Достижения кинематографических работ Казахстана в аспекте культурной коммуникации
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Культурология
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Достижения кинематографических работ Казахстана в аспекте культурной коммуникации
ACHIEVEMENTS OF KAZAKHSTAN CINEMATOGRAPHIC WORKS IN THE ASPECT OF CULTURAL COMMUNICATION
Layla Akhmetova
Doctor of Historical Sciences, Professor of Al-Farabi Kazakh National University, Academician of the Eurasian Academy of Television and Radio, Kazakhstan, Almaty
Nadezhda Lebyedyeva
Doctor of Philosophy in the field of Cultural Studies, Professor of philosophy of the International Personnel Academy in Kiev, full member of the Eurasian Academy of Television and Radio, Ukraine, Kiev
Аннотация. В статье речь идет о Международных кинофестивалях 2019 г., в которых активно принимали участие киноработы из Казахстана, а также организации, проведении мастер-классов и встреч, работе жюри, демонстрации фильмов, знакомствах и осмыслении нового материала. Описаны художественные особенности, тематическое и идейное содержание короткометражного фильма-победителя из Казахстана.
Abstract. The article is dedicated to International film festivals 2019, in which film works from Kazakhstan took an active part, its organization, holding master classes and meetings, work of jury, demonstration of movies, acquaintances and judgment of new material for this subject. The artistic features, thematic and ideological content of the short film-winner of Kazakhstan are described.
Ключевые слова: киноискусство; культура; Международный фестиваль документальных фильмов и телевизионных программ; фильм; кино; телевизионная программа; война; жюри; победа.
Keywords: cinema; culture; International Festival of Documentary Films and Television Programs; film; cinema; television program; war; jury; victory.
Цель статьи − описать кинематографические достижения Казахстана в аспекте культурной коммуникации на престижных международных кинофестивалях, прошедших в 2019 году, а также художественные особенности, тематическое и идейное содержание фильма-победителя из Казахстана.
Изложение основного материала исследования. В сентябре 2019 года состоялся ХІV Международный кинофестиваль «Кинокиммерия 2019», где были представлены фильмы из Украины, Армении, Беларуси, Болгарии, Дании, Ирана, Индии, Испании, Казахстана, Эстонии, Китая, США, России и других стран. Порядка 180 работ было отобрано для просмотра жюри, с последующим участием победителей в Европейской программе UNICA.
UNICA − Международный союз кино, член Международного совета кино, телевидения и аудиовизуальных коммуникаций при ЮНЕСКО, созданного в 1931 году, объединяющий ассоциации, общества, киноклубы киноаматоров и независимых кинематографистов 35 стран мира.
На Конгрессе UNICA, который проводился в рамках 81 фестиваля в 2019 году в Нидерландах было единогласно принято предложение делегации Украины провести 84-й фестиваль UNICA в Украине [4, с. 4].
Первое место в номинации «Лучший студенческий (иностранный) фильм» получила кинолента из Казахстана «Маленькая большая история» (хронометраж 14:16). Фильм начинается очень живописно: крупный план идущего снега за окном, снег на жёлтых листьях, что ещё не опали с деревьев; крупный план голубя, перья которого тоже запорошены снегом.
Голос за кадром совпадает с изображением выглядывающего в окно подростка, медленно идущей пожилой женщины: «Давно, жил у нас на улице странный человек. Звали его Ефимом, но все люди называли его "Юшкой"» − и начало рассказа А. Платонова «Юшка» разворачивается перед зрителем уже мультипликационно: когда Юшка рано утром шёл в кузницу, другие люди поднимались и говорили, что вон уж Юшка пошёл на работу − пора вставать, будили молодых.
А малые дети и даже те, которые стали подростками, увидя, бредущего старого Юшку, переставали играть, вставали, поднимали старые ветки, камешки, бежали за ним и бросали в Юшку. Юшка ничего не отвечал, а дети не понимали, почему он не накричит на них, как все взрослые. Но Юшка шел и молчал.
