Статья:

О некоторых теонимах в надписях на геммах и амулетах первых веков нашей эры, найденных на территории Причерноморья

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Борщевский И.С. О некоторых теонимах в надписях на геммах и амулетах первых веков нашей эры, найденных на территории Причерноморья // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 67-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О некоторых теонимах в надписях на геммах и амулетах первых веков нашей эры, найденных на территории Причерноморья

Борщевский Иван Сергеевич
преподаватель, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

ON CERTAIN THEONYMS IN INSCRIPTIONS ON GEMS AND AMULETS OF THE FIRST CENTURIES OF COMMON ERA FOUND IN THE CIRCUM-PONTIC REGION

 

Ivan Borshchevsky

Lecturer, Pyatigorsk State University, Russia, Pyatigorsk

 

Аннотация. Среди предметов глиптики особое место занимают амулеты и геммы гностического содержания. Используя имена богов и ангелов, гностики стремились получить высшее знание и одобрение Единого Великого Бога. Среди имён встречается имя иудейского Бога - ЙХВХ. Цель данной работы – обобщить имеющуюся информацию об использовании вариантов библейского теонима ЙХВХ  на геммах и амулетах, найденных на территории Причерноморья.

Abstract. Amulets and gems of Gnostic content occupy a special place among objects of glyptics. By using the names of gