Статья:

Музей промышленного предприятия как культурная составляющая промышленного туризма

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Сырыгин Д.С. Музей промышленного предприятия как культурная составляющая промышленного туризма // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 31-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Музей промышленного предприятия как культурная составляющая промышленного туризма

Сырыгин Денис Сергеевич
аспирант, Кемеровский государственный институт культуры, РФ, г. Кемерово

 

Museum of an industrial enterprise as a cultural component of industrial tourism

 

Denis Syrygin

postgraduate, Kemerovo State Institute of Culture, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. В наши дни промышленный туризм становится все более популярным направлением. Одной из культурных составляющих этого направления является музей промышленного предприятия. Многие современные промышленные компании активно создают и используют музеи как инструмент повышения имиджа и продвижения своего предприятия. В статье рассматривается социо-культурная значимость музеев данного типа, а также их роль в промышленном туризме.

Abstract. Nowadays, industrial tourism is becoming an increasingly popular direction. One of the cultural components of this direction is the museum of an industrial enterprise. Plenty of modern industrial companies vividly create and use such museums to increase their image and to develop own enterprises. The article studies both socio-cultural importance of these museums and its roll in industrial tourism. 

 

Ключевые слова: промышленный туризм; музей промышленного предприятия; бренд предприятия; промышленный музей.

Keywords: industrial tourism; museum of industrial enterprise; brand of the enterprise; industrial museum.

 

В наше время путешествия внутри страны стали более доступны и популярны, благодаря чему туристическая отрасль начала искать новые виды туристических услуг. Одной из таких тенденций стала организация промышленного туризма, позволяющая посетить передовые действующие производства. Развитие промышленного туризма может существенно повысить интерес к путешествиям по России, одновременно внеся вклад в актуализацию индустриальной сферы и возрождение повышенного интереса к рабочим профессиям. К сожалению, данное туристическое направление в нашей стране практически не работает: мало какие предприятия понимают, зачем им открывать двери для простых людей, не говоря уже про туристов.

Сейчас основной задачей промышленного туризма является организация регулярных туристических маршрутов по двум направлениям. Первое направление можно охарактеризовать как промышленно-историческое, подразумевающее посещение индустриальныхобъектов, уже не функционирующих по прямому назначению. Второе направление - промышленные экскурсии на действующие производства и в музеи промышленных предприятий. Проектов первого направления в России достаточно много, второе направление находится в зачаточном состоянии, имея ряд проблем, в первую очередь исходящих из самих предприятий.

Многие предприятия пока что имеют иррациональный страх перед экскурсиями. Некоторые боятся, что турист будет неосторожен и из-за несчастного случая остановит производство, а внедрять повышенные требования к технике безопасности руководство не желает. Другие считают, что это один из способов промышленного шпионажа. Третьи решают никого не пускать и вести себя невызывающе. Но в мире это направление давно развито, и не пустить к себе на предприятие считается дурным тоном [1].

Основоположником направления промышленного туризма принято считать американскую компанию JackDaniel’s, которая первой открыла двери своего завода для посетителей в 1866 году, в день открытия предприятия. Сейчас в Соединенных Штатах почти не существует производственных предприятий, которые не принимали бы туристов и не проводили экскурсий. Для любой компании считается невежливо не принимать туристов, это может отрицательно сказаться на репутации фирмы. В Европе несколько другое отношение, здесь главный упор делается на постиндустриальный мотив. Так, вниманию туристов предоставляют заброшенные соляные и угольные шахты в Руре и заброшенные судостроительные заводы еще со времен Второй мировой войны. Хотя действующие предприятия и их музеи также открыты для посещения. Ярким примером служит завод автомобильной фирмы BMW в Вольфсбурге, где его производственные цеха посещают около 260 тысяч туристов в год [4].

Промышленный туризм в нашей стране - предмет почти неизведанный, по нему нет ни статистики, ни полноценных исследований. Можно насчитать не более двух десятков предприятий, которые готовы открыть двери для массового туриста, не говоря уже о создании на базе предприятия музея. Если взять в качестве примера советское время, то тогда пользовались большой популярностью экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В наши дни на такую экскурсию попасть очень трудно. Например, записаться на посещение музея «Рот Фронт», экскурсии которого проводятся по действующей фабрике, можно только в течение двух дней августа на год вперед [3].

Но сравнительно недавно стало известно, что в Комсомольске-на-Амуре для экскурсионных групп планируют открыть авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, выпускающий военные самолеты, и филиал ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого», где происходит окончательная сборка Sukhoi SuperJet. Также в Тольятти, имея свой собственный промышленный музей, экскурсионную программу посещения производства разрабатывает компания АвтоВАЗ. Кроме того, сразу несколько ведомств ведут совместную работу по организации туристических поездок на космодром Плесецк.

