Статья:

ГОРНАЛЬСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Документальная информация

Выходные данные
Егорова В.А. ГОРНАЛЬСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 29-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОРНАЛЬСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Егорова Виктория Александровна
студент, ФГБОУ ВО Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Горналь – это уникальный археологический комплекс славянского и древнерусского времени, открытие которого произошло в 1829 году.  Ядро данного комплекса – Большое городище (возникло в кон. 8 в. на месте городища раннего железного века [1]. Его исследованием занимались, такие учёные как А.И. Дмитрюков, Д.Я. Самоквасов, С.С. Ширинский, Г.Ф. Соловьёва, А.В. Кузы, А.А. Узянова, В.В. Енуков и О.Н. Енукова, П.  Щербань,  А.Г. Рагунштейн и др. [2, 3, 4, 5, 6].

Горналь имеет различные варианты происхождения своего названия. Этимология слова  «горналь» тянет к слову «горнило», «горелое место», на котором и мог быть построен городок Горналь. Также это может быть глиняный сосуд местного производства или горн для изготовления керамики [8]. Существует и другой вариант происхождения слова.

Как известно,  Горналь – хранитель множества таинственных легенд и преданий. В одной из них рассказывается о том, что  много лет назад,  на Гончарной горе появились первые поселенцы. Среди них были  паломники, которые держали путь в Киев, Иерусалим и обратно. Они  останавливались здесь на ночлег. В благодарность за гостеприимство они оставили глиняные сосуды, которые несли из Иерусалима, и сказали: «В этих местах много гончарной глины, делайте сосуды по принесенным нами образцам и будете жить сытно и вольно. И много появится здесь мастеров…»  [ 19 ].

Так, с их благословения на этой горе поселилось много гончаров. В середине XVII века три поселения – Гончарная Гора, хутора Бардаковский и Топлюйский – были объединены в слободу Гончаровку. Именно здесь зародился гончарный промысел, известный всей России.  С тех пор так и называется то место – Гончарная гора, то есть Горналь.

В 1672 г. здесь был основан Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Сегодня он известен далеко за пределами курского края.   Основателями монастыря были монахи Феодосий, Лаврентий и старец Нектарий. До 1671 года они жили в Острожском  Дивногорском монастыре Воронежского края.  Во времена татарских набегов, разоряющихся всё на своём пути, монахам пришлось искать себе новую обитель. Местность, на которой вскоре была построена их обитель, монахи нашли возле реки Псёл, на крутом утёсе, поросшим вековым лесом, красота которого была завораживающей. Как пишет И.М Сеин, что « в 1671 году построили сначала себе одни кельи, затем в 1672 году Феодосий отправился в Москву ходатайствовать перед государем Алексеем Михайловичем и Московским патриархом Иоасафом о дозволении устроить новый монастырь… ещё просил государя о пожертвовании земельных угодий и для церкви – книг, сосудов, ризы и прочих церковных принадлежностей» [9].

И вот монахи приступили к постройке церкви. Они принесли с собой икону Николая Чудотворца из Острожской обители, во имя которого и была построена в 1688 г. деревянная церковь. Первым настоятелем монастыря стал Феодосий.

Данная пустынь жила продажей извести, фруктов, бахчи и мёда. На вырученные деньги был воздвигнут деревянный храм Преображения Господня. Сохранилось его описание: «... Пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность – икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи» [10].

В 1785 году монастырь пришёл в ветхость. Вскоре от него остался лишь Преображенский собор. Существует легенда, согласно которой после закрытия монастыря в Преображенском храме стали происходить необъяснимые явления: самопроизвольно возгорались свечи и лампадки. Это  продолжалось до обретения Пряжевской иконы Божией Матери в 1792 году.

Чудотворная Пряжевская икона Богоматери принадлежит к иконографическому типу Умилению (Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке). Спаситель в возрасте старше младенческого смотрит прямо, правая рука поднята в благословении, левая – на небольшой державе [11].

По преданию одному больному иконописцу Ивану Белому было видение – во сне явилась Божия Мать и сказала,  что он исцелится, когда найдёт писаную на полотне Чудотворную икону за иконостасом храма. Иконописец должен был достать и обновить икону, но самое главное, чтобы он не прикасался к Святым ликам. Утром Иван Белый пришёл к местному священнику и вместе они отправились в церковь и, действительно, за иконостасом нашли свёрнутую в рулон икону [12].

Ещё существует история о том, что суджанскому купцу Косьме Купрееву, который страдал от недуга было видение, что ему нужно поехать в Горналь, отслужить молебен пред Пряжевской иконой Богоматери, то он исцелится. И когда это действительно произошло, Косьма Купреев  восстановил монастырь на свои средства.  Вместе со своим сыном Фёдором  в 1860 г. он ходатайствовал перед курским епархиальным начальством о разрешении восстановить монастырь и зачислить их  в число монастырской братии. Купреевы пожертвовали 67,5 десятин земли, 4 каменные лавки, слотопный завод, 4 обгоревшие каменные лавки, пасеку и всё своё хозяйство на 35 тысяч» [13].

При игумене Несторе в  1865 году был заложен каменный храм Николая Чудотворца, а через несколько лет – освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Третья церковь, в четь Преображения Господня была заложена в 1888 году.

В годы Советской власти обитель была закрыта (1922 г.). Но монахи всё равно продолжали молиться, жили в пещерах и горячо оберегали икону. Однако в 1937 году монастырь окончательно закрыли. В его здании  разместили  сначала колонию для малолетних преступников, а затем школу-интернат.

Монахи взяли образ Чудотворной иконы и приехали в город Суджа, расположенный неподалёку от Горналя. Они поместили икону в Успенский собор города, а затем перенесли ее в Троицкую церковь [14]. Чудотворная икона прибывала в Судже до 1946 года. Затем  ее след был утерян.

Новые сведения об иконе появились в 1996 году. Как рассказывает отец Евгений Шестопалов, настоятель Троицкого храма г. Суджи с 1993 г. после одной их первых служб, к нему подошла пожилая женщина, подвела к иконе Божией Матери и сказала, что это образ Чудотворный не Смоленской, а Пряжевской иконы. И действительно, отец Евгений выяснил, что в киоте данной иконы был спрятан другой образ. Пришлось отправиться к владыке Ювеналию и просить благословения открыть икону. Тогда и собрали комиссию. После открытия киота, произошло настоящее чудо – лик начал источать чудесный аромат… Это действительно оказалась Святая Чудотворная Пряжевская икона Божией Матери [15].

С конца 1990-х гг. с  ее участием  проходит крестный ход. Эта традиция зародилась еще в ХIХ в. С 1867 г. Крестный ход с Чудотворной Пряжевской иконой Божией Матери начали осуществлять в Украину, в г. Мирополье. Такая традиция продолжалась до сложных политических событий в Украине.

Горналь – удивительное, святое, почитаемое место. Решением ЮНЕСКО это место было включено в список красивейших мест в Европе. Известно, что Горналь посещал знаменитый русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, который гостил у брата жены в 1878 году, на хуторе Малый Прикол Суджанского уезда [16]. Есть предположение о том, что  в романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович изобразил не Оптину Пустынь, как принято считать, а именно монастырь на Фагоре, так как в момент написания романа писатель находился в местном имении брата жены [17].

С горой Фагор связана некая легенда. Старожилы села рассказывают, что первые христиане появились здесь еще за два века до принятия Русью христианства. Иноки пришли сюда в день Преображения Господня, а, по Священному Писанию, Господь явил свою божественную славу ученикам на горе Фавор, неподалеку от Назарета. В честь этого святого места и был назван холм. Удивительно, что на холме растет ровно 13 сосен. Местные жители убеждены, что изменить это число невозможно: сколько бы ни сажали саженцев, с ними обязательно что-нибудь случается, и их остается ровно 13. Некоторые считают, что их столько и должно быть – все сосны стоят рядом, а одна всегда вырастает чуть поодаль. Это, мол, Христос и его 12 учеников [17].

Сегодня настоятелем монастыря является игумен Питирим (Плаксин Геннадий Алексеевич), который родился 21  сентября 1974 г. в селе Пересветово-Белица Конышевского района Курской области. С 1992 –1996 гг. обучался в Курской духовной семинарии. В 1996–1997 гг. преподавал «Сравнительное Богословие» и «Церковный Устав», затем был насельником Знаменского монастыря города Курска. В 1998 г. был назначен благочинным и казначеем Свято-Николаевского монастыря г. Рыльска. В том же году Геннадий Алексеевич был пострижен в мантию с наречением имени Питирим, в честь святителя Питирима епископа Тамбовского. А в 2001 г. стал наместником Горнальского  Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря Курской епархии, 6 октября 2011 г. утвержден настоятелем монастыря. Он также является членом Епархиального совета Курской епархии. В 2006 году был возведён в сан игумена.