После мультипликации видим старенькую учительницу, которая идёт по снегу на работу, пейзаж − парк и школа. Много внимания уделено деталям: сапоги, мел, крупный план кусочков сахара и стакана чая, словно некая подготовка зрителя к значимости этих вещей.
Приходят старшеклассницы: юные и модные, красивые и гордые, а может они и есть воплощение гордыни? Девочки не учили домашнее задание, не читали рассказ «Юшка». Учительница всё понимает и поэтому продолжает чтение им рассказа сама, чтоб «не заметить» как девушка убивает книгой муху на подоконнике, как спит мальчик на парте, как ученица ест конфету, как шепотом выясняют отношения два подростка... «Чего ты землю нашу топчешь, Божье чучело? Хоть бы ты помер, что ли? Может веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться. И здесь Юшка осерчал в ответ, должно быть в первый раз в жизни: «А чего я тебе? Чем я Вам мешаю? Я жить родителями поставлен. Я по закону родился. Я тоже всему свету нужен, как и ты. Без меня тоже нельзя!». После прочтения трагической сцены, учительница вышла из класса. Кульминация фильма заключена в том, что желая подделать оценки в журнале, дети разливают на него чай, запачкав при этом самую модную девушку. В гневе она выбрасывает сапоги учительницы в окно...
Учительница ничего не сказала, лишь пошла домой практически босой...
Главный герой фильма догнал её со словами: «Нина Андреевна, Ваши сапоги». На что учительница ответила: «Не надо, хороший мой, я так дойду...» Естественно, что следующий урок литературы был отменен.
Ритмически выстроены сцены фильма − главный герой дома читает «Юшку», снежный пейзаж за окном. «Однако без Юшки жить людям стало хуже потому, что не было Юшки безответно терпевшего всякое чужое зло, расточение, насмешку и недоброжелательство» [7]. Конец киноленты оптимистичен: на балконе сушатся вещи, наш герой, возвращаясь со школы, видит их − учительница дома и всё будет хорошо.
Кому-то нужны её уроки, а недобрые поступки рано или поздно вернутся к тому, кто их совершает. Смиренное восприятие действительности учительницей раскрывает мудрость рассказа А.Платонова, приближая содержание школьной программы к реальной жизни. Нужно отдать должное профессионализму Ситора Мустафаева, Оскара Баха, Марата Сембаева, Анатолия Кудякова, Памира Байдулаева, Ольги Дюсембековой, Айдана Тумбаева, Алёны Устиновой, Валентины Васютиной, Бориса Мирных и многих других, благодаря кому фильм появился на экране и победил!
Активно принимают участие кинематографисты Казахстана в конкурсах по разным номинациям во всех фестивалях. Так, тема фестиваля «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» достаточно сложная в современных международных условиях, некоторыми понимается неоднозначно, подходы разных кино- и теледокументалистов не только иные, но и могут вызвать споры… Но главное − это посмотреть и осмыслить, почему так, а не иначе, почему классика до сих пор вызывает восхищение, почему сегодняшняя документалистика вызывает чувство ответственности и той сопричастности к нашему великому историческому прошлому, открывая все новые и новые страницы неисследованного, еще не рассмотренного, а значит – и не осмысленного.
По мнению известного учёного в области философских наук В. Д. Рузина, за годы работы и профессионального сотрудничества фестиваль приобрел статус одного из ведущих межнациональных кинофорумов, представляющих уникальную возможность для творческого диалога и поддержки кинодокументалистов. Фестиваль способствует открытию новых дат, событий, имен и по-прежнему важна тематика поиска, исследования, героизма. Еще столько не найдено. Столько людей не отмечено по заслугам. Поэтому фестиваль дает серьезный эмоциональный посыл расследовать, хранить и чтить память героев… [6].
Пресс-конференции начинались в 20.30, и чаще всего заканчивались за полночь. А потом шли фильмы, которые не попали на фестиваль. Ночные фильмы были также интересны, как и их удивительные создатели, которые просто хотели показать свои фильмы, услышать мнение о них, ответить на вопросы… Так что фестиваль длился постоянно, практически круглые сутки.
