Статья:

Исследование и реставрация декоративных росписей Минерального кабинета Строгановского дворца

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. Исследование и реставрация декоративных росписей Минерального кабинета Строгановского дворца // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 9(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 20-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование и реставрация декоративных росписей Минерального кабинета Строгановского дворца

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

THE STUDYING AND RESTORATION OF THE DECORATIVE MURALS IN THE MINERAL CABINET OF THE STROGANOV PALACE

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс исследования и реставрации декоративных росписей сводов Минерального кабинета Строгановского дворца, выполненной в начале 2000-х годов Государственным Русским музеем. 

Abstract. The article discusses the process of research and restoration of decorative paintings on the vaults of the Mineral Cabinet of the Stroganov Palace, made in the early 2000s by State Russian Museum.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Минеральный кабинет был создан А.Н. Воронихиным в начале 1790-х годов по заказу графа А. С. Строганова. Название интерьера отражает его назначение, как части целостной программы воплощения единства мироздания, подобно тому, как это было в европейских кунсткамерах. В специальных шкафах кабинета размещалась уникальная коллекция минералов, демонстрирующая творческие возможности природы, а архитектурная композиция вызывает ассоциации с храмом (купольное завершение, двенадцать колонн, хоры), что позволяет назвать Минеральный кабинет «Храмом природы». В плане кабинет представляет собой небольшое прямоугольное помещение, разделенное на три части: средняя – с овальным отверстием и ложным пологим куполом и небольшие боковые части, перекрытые кессонированными сводами.

Автором росписи купола, имитирующей пять проемов: центральный круглый и четыре арочных, предположительно является П. Гонзаго, выполнивший ее в начале XIX века (приблизительно в 1804 году) поверх более ранней. Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751-1831) – итальянский  театральный художник, с 1792 года работал в России. Он писал архитектурно-перспективные декорации в стиле классицизма, главным образом для придворных театров, а также выполнял монументально-декоративные росписи, которые благодаря иллюзионистическим эффектам служили как бы продолжением реально существующей архитектуры. Росписи подобного характера были сделаны в так называемой галерее Гонзаго в Павловском дворце. Очевидна стилистическая близость в приведенных ниже иллюстрациях.

 

Рисунок 1. Вид росписи купола Минерального кабинета Строгановского дворца

 

Рисунок 2. Плафон Тронного зала Павловского дворца. Роспись по эскизу П. Гонзаго воссоздана в 1957-1958 гг. бригадой А.В. Трескина

 

В 1940 году проводилась реставрация живописи купола Минерального кабинета группой художников под руководством Н. В. Перцева. При расчистках были обнаружены и сфотографированы фрагменты более ранней фигуративной росписи. Автор предшественника П. Гонзаго не установлен. Во время Великой отечественной войны росписи был нанесен большой ущерб, поэтому при послевоенных реставрационных работах, которые проводились в 1949 году, внимание было уделено, главным образом, укреплению и реставрации сохранившегося красочного слоя и воссозданию утраченных фрагментов росписи.

 

Рисунок 3. Фрагмент более ранней росписи купола, обнаруженный при расчистках в 1940 году

 

Рисунок 4. Масштаб протечки 1989 года

 

Во время последней реставрации, выполненной Русским музеем в первой половине 2000-х годов, было произведено всестороннее обследование живописи, находившейся к этому времени в аварийном состоянии. В результате грандиозной протечки, которая случилась в 1989 году из-за аварии теплосети на чердаке, очень пострадала роспись купола. «Штукатурное основание, грунт, красочные слои пропитались растворами солей с выходом на поверхность в виде скоплений белых кристаллов. Значительные участки росписи покрылись пятнами ржавчины. Потоки воды по внутренней стороне купола оставили черные маслянистые пятна и следы подтеков на хрупкой клеевой живописи. Потоки воды частично вымыли пигменты из красочного слоя, и на этих участках он изменился в тоне и цвете. Произошла деструкция связующего и распыление красочного слоя. В результате было утрачено почти 50% росписи»[2, с. 3].

Перед началом реставрационных работ были проведены физико-оптические, микологические и химико-технологические исследования. На момент начала реставрации по центру купольного свода наблюдалась утрата штукатурных слоев до деревянной конструкции свода диаметром 25 см. На отдельных участках штукатурный слой провисал вместе с дранкой. Первоначальная живопись находилась под существующими красочными слоями и несколько отличалась по композиции и колориту, согласно исследованиям 1949 года.

 

Рисунок 5. Фрагменты живописи Минерального кабинета до реставрации

 

Рисунок 6. Фрагменты живописи Минерального кабинета до реставрации

 

Для реставрации росписи купола потребовалась длительная очень трудоемкая и кропотливая работа. Если для темперно-клеевой живописи сводов первого яруса, пострадавшей от протечек меньше купола, требовалась только расчистка от загрязнений, укрепление и восполнение утрат грунта и красочного слоя, то в случае росписи купола необходимо было сначала ликвидировать последствия протечки. Много времени заняли такие процессы, как водная вытяжка старого реставрационного клея и высолов с помощью компрессов из фильтровальной бумаги. Затем нужно было удалить пылевые наслоения с живописной поверхности и антисептировать красочный слой, грунт, штукатурный слой и обнаженные деревянные конструкции. «Аварийные участки живописи были многократно насыщены клеевым раствором (рыбий клей 1%, катамин АБ 1%)» [2, с. 5]. «Укрепление живописного слоя было выполнено 2-процентным раствором осетрового клея с добавлением спирта и антисептика «Септодор». При составлении колеров использовались перетертые натуральные пигменты» [3, с. 468].

Реставрационные работы были осуществлены художниками-реставраторами Н.В. Малиновским и Ю.В. Смолянским, а также студентами СПбГХПА им. А.Л. Штиглица М.Г. Рогозным, И.А. Платовой, М.В. Шевченко.

 

         

Рисунок 7. В процессе реставрации росписи сводов Минерального кабинета. На фото реставратор Ю.В. Смолянский

 

Рисунок 8. Роспись купола после реставрации

 

Список литературы:
1. Кузнецов С.О. Строгановский дворец: архитектурная история / С.О. Кузнецов – СПб.: Коло, 2015.
2. Методика проведения реставрационных работ на монументальную клеевую живопись на сводах Минерального кабинета Строгановского дворца. Составил художник-реставратор Н.В. Малиновский. – СПб., 2003.
3. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – Москва: Эксмо, 2017. С.458-487.