Братию монастыря составляют: иеромонах Феодосий (Огиевич), иеромонах Василий (Демченко), иеромонах Софроний (Мазуров), иеромонах Мелетий (Пестунов), монах Никон (Шахов), монах Агафангел (Луковский), монах Арсений (Карпенко), монах Елисей (Романцов), монах Геронтий (Ширлин), монах Исаакий (Пикалов), инок Вениамин (Новиков), инок Меркурий (Савченко).

Сегодня монастырь процветает: монахи разводят виноградники, содержат пасеку, деля ароматный мёд, изготавливают молочные продукты. Также работает швейная мастерская с 2002 года, на базе монастыря.

Горналь – святое, удивительное место. В подтверждение данному факту, известно, что на протяжении десятилетий на одном и том же месте рядом с монастырём селятся птица счастья - аисты. Как вспоминают жители села Горналь, что однажды птицы свили свое гнездо на опоре из красного ветхого кирпича, оказалось, что это место башня, где когда-то жил монах-отшельник, который ушел в заточение, чтобы отмаливать свои грехи. Жители верят, что аисты выбрали намоленное, хорошее место по энергетике.

Как сказал епископ Русской православной церкви,  митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополит и игумен Псково-Печерского монастыря Тихон (Шевкунов) – «жизнь ведь дана не только для познания окружающего мира, но и для того, чтобы познакомиться с самим собой. Иногда люди проживают всю жизнь, а этого важного знакомства так и не заводят. А жаль: очень полезное знакомство». Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь является одним из тех мест, где можно прислушаться к своей душе и  познакомиться с самими собой, увидеть Прекрасное, где когда-то казалось, его не существует, насладиться красотой и благодатью.

 

Список литературы:
1. Археологическая карта России. Курская область. М., 2000. Ч. 2. С. 240 
2. Суджа и суджане в отечественной и зарубежной истории и культуре /ред.-сост. А.И. Раздорский.  Курск, 2015. С. 375
3. Ширинский С.С. Отчёт о работах Сейминского отряда Восточно-Белорусской экспедиции в 1968 г. 
4. Куза А.В. Большое городище у д. Горналь // Древнерусские города. М., 1981. С. 39
5. 5. Горналь – сокровища догосударственной культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bulatovich-club.livejournal.com/4984.html   (дата обращения:  22.09.2021). 
6. Куза А.В. Большое городище у д. Горналь // Древнерусские города. М., 1981. С. 39
7. Там же.
8. Горналь Курский [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proza.ru/2020/04/16/29 (дата обращения: 22.09.2021). 
9. Еремин П. На меловых утёсах: монахам князьям так нравилось жить в Судже? // Аргументы и факты. –2016. 15–21 июня. № 24. С.12.
10. История монастыря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gornal.prihod.ru/aboutmonastir  (дата обращения: 21.09.2021).
11. Из истории монастырей и храмов Курского края.  Петровская академия наук и искусств, Курский государственный медицинский  университет.  Курск,  1998.  С.133.
12. 12.Выборнова Е.  Мирополье встречало нас звоном колоколов // VIP.  2010. № 4.  С. 28–29. 
13. Куза А.В. Большое городище у д. Горналь // Древнерусские города. М., 1981. С. 39 
14. Глазкова Н. Немного о пряжевском чуде // Курск. 2012. 14 ноября.  С. 32.
15. Глазкова Н. История одной святыни: Думали – «Смоленская», оказалось – «Пряжевская». // Курск.  2013. 19 июня.  С. 24.
16. Штукина Л. В Горнали бывал Фёдор Достоевский  // Курская правда.  2001. 19 декабря. 
17. Легенды и предания Курского края / отв. ред. Л.Г. Веретенникова. Курск, 2010. С. 163.
18. Легенды и предания Курского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/legenda/page-093.html (дата обращения: 07.11.2021).