Статья:

Некоторые проблемы воспитательной функции родителей в современном обществе

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Информационные системы и процессы

Выходные данные
Абдымомунова Г.А. Некоторые проблемы воспитательной функции родителей в современном обществе // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 72-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы воспитательной функции родителей в современном обществе

Абдымомунова Гулжамыш Асековна
канд. пед. наук, доцент, Кыргызский Национальный университет имени Жусупа Баласагына, Киргизия, г. Бишкек

 

SOME PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL FUNCTION OF PARENTS IN MODERN SOCIETY

 

Gyljamych Abdymomunova

Candidate of Рedagogical, Associate Professor of KNU Zh. Balasagyn, Kyrgyzstan, Bishkek

 

Аннотация. В научной статье проанализированы некоторые проблемы воспитания детей в современном обществе. С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. Были сделаны выводы о том, что в отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, граны человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности.

Abstract. The scientific article analyzes some of the problems of raising children in modern society. With the change in the socio-economic and political development of society, its requirements for the moral and educational activities of the family also change. If family education is not consistent with the requirements of society, then serious mistakes are made in the formation of the child's personality.

It was concluded that, unlike other educational institutions, the family is able to influence and, as a rule, affects all sides, facets of a person throughout his life. This huge range of the family's upbringing function is combined with the deep specificity of its ideological and psychological influence, which makes it not only an extremely effective, but also a necessary link in the process of personality formation.

 

Ключевые слова: семья; родители; дети; воспитания; коллизии; ссоры конфликты; формирования; личность; сфера; психология; идеология.

Keywords: family; parents; children; upbringing; collisions; quarrels; conflicts; formations; personality; sphere; psychology; ideology.

 

В воспитании детей родители играют большую и значимую роль. Они дают первые образцы модели поведения. Ребенок подражает и стремиться быть похожим на мать и на отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствует формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.  К. Д. Ушинский, например, решительно утверждал, что дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности, что личный пример учителя – это «плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» [11, с. 532].

Много ценного и актуального до сегодняшнего дня хранят в себе работы демократов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, в которых высказываются важнейшие мысли по вопросам как общественного, так и семейного воспитания. Д. И. Писарев выдвигает положение о том, что развитие личности всегда определяется условиями жизни и воспитанием. Положительные природные задатки человека гибнут или же расцветают под воздействием среды и воспитания. По мнению Писарева: «Нужно, чтобы вся обстановка воспитания была заранее обдумана, в ней не должно быть случайности» [9, с. 163].

«В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности»[8, с. 268]. Как нам известно, общество отказывало в праве воспитывать лишь тем, кто грубо попирал человеческую личность, кто калечил и угнетал детей, требуя бессмысленного послушания, муштруя, выколачивая из ребенка мысль и чувство, палкой и окриком ломая ростки неокрепшего человеческого характера. Как говорил Писарев: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я и отделил себя от окружающего мира. Семья − реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, так и путем личного примера родителей, других членов семьи» [8, с. 190]. Очень простая и верная мысль, что педагогическая помощь родителям должна быть конкретной и вместе с тем массовой, основанной на точном знании возрастной психологии детей, на понимании и учете их индивидуальных психологических особенностей, а также изменяющихся с каждым учебным классом образовательно-воспитательных задач обучения. К тому же реальную и эффективную помощь родителям лучше всего могут оказать те педагоги, которые отлично знают их детей и учат их. Эта простая мысль и реализуется в идее по классного педагогического просвещения, находит свое отражение в сочетании коллективных форм воздействия на родителей (по классам) с индивидуальным влиянием на семьи.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. Бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Многие педагоги считают, одной из причин повышенного уровня тревожности детей – это нарушение детско-родительских отношений. Говорят о печальной тенденции: современный ребенок не хочет учиться и общаться со сверстниками, ему больше интересен компьютер или планшет, чем живое общение. Также дети легко получают желаемое, но быстро теряют к нему интерес. По мнению Захарова тревожность проявляется  тогда, когда ребенок находится в следующих ситуациях:

