СТРОГАНОВЫ И МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ЧАСТЬ II. ГРАФ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТРОГАНОВ
Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
СТРОГАНОВЫ И МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ЧАСТЬ II. ГРАФ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТРОГАНОВ
THE STROGANOVS AND MUSEUM WORK IN RUSSIA. PART II. COUNT SERGEI GRIGORIEVICH STROGANOV
Nesvetailo Tatiana
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается вклад графа Сергея Григорьевича Строганова в фамильное собрание и значение этого вклада для крупнейших музеев России.
Abstract. The article examines the contribution of Count Sergei Grigorievich Stroganov to the family collection and the significance of this contribution for the largest museums in Russia.
Ключевые слова: частное коллекционирование, история рода Строгановых, дворцы Санкт-Петербурга; первые музеи России, Сергей Григорьевич Строганов.
Keywords: private collecting, history of the Stroganov family, palaces of St. Petersburg; the first museums of Russia, Count Sergei Grigorievich Stroganov.
Невозможно переоценить вклад Строгановых в музейное дело России. Представители одного из самых именитых и состоятельных родов прославились не только своими успехами в накоплении богатства и приумножении российских земель, но и как покровители и собиратели произведений искусства. Коллекция Александра Сергеевича Строганова, о которой говорилось в первой части, была приумножена графом Сергеем Григорьевичем Строгановым (1794–1882), представителем другой ветви рода, который стал наследником коллекции Строгановского дворца. Если граф Александр Сергеевич занимался коллекционированием в XVIII веке, в период его зарождения и становления в России, когда это было привилегией высшего сословия, то деятельность графа Сергея Григорьевича приходится на век XIX, когда в процесс собирательства включаются представители разных социальных слоев общества, с личными стилями, разными практиками и вкусами.
Граф Сергей Григорьевич в разное время был московским генерал-губернатором, исполнял обязанности куратора Московского университета, участвовал в работе Комиссии по постройке храма Христа Спасителя, был основателем и первым руководителем «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам» - Строгановского училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова). Он был не просто меценатом и собирателем произведений искусства и древностей, но и настоящим ученым. В своих научных интересах он отдавал предпочтение русским древностям, активно участвовал в деятельности нескольких научных обществ, являлся автором научных трудов. Собранная им коллекция являлась для него источником и поводом для научной деятельности, но не для получения научных степеней или должностей, а как результат страстной увлеченности и стремления принести пользу отечеству. Конечно, это было также «проявлением аристократического образа жизни, но в этой среде он отличался от других русских аристократов, прежде всего, как знаток искусства» [3, с. 127].
Диапазон интересов графа был довольно широк, но все же главным его увлечением было собирание и изучение древностей. XIX век был временем археологического бума.
Интерес к античным древностям со стороны европейских и российских коллекционеров стимулировал внимание и к отечественной истории, к открытию археологических памятников на территории России. В 1859 году по представлению Сергея Григорьевича была основана Императорская археологическая комиссия, в ежегодных отчетах которой нередко публиковались приобретаемые им предметы. Комиссии предоставлялось «право не только самой производить необходимые, по ее мнению, раскопки, но следить за всеми другими попытками в этом направлении, причем все добываемые частными лицами предметы древности должны, по возможности, представляться через местное начальство на рассмотрение Комиссии» [4, с. 276].
Строгановы считаются первыми коллекционерами и исследователями серебра эпохи Сасанидов. Именно на их землях в Пермском крае местные крестьяне и охотники находили множество серебряных блюд, чаш, кувшинов, монет и других предметов сасанидской культуры. Древнеиранские серебряные монеты, украшения и утварь III – VII веков нашей эры связаны с именем династии персидских шахиншахов, правившей в это время на ближнем востоке. Империя включала современные Сирию, Иорданию, Иран, Ирак, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, немного Турции, Египта и даже Закавказья. До середины XVIII века сасанидское искусство считалось полностью утраченным. "Новая история" этой культуры началась в 1750 году, когда в селе Слудка Пермского имения Строгановых был найден серебряный кувшин. Первые предметы иранского искусства появились в строгановской коллекции еще при графе Александре Сергеевиче. Но граф Сергей Григорьевич придал подлинный размах археологическим изысканиям. Он «организовал в своем обширном пермском имении собирание случайных находок археологического характера и, оживив интерес к древностям на месте, тем самым содействовал образованию здесь самостоятельный собраний» [2, с. 1]. Граф С. Г. Строганов и его конкурент граф А. С. Уваров создавали свои научные сети и коммуникации по всей России. В этот процесс вовлекались люди из разных социальных слоев: от крестьян-кладоискателей до интеллигенции. Человек, владеющий коллекцией древностей, мог вступить в археологическое общество и участвовать в научных собраниях, выставках, публикациях.
Интерес графа Сергея Григорьевича вызывали не только серебряные изделия, но медные и бронзовые предметы так называемого звериного стиля. В письме к своему управляющему пермским имением Ф. А. Волегову граф С. Г. Строганов пишет: «…прошу Вас на будущее время извещать прямо меня обо всех находках, и не только о серебряных, но и о медных вещах, в особенности с изображением чудских богов, ибо медные вещи, смотря по их значимости, могут мною быть оценены не ниже серебряных» [2, с. 1].
Бывший крепостной Строгановых А. Е. Теплоухов по распоряжению графа С. Г. Строганова покупал археологические находки и присылал их графу для определения их дальнейшей судьбы. Самые ценные попадали в строгановскую коллекцию, а затем в Эрмитаж и в музей им. А. С. Пушкина. Именно благодаря графу Сергею Григорьевичу Эрмитаж обладает уникальной коллекцией серебряных изделий раннесредневекового Ирана эпохи Сасанидов.
