты императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. Оба портрета выполнены Ж.-Л. Монье. Люстры и камины сохранились на своих местах, гарнитур утрачен и воссоздан по сохранившимся образцам, портреты покинули свои места в 1929 году после закрытия дворца как музея.

В советское время пространство зала было разделено временными перегородками, что привело к повреждению декоративной отделки. Несмотря на капитальную реставрацию зала в 1953-54 гг., ко времени передачи дворца Русскому музею интерьер находился в очень запущенном состоянии. Например, паркет, перекрытый линолеумом, не подлежал реставрации, бронзовый декор каминов и прикаминные плиты были утрачены.

Реставрация зала была проведена Русским музеем в 1995 – 2003 годах. За это время были выполнены работы по очистке и восполнению утрат лепного и резного декора, позолотные работы, отреставрированы плафон, камины, кованые решетки балконов, десюдепорты и воссоздан паркет из ценных пород дерева.

Малая гостиная, созданная в начале XIX века архитектором А. Н. Воронихиным, входила в парадные апартаменты товарища (заместителя) министра внутренних дел графа П. А. Строганова (1772 – 1817). Стены отделаны искусственным мрамором. На плафоне и падугах декоративные росписи арабескового характера, выполненные предположительно Д. Б. Скотти, А. Виги или Д. Феррари. В полуциркульных люнетах размещены десять многофигурных барельефов, авторами которых являются С. М. Теглев, М. П. Александров-Уважный, И. И. Теребенев. Сюжеты барельефов взяты из античной мифологии.

В последние годы перед передачей Строгановского дворца Русскому музею интерьер использовался в качестве кабинета управляющего предприятия «Эра», поэтому помещение хорошо сохранилось, включая паркет, который не пришлось менять. Самой большой проблемой оказалась реставрация живописи плафона, которая была очень грубо поновлена во время предыдущих реставраций. После тщательных расчисток удалось удалить поздние колерные слои и выявить авторский слой. Камин был полностью демонтирован для детальной прочистки, восполнения утрат, шлифовки и полировки. Были воссозданы утраченные бронзовые детали.

Большая гостиная была выполнена в середине XIX века архитектором М. А. Макаровым (?) для одного из сыновей графа С. Г. Строганова – Александра Сергеевича (1818 – 1864) и его супруги Татьяны Дмитриевны, урожденной княжны Васильчиковой. Архитектор преобразил гостиную, построенную ранее Воронихиным, сохранив камин, двери и фриз. Белым с букетами цветов французским шелком он декорировал стены; этот же шелк был использован при обивке мебели и драпировке окон и дверей. Ткань на стенах заключена в резные золоченые рамы.

Одним из элементов декора камина являются плакетки «Свадьба Купидона и Психеи», «Зима» и «Весна». Они были выполнены около 1778 года на мануфактуре Веджвуда, но в советское время утрачены. Напротив камина находилась резная консоль с мраморной столешницей, а над ней зеркало в резной раме. Аналогичная рама обрамляла трехчастное зеркало, которое замыкало анфиладу западного корпуса и зрительно продолжало ее. Позже зеркала и консоль были тоже утрачены.

Основой для создания проекта реставрации интерьера послужила фотография 1865 года. Во время реставрационных работ 2000 – 2003 гг. было воссоздано оформление стен, утраченные карнизы, резные рамы для зеркал, зеркальный трельяж и художественный паркет. В 2005 – 2007 гг. был воссоздан консольный столик и произведена реставрация камина. А в 2009 году лорд Перси Веджвуд преподнес в дар Русскому музею три керамических медальона для завершения отделки камина – точные копии тех, что украшали камин ранее.

Греческая комната находится во внутренней анфиладе южной части западного корпуса. Она неоднократно переделывалась: сначала здесь была гостиная, выполненная Растрелли. После пристройки южного корпуса в 1804 – 1805 годах А. Н. Воронихин устроил на этом месте Греческую гостиную. Позже в соседних помещениях были устроены апартаменты по проекту К. Росси. На рубеже 1850 – 1860 годов интерьер был преобразован, архитектором М. А. Макаровым (?), который закрыл искусственный мрамор и барельефы фанерой, покрытой тканью с бордюром. 

В конце XIX века на этом месте возник коридор и помещение, оформленное неизвестным архитектором в стиле «второго барокко». Был установлен камин белого мрамора, отделанный фигурками путти, а также золоченые панели и плафон с золоченой лепной розеткой. Именно в таком виде интерьер дошел до наших дней. Верхняя часть южной стены коридора декорирована барельефами на античную тему. В результате обследования интерьера во время реставрационных работ на западной стене были обнаружены аналогичные барельефы и фрагменты отделки искусственным мрамором. Реставрационный совет решил открыть часть барельефов, а стену, образующую коридор, разобрать.

