Статья:

Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания. Часть 3. Интерьеры южного флигеля

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания. Часть 3. Интерьеры южного флигеля // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания. Часть 3. Интерьеры южного флигеля

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

Stroganov's Palace in the artworks and their role in the study of the construction history of the  building. Part 2. Interiors of southern wing

 

Tatiana Nesvetailo

senior researcher, State Russian Museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются произведения изобразительного искусства, на которых показаны интерьеры Строгановского дворца южного флигеля, и показывается роль такого рода иконографических источников для изучения истории строительства и реставрации дворца.

Abstract. The article is a comparative analysis of art works, which show interiors of the Stroganov's Palace southern wing, and examines the role of such iconographic sources for studying the construction and restoration history of the palace.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov's Palace construction and restoration history.

 

Интерьеры южного флигеля, созданные в первой половине XIX века, – менее других помещений дворца претерпели планировочные изменения и частично сохранили историческую отделку. Как и в ряде других парадных залов, изменение декора происходило наряду с некоторыми изменениями конструкций здания. Перед созданием проекта реставрации встал вопрос о выборе исторического слоя, на который следовало ориентироваться при воссоздании оригинального облика помещений. Этот выбор находился в непосредственной связи с наличием изобразительного материала.

Самый ранний из парадных интерьеров южного флигеля – Большой кабинет графини С. В. Строгановой. Первоначально интерьер, оформленный Воронихиным около 1804(?) года, не имел окон и освещался с помощью светового фонаря в потолке. Именно таким показан кабинет на рисунке неизвестного художника из альбома графини С. В. Строгановой (конец 1810-х – начало 1820-х, ГРМ). В Русском музее находятся несколько альбомов, непосредственно связанных с семьей Строгановых. «По своему содержанию и стилистике эти альбомы относятся к тому типу альбомной графики, который получил широкое распространение в дворянской среде в первой половине ХIХ века и был неотъемлемой частью быта дворянских фамилий. В этих альбомах значительная часть акварелей и рисунков выполнена профессиональными художниками, с ними соседствуют художественные опыты самих Строгановых, их родственников, знакомых. На страницах этих альбомов рисунки, стихи самой хозяйки Софьи Владимировны, альбомы предназначались также для широкого круга гостей, желавших проявить в них свой талант» [1].

Верхнее освещение было задумано, вероятно, для размещения картин, экспозицию которых в стиле декоративного симметризма можно видеть на стенах. Таким образом, кабинет графини являлся своего рода продолжением Картинной галереи графа А.С. Строганова, которая уже не вмещала произведения разрастающейся семейной коллекции. Очевидно, что акварельный рисунок выполнен художником-любителем: сильно нарушены пропорции, схематично показаны барельефы, рисунок паркетного пола. Но именно этот рисунок был единственным источником на первом этапе составления проекта реставрации.

Когда создание проекта было завершено, и велись уже реставрационные работы, на аукционе Christie’s появилась акварель неизвестного художника  1810-х годов. Строгановский фонд приобрел ее и передал в дар Русскому музею. Появление нового иконографического источника дало возможность уточнить некоторые детали отделки интерьера, в частности, рисунок паркетного пола, что позволило в оперативном порядке внести коррективы в проект.

Акварель, автором которой предположительно является Е. И. Есаков, была выполнена после 1811 года, не ранее, чем была устроена Малая библиотека, фрагмент которой виден в дверном проеме. Но не позже 1824 года, когда Е. И. Есаков перестал работать для Строгановых [2].  Световой фонарь был утрачен около 1818 г., т. к. препятствовал надстройке верхнего этажа. Тогда же в помещении появились окна. В 1850-60 гг. архитектором Макаровым (?) здесь был устроен кабинет для Татьяны Дмитриевны Строгановой. В интерьере был установлен мраморный камин, который сохранился до настоящего времени.

Сейчас интерьер представляет собой небольшую прямоугольную комнату с двумя окнами во двор. Стены венчаются сложным антаблементом с развитым фризом, в котором сохранились прямоугольные скульптурные панно. И фриз, и рельефы – времени Воронихина. Композиция рельефов представляет собой симметрично расположенных грифонов с растительным орнаментом между ними. Над окнами (на северной стене) и на противоположной (южной) стене находятся по два панно. На торцевых стенах (западной и восточной) – по одному, более длинному. По сторонам рельефов находятся женские фигуры в профиль в виде кариатид, которые поддерживают карниз из чередующихся кронштейнов и розеток, окаймляющий гладкий потолок с лепной розеткой посередине. Рельефные панно являются слепками с рельефов храма Антонина и Фаустины в Риме (II в. н.э.).

Несмотря на то, что былой облик Большого кабинета графини С.В.Строгановой хорошо известен по акварели, восстановить его полностью не представлялось возможным, поскольку наличие верхнего этажа не позволяло воссоздать главную особенность интерьера – остекленный потолок. Для создания иллюзии отсутствия окон были сделаны портьеры, закрывающие окна, из того же зеленого шелка, которым декорировали стены. Реставрация Большого кабинета проходила с 2003 по 2007 год.

 

Рисунок 1, 2. Слева – Неизвестный художник. Большой кабинет графини С.В.Строгановой (картинный кабинет II). Рисунок акварелью из альбома графини С.В.Строгановой. Конец 1810-х – начало 1820-х гг. ГРМ; справа – Е. И. Есаков (?) Большой кабинет графини С. В. Строгановой. Конец 1810-х – начало 1820-х гг. Рисунок. ГРМ (Дар Строгановского фонда)

 

Среди листов из этого же альбома находится акварель с изображением Малой библиотеки (другое название – Малый кабинет). Он находится в южном корпусе, рядом с Большим кабинетом графини С. В. Строгановой. «В центре комнаты — графиня Софья Владимировна в траурном платье. В руке она держит, по-видимому, миниатюрный портрет Павла Александровича, умершего в 1817 году. На стене висят портреты ее мужа, сына и дочерей» [1].

Кабинет был создан А. Н. Воронихиным в 1804-1805 гг. одновременно с другими апартаментами для молодой четы Павла и Софьи Строгановых. Первоначальный замысел архитектора, согласно которому внутреннее пространство организовано как миниатюрный античный храм, сохранился до нашего времени.

Небольшое продолговатое помещение с одним окном во двор перекрыто ложным кессонированным цилиндрическим сводом с лепными розетками и орнаментальной росписью в технике гризайль. Последующая декоративная отделка интерьера принадлежит архитектору И. Ф. Колодину и относится к 1818 году. Колодин установил новые коринфские колонны искусственного мрамора и соответствующие им пилястры.

В 1840-е годы некоторые изменения в убранство были внесены П.С.Садовниковым. Садовников установил в комнате камин из темно-зеленого змеевика и расширил проем окна. Ныне существующая роспись между кессонами выполнена, вероятно, во второй половине XIX века. Она отличается от той, которая показана на акварели. Дальняя от окна часть зала при Воронихине, вероятно, была занята небольшой лестницей, а затем там поставили ванну, скрытую золоченой ширмой между колоннами (также видна на изображении из альбома). В советское время в этом месте был темный коридор, который соединял Большой кабинет и Парадную спальню.

Реставрация Малого кабинета проводилась в соответствии с единственным иконографическим источником – акварелью из альбома графини Строгановой. По этой акварели был подобран цвет стен и рисунок паркетного пола. Более позднюю роспись свода было решено сохранить.

 

Рисунок 3. Малая библиотека, или Малый кабинет графини С.В. Строгановой. Е.И. Есаков. Не позднее 1824 г. ГРМ

 
Список литературы:
1. Капарулина О. Альбомы семьи Строгановых и художник Е.И. Есаков // Наше Наследие.  – № 61. – 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6107.php (дата обращения: 11.08.19) 
2. Кузнецов С. О. Строгановский дворец: архитектурная история / С.О. Кузнецов. – СПб: Коло, 2015. – 320 с.