Произведения из коллекции графа Сергея Григорьевича, которые находятся в Эрмитаже, были показаны в 2010 году на выставке «Строгановы - собиратели древности», организованной в честь юбилея Пермского Краевого музея. На этой выставке экспонировалось 70 предметов искусства, когда-то принадлежавших Строгановым. Среди них: кувшин с изображением крылатого верблюда и пять чеканных серебряных блюд V-VII веков, на которых изображены сцены царской охоты царей династии Сасанидов. Произведения сгруппированы в пять разделов: «Сасанидское серебро», «Пермский звериный стиль», «Античность», «Мексика» и «Нумизматика».
Рисунок 1. Кувшин с изображением крылатого верблюда.
Серебро, позолота. V-VII вв. (ГЭ)
Рисунок 2. Блюдо серебряное - Царь охотится на тигров.
Первая пол. VII в. (ГЭ)
Основу античной коллекции Строгановых заложил также граф Александр Сергеевич своей коллекцией скульптуры, в которую, кроме памятников древности, вошли предметы, созданные в подражание античности. Благодаря деятельности Императорской комиссии и лично графа Сергея Григорьевича в Строгановский дворец и Эрмитаж стали поступать древности из Северного Причерноморья. Их источником были раскопки в погребениях Этрурии и Кампании, проводившиеся в 1860-70 годах. В результате раскопок, а также приобретений в заграничных поездках античная коллекция пополнялась греческой керамикой (черно - и краснофигурные вазы), римскими мраморными бюстами, резной миниатюрой из халцедона, архаичными этрусскими металлическими изделиями. Благодаря Сергею Григорьевичу пополнялась восточными монетами нумизматическая коллекции Строгановых. Ко времени передачи ее в Эрмитаж в 1925 году она насчитывала более 53000 образцов.
В коллекции графа С. Г. Строганова были представлены даже мексиканские древности. Разрозненные и, вероятно, случайно купленные на европейских аукционах предметы до сих пор являются единственным в России собранием мексиканского искусства доколумбовой эпохи.
Рисунок 3. Подвеска-бубенец в форме воина-орла Конец XV - начало XVI вв. Мексика Золото; техника утраченного воска (ГЭ).
Рисунок 4. Маска. Середина I тысячелетия Теотихуакан, Мексика Камень, обсидиан
Рисунок 5. Статуя богини. К. XV - н. XVI вв. Мексика. Культура ацтеков. Камень
Граф Сергей Григорьевич Строганов создал одну из первых в России коллекций иконописи. Вот как описывает происхождение его коллекции Е. М. Юхименко в книге «Старообрядчество. История и культура» [6]: «Непреходящую ценность для старообрядцев представляли не только книги, но и иконы. Поэтому их настойчиво разыскивали и, стремясь уберечь от поругания и уничтожения, старались приобрести. Широкую огласку получила массовая скупка икон из Благовещенского собора г. Сольвычегодска, домового храма именитых людей Строгановых. В 1820-е годы протоиерей Афанасий Кириллов продал судиславскому купцу Н. А. Папулину 1350 первоклассных икон, из которых 251 икона была помещена в федосеевских моленных Судиславля, другие обрели новых владельцев среди старообрядцев Москвы, Коломны, Рыбинска, Сызрани. Конфискованные из закрытого в 1845 году судиславского богаделенного дома и моленных иконы в 1847 году по распоряжению правительства были переданы графу С. Г. Строганову; после 1917 года они поступили в Русский музей и ныне широко известны как шедевры строгановской иконописи XVI – XVII вв.» [6, с. 554].
Как следует из описи 1884 года в собрании графа Сергея Григорьевича находилось большое количество фотографий [5, с. 718]. Наряду с фоторепродукциями знаменитых картин и фресок итальянских художников, были фотографии с видами российских городов и церквей. Здесь же находились фотографии с изображением архитектурных памятников Италии, некоторые из которых достигают 1 метра в длину и более. Три из них видны на фотографии кабинета графа, выполненной Джованни Бианки в 1865 году: Собор св. Марка, Развалины и фотография Римского форума. «Оформленная в золоченую раму со стеклом, фотография с видом Римского форума из кабинета Строганова состоит из трех отдельных отпечатков (общий размер отпечатка 56,8 х 153 см). В нижнем поле паспарту стоит фирменный оттиск изготовителя: «Fotografia Cuccioni Roma Via Condotti 19» [5, с. 719].
Интерес Строганова к фотографии тесно связан с увлечением искусством и тенденциями эпохи. Спустя 15 лет с момента объявления в августе 1839 о новом способе получения изображений посредством света фотография уже прочно вошла в жизнь общества. Появление в 1852 году печати на альбуминовой бумаге со стеклянных негативов позволили получать изображения высокого качества большим тиражом. Коллекция графа С. Г. Строганова отличается тем, что в ней нет отпечатков массового производства, о чем можно судить по размерам, указанным в описях, превышающим размеры стандартных фотоснимков того времени. Изготовление большеформатных снимков носило эксклюзивный характер и доступно было далеко не каждому. Сейчас эти уникальные фотографии хранятся в Эрмитаже.
Таким образом, разностороннее собрание Строгановых включало в себя кроме живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, древностей, нумизматики, еще и старую фотографию. Граф Сергей Григорьевич не только значительно расширил унаследованные коллекции, но и обогатил собрание новыми видами искусства. Многие произведения, оказавшиеся в строгановском собрании благодаря графу, были высочайшего качества и оказались в крупнейших музеях страны, а в некоторых случаях явились единственными образцами уникальных произведений, как, например, сасанидское серебро и мексиканская коллекция.