Все просмотренные фильмы были хороши. Ведь не случайно работала отборочная комиссия до фестиваля, среди которых: Я. Конофальская, Г.Я. Тараненко, В. Владиславлева, Л. Бакеева. Лайла Ахметова, автор данного исследования, изучила программу фестиваля, постаралась попасть на те документальные фильмы и телевизионные программы, которые хотела посмотреть, но к сожалению, не на все. Параллельно шли внеконкурсные и специальные программы фестиваля, творческие встречи.
Кроме того, были организованы встречи и показ фильмов в школах.
Отметим участие в Международном общественном Форуме «Сохранение памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах», где Л. С. Ахметова выступила с докладом «Память о войне в литературе и СМИ Казахстана: проблемы сохранения и передачи новым поколениям» [5].
Интересны телевизионные фильмы: "У памяти нет адреса" (Екатерина Ушкова, Россия), "Шенкман. Последний полет" (Александр Матиросов, Нижний Тагил), "Химия искусства" (Сергей Корнеев, Йошкар-Ола), "Свидетель" (Qin Chen, Fei Han, Китай), "Мартовский зов" (Wu Xianglie, Ma Yijia, Ning Yeming, Китай) и другие.
"О каждом фильме можно рассказывать много. Отмечу, что узнала новое по истории ряда событий, увидела, как создатели фильмов показывают острые злободневные события, расследуют давние истории прошлого, поднимают вопросы о тех событиях, о которых раньше молчали, да и сейчас предпочитают не говорить. Генералы Тотлебен и Лебедь – рассказы об их жизни, трудностях выбора и той преданности службе Родине. Совершенно новая тема о руководителе завода по строительству самолетов ИЛ в военные годы Шенкмане. Интересна и нова тема об истории 18 Ярославской Краснознаменной стрелковой дивизии, полегшей на финской войне и потерявшей свое знамя, которое сейчас хранится в финском музее, разве мы не должны знать о тех пропавших без вести и погибших за Родины, разве они виноваты в том, что погибли за Родину?
«Не рабы рыбы» – это фильм об угнанных на работу в Норвегию 15-16-летних девочках с оккупированной врагом территории, о долгих поисках и пути к правде норвежских, шведских, российских исследователей. Мы ведь должны знать и их истории в той далекой войне.
Фильмы, фильмы… Они заставляют думать, переосмысливать, дают пищу новым размышлениям, появляются иные взгляды, а иногда и совершенно удивительные открытия по тому или иному поводу… Просто, получив эмоциональные и смысловые порывы для новых идей, понимаешь, как многое может дать такой Севастопольский фестиваль для творчества, для жизни… [1, с. 87].
«Очень приятно было видеть четкую, слаженную работу организаторов фестиваля. Каждый отвечал за свой участок работы. Например, собрать и развезти по просмотровым площадкам в кинотеатры города, казалось бы, какая работа? Но собрать творческую интеллигенцию, журналистов, участников, гостей и членов жюри – это достаточно сложно было всегда и везде. И я с удовольствием наблюдала за работой молодежной группы организаторов, которые к каждому смогли найти подход.
Искренняя благодарность организаторам Лине Богатырь и Людмиле Бакеевой. Каждая на своем месте проводила огромную работу, которая касалась всех нас и отнимала много времени и энергии у Лины и Людмилы, но они так незаметно для нас делали все прекрасно и замечательно.
Отрадно отметить работу профессиональных журналистов, операторов, режиссеров по организации фестиваля, я бы назвала это так: журналисты для журналистов. Постоянно оперативная печатная составляющая, кино и видео и др., мы знаем, какой за этим стоит огромный дневной и ночной труд, так как все было всегда готово уже прямо сейчас, сегодня…» [1, с. 88].