  1. Требованиями родителей, неадекватными возможностями ребенка;
  2. Повышенной тревожностью самих родителей;
  3. Непоследовательностью родителей в воспитании ребенка;
  4. Предъявлением ребенку противоречивых требований;
  5. Аффективностью (чрезмерной эмоциональностью) обоих или одного из родителей;
  6. Тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;
  7. Авторитарным стилем воспитания в семье;
  8. Гиперсоциальностью родителей: стремление все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствует: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. В. В. Большакова в свое время подчеркнула, что «усложнился процесс формирования личности человека, и задача социалистического общественного воспитания может быть решена лишь при условии, что семейное воспитание будет опираться на достижения современной педагогической науки, что педагогические знания придут в каждый дом» [1, с. 79]. Право воспитывать они считают безусловно заслуженным, поскольку они дали жизнь ребенку, и как часто такое родительское невежество приводит к семейным драмам там, где их могло и не быть.

А. И. Герцен в связи с этим писал: «Воспитание делит судьбу медицины и философии: все на свете имеют об них определенные и резкие мнения, кроме тех, которые серьезно и долго ими занимались» [2, с. 56]. Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения [4, с. 311].

Как мы видим, в наше время проблемы, вызванные пандемией COVID-19, продемонстрировали значительную уязвимость детей и их семей.  В связи с закрытием образовательных учреждений изменились повседневные ситуации для детей, студентов и родителей. На плечи родителей легла нелегкая ноша. Ситуация осложнилась оторванностью от сетей социальной поддержки и помощи по уходу за детьми, которую часто оказывают бабушки и дедушки или другие родственники. Родители вынуждены уделять внимание не только вопросам здоровья, учебы и благополучия своих детей, но также и собственному благополучию и способности решать проблемы отсутствия помощи в уходе за детьми и обучения на дому [13].

Современные технологии часто отдаляют ребенка и родителей друг от друга. Коммуникабельность – необходимый навык успешного человека. Она формируется с самого раннего детства, когда малыш общается с семьей и сверстниками. Если раньше ребенок много времени проводил на улице, учился заводить знакомства, дружить, то сейчас он все чаще выбирает компьютерные игры или социальные сети, а не живое общение. Это делает его социально неприспособленным, тяжело адаптирующимся в коллективе. Умение контактировать с другими людьми не придет само, его надо развивать. Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается. Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу [14]. В настоящее время в Кыргызстане общество переживает последствия  кризиса, связанного с миграцией. Очень многие родители уезжают на заработки в зарубежные страны. В результате дети остаются одни с родственниками и некоторые время отдаляются о своих родителей.

Мы хотим заключить нашу статью цитатами А. И. Герцена: «Семейное воспитание − дело величайшей важности».

 

Список литературы:
1. Большакова В. В. Вопросы семейного воспитания в педагогических статьях Д. И. Писарева. − М., 1971. − 79 с.
2. Герцен. А. И.  Былое и думы, гл. (дополнительная) Н. Х. Кетчер. − М., Гослитизат, 1937.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л. С. Выготский. −  М.: Академия 2006. − 512 с.
4. Карабалаева Г. Т. Воспитательные функции семьи в современном обществе. Вестник КНУ. им. Ж.Баласагына. Спец. Вып. − 2011. − 311 с.
5. Кравченко И. В. Совершенство в семье. – М., 2003. − 268 с.
6. Кулик Л. А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л. А. Кулик. − М.: Просвещение 2003.  − 175 с.
7. Марковская Н. Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. − М., 1990.
8. Писарев Д. И. Избр. соч. − Т.1. − 1934. − С. 105.
9. Писарев Д. И. Соч. − Т. 1. − 1909. − С. 163. 
10. Харчев А. Г. Воспитание родителей. − М.: Просвещение, 1993. − 190 с.
11. Ушинский К. Д. Соч. − Т. II. − С. 532.
12. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
13. https://www.unicef.org/eca/ru/%D0%
14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/29/aktualnye-problemy-semeynogo-vosp