Паркетный пол, воссозданный при реставрации, содержит фрагменты разных исторических периодов: средняя часть – паркет времени Воронихина, северный фрагмент – времени Росси. Сохранились резные оконные карнизы, покрытые бронзовой краской. После расчистки на них были обнаружены следы позолоты, которая была восстановлена во время реставрации 2005 – 2007 годов.

Большой кабинет графини С.В. Строгановой (1775-1845) был устроен Воронихиным около 1796 года. Вначале он не имел окон и освещался посредством светового фонаря в потолке. Такой способ освещения был обусловлен назначением интерьера: здесь располагалось собрание картин, продолжавшее коллекцию знаменитой Картинной галереи графа А. С. Строганова (1733 – 1811). После надстройки третьего этажа в первой трети XIX века от фонаря пришлось отказаться и сделать окна.

В 1850 – 1860-е годы архитектор М. А. Макаров (?) устроил здесь кабинет для графини Т. Д. Строгановой, супруги графа А. С. Строганова (1818 – 1864) в стиле «второго барокко». Мраморный камин и прямоугольные рельефные панно времен Воронихина сохранились до наших дней. Скульптурные панно являются слепками с рельефов храма Антонина и Фаустины в Риме (II век н.э.)

Реставрация интерьера проводилась на основе акварели Е. Есакова (?) [2, с. 624], изображающей кабинет в начале XIX века, когда его хозяйкой была графина С. В. Строганова. В соответствии с акварелью стены были затянуты зеленым шелком и обрамлены золоченым багетом, а также воссоздан уникальный паркет с гравировкой.  Барельефы, двери, резные золоченые наличники и камин были расчищены и отреставрированы. Реставрация интерьера проходила с 2003 по 2007 год.

Малый кабинет графини С. В. Строгановой или Малая библиотека, как сначала назывался этот интерьер, находится рядом с Большим кабинетом в южном корпусе. Архитектурная композиция в виде миниатюрного греческого храма, созданная А. Н. Воронихиным в 1811 году, сохранилась. Последующая декоративная отделка принадлежит архитектору И. Ф. Колодину, который установил коринфские колонны и пилястры в 1818 году. В 1840-е годы некоторые изменения в убранство интерьера были внесены П. С. Садовниковым. Он установил камин из темно-зеленого змеевика и расширил проем окна. Сохранившая роспись между кессонами свода, выполненная в технике «гризайль», относится ко второй половине XIX века.

Со времени Воронихина сохранился рельеф, автором которого является А. И. Воронихин (1788-1846), племянник архитектора. Скульптурная композиция «Иван Грозный поит своего воина» была создана для академического конкурса 1811 года, в котором Алексей Воронихин получил вторую золотую медаль за работу на тему: «Поход на Казань царя Ивана Васильевича…».

Реставрация Малого кабинета проводилась в соответствии с акварелью Е. Есакова (?) из альбома Строгановых, хранящегося в ГРМ [2, с. 635]. Расчистки подтвердили цвет стен, показанный на акварели. Оригинальный паркет не сохранился и был воссоздан на основе того же изображения. Реставрация была проведена в 2005 – 2007 годах.

Зал с дубовым камином расположен во внутренней анфиладе западного корпуса параллельно Большому залу. Он связан с последним владельцем дворца – графом С. А. Строгановым (1852 – 1923). Автор отделки неизвестен. Стиль отделки помещения близок охотничьим кабинетам английских замков. В советский период зал был разделен на три небольшие комнаты. Никаких изобразительных материалов по этому интерьеру не сохранилось, но при расчистках были обнаружены фрагменты бордовых бархатных обоев, поэтому после реставрации стены были оклеены аналогичными современными обоями. Обнаруженный фрагмент более ранней росписи (возможно, XVIII века) был музеефицирован.

Во время реставрационных работ камин и карнизы были полностью демонтированы, реставрация производилась в мастерской. Детали и механизмы карнизов, утраченные или измененные в процессе эксплуатации, были воссозданы по имеющимся обмерам, образцам или аналогам. Реставрация интерьера проведена в 2005 – 2007 годах.

 

Список литературы:
1. Кузнецов С.О. Строгановский дворец: архитектурная история / С.О. Кузнецов – СПб.: Коло, 2015.
2. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – Москва: Эксмо, 2017. С.458-487.