На конкурс было представлено более 500 документальных и телевизионных фильмов. Членам жюри разных групп: телевизионной, документальной, молодежной – пришлось еще до работы фестиваля немало потрудиться, чтобы отобрать более ста работ, то есть практически конкурс был 1 к 5. Работы на конкурс для участия в фестивале представили 35 стран. Отличный показатель успешности фестиваля и его значимости на международной арене.
На мастер-классах ведущие профессионалы киноиндустрии делились своим опытом и знаниями, раскрывали свои секреты.
Открытый питчинг кино- и телепроектов – тоже постоянная составляющая фестиваля. Общение с профессионалами всегда воодушевляют на новые поиски и смыслы в работе и жизни. «Я с радостью общалась с членами жюри, которых знаю и ценю как профессионалов и знаковых в своей работе людей. Жюри Международного конкурса документальных фильмов: председатель – Юсуп Разыков, режиссер, кинодраматург, Узбекистан, члены жюри Инта Канепая из Латвии, Дали Окропиридзе, киновед из Грузии, Марты Прус, режиссер из Польши, Рино Скьяретта, продюсер из Италии.
Жюри Национального конкурса документальных фильмов: председатель Сергей Дебижев, члены жюри Алисса Де Бласио, США, Евгений Бабошкин, глава Района Балаклава, Татьяна Йенсен, Россия [1, с. 89].
Жюри Международного конкурса киношкол: председатель Виталий Третьяков, журналист, политолог, члены жюри Родион Демченко, глава района Инкерман, Россия, Сафарбек Солиев, кинорежиссер из Таджикистана, У Цзян, режиссер из Китая, Гунилла Брески, режиссер, продюсер из Швеции.
Жюри Международного конкурса телевизионных фильмов: председатель кинорежиссер Александр Стефанович, Андрей Басс из Беларуси, Сергей Боков, Владимир Губарев, Валерий Мельников, Темина Туаева из России» [1, с. 89].
«Познакомилась с молодыми талантливыми режиссерами Бериком Жахановым из Алматы, Артуром Саакяном из Армении. С врачом и режиссером из Кыргызстана Ибадуллой Аджибаевым нашли много общего в своих взглядах на жизнь. Оказались также близки по духу с Милой Космачевской из Москвы.
18 мая состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля.
Мы увидели победителей, искренне радовались и поздравляли их. Я фотографировала и делала видео, которое потом им раздала. И была очень рада, что Берик Жаханов и его фильм «Наследие предков», Артур Саакян и его фильм «С ветром», Ибадулла Аджибаев и его фильм «Учитель» – были признаны лучшими в своих номинациях. Горячо и искренне поздравляю, мои новые друзья и коллеги! Жол болсын! » [1, с. 89].
Активно участвовали киноработы Казахстана в конкурсах по разным номинациям во всех фестивалях. Новым в 2019 году стало многое.
Проведение Международного Общественного Форума «Сохранение памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах», который было принято решение проводить постоянно в рамках фестиваля.
Стала со-организатором Ассамблея народов Евразии, которая привнесла особый колорит в проведении фестиваля и его новое осмысление в рамках евразийского пространства.
Стало больше разных площадок для проведения внеконкурсного показа работ и встреч с ведущими деятелями кино и телевизионной индустрии. Гости и участники фестиваля впервые выступали и среди учащихся разных школ города.
Увеличилось поступление заявок для участия в фестивале, стал больше конкурс среди работ и увеличилось количество стран-участников конкурса и фестиваля. Члены жюри отметили, что стало больше режиссеров женщин и молодежи.
Фестиваль открыл новые страницы нашей общей истории во Второй мировой и Великой Отечественной войнах, показал белые пятна истории, которые кино- и теледокументалисты смогли показать, работая в архивах разных стран мира и с участием неравнодушных к истории людей.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Изучив результаты участия кинематографистов Казахстана в крупных международных кинофестивалях, приходим к выводу о важности международной культурной коммуникации, в ходе которой наблюдается взаимовлияния искусств и взаимообогащение культур. Это способствует новым искусствоведческим и культурологическим исследованиям, открытию и описанию новых исторических страниц героического прошлого.