К сожалению, на данном этапе в нашей стране реализация крупных музейных проектов почти невозможна без государственного участия, что зачастую отталкивает от такой идеи большинство частных промышленных предприятий. Практика показывает, что современный музей промышленного предприятия способен быть фактором развития столь же мощным, что и, например, создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как технопарки. Для частных предприятий такой музей можно стать не только культурной составляющей, но и частью бизнеса.

В пример можно привести Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге и Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность данных музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнес. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая более разнообразные продукты и услуги, а также не бояться пробовать новые направления для привлечения целевой аудитории, как для музея, так и для самого предприятия [2].

Кроме того, что музеи промышленных предприятий  являются важным связующим звеном между социально-культурными и экономическими сферами, они также могут выступать брендом предприятия, повышая имидж компании. Открытие для посетителей доступа к интересным производствам и фабрикам способно значительно повысить привлекательность территории в глазах потенциального гостя и даже впервые вывести ее на туристическую карту. Хорошим примером служит Хабаровский край со своей гордостью - авиацией. Только две страны - Россия и США - производят истребители пятого поколения, и музей авиационного завода, ныне  Экспоцентр КнААПО, всегда открыт для туристов, чтобы с достоинством презентовать заслуги предприятия [5].

Музей данного типа может отлично помочь при продвижении выпускаемой продукции или самой компании. Создание экскурсии, при которой посетитель может попасть на производство, является прекрасной рекламной кампанией. Это тот вид рекламы, которую экскурсант потребляет охотно, а иногда еще и сам платит за это. Такойспособ открыться для потребителя демонстрирует честность и прозрачность управления, безукоризненность технологий. Участники экскурсий получают возможность убедиться в том, что предприятие наилучшим образом выполняет заявленные требования к своей продукции.

Одна из важнейших функций музеев промышленных предприятий -  привлечение будущих сотрудников. Уже сейчас промышленный туризм является одним из самых эффективных способов ознакомления с деятельностью предприятия, условиями труда и позволяет развеять миф о том, что заводы современной России работают по устаревшим технологиям [6].

В таком направлении роль музея промышленного предприятия заключается в возвращении престижа рабочей профессии. Благодаря развитию промышленного туризма данная функция значительно улучшилась.Несомненно, посещениеродителямитаких экскурсий только увеличит показатели по приросту новых кадров в будущем, ведь зачастую именно они, опираясь на собственные представления об условиях труда, влияют на выбор детьми будущей профессии.

Не стоит забывать о том, что туристы могут превратиться в дополнительный источник дохода. В Европе и США музеи на базе промышленных предприятий постоянно взаимодействуют с туристами и посетителями. Данный мировой опыт не стоит упускать для российских компаний. В таком направлении всегда присутствуют либо гиды, либо сотрудники, которые совмещают основную рабочую функцию с экскурсионной. Также есть регламенты, в которых закреплены маршруты и время экскурсий. Предприятия даже выстраивают взаимодействие с туроператорами. И когда поток посетителей становится значительным, он начинает приносить деньги. Сами экскурсии чаще всего платные, плюс при многих заводах и музеях есть фирменные или сувенирные магазины.

Например, шоколадную фабрику Cadbury в Великобритании в конце прошлого десятилетия посещало до 400 тысяч туристов в год, французскую приливную электростанцию «Ля Ранс» - 300 тысяч, завод BMW в Германии - 260. При стоимости экскурсии даже в десять евро годовая выручка от их проведения будет измеряться миллионами [4].

Подводя итог, можно сказать, что музеи промышленных предприятий, созданные и организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них достойную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов и потенциальных инвесторов, а также положительно влияют на показатели экономического развития предприятия в целом. В сочетании с развитием промышленного туризма они меняют имидж города, создавая новый промышленно-туристический бренд целого региона или края, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи промышленных предприятий не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из основных направлений промышленного туризма, создавая экономический и социальный рост.

 

Список литературы:
1. Завод в коллекцию: в Ростове туристов отправят на атомную станцию, а на Кубани - в молочный цех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2017/10/24/reg-ufo/kak-na-iuge-rossii-razvivaetsia-promyshlennyj-turizm.html (дата обращения: 16.01.18);
2. Ласкина И.И. Современный музей как фактор развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/222913.php(дата обращения: 17.01.18);
3. Музей «Рот Фронт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uniconf.ru/about/museums/rot-front/ (дата обращения: 17.01.18);
4. Промышленный туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/prom_tourism.htm (дата обращения: 16.01.18); 
5. Сухой КнААЗ: история музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knaapo.ru/museum/about/ (дата обращения: 18.01.18);
6. Турист в каске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/ural/2015/28/turist-v-kaske/ (дата обращения: 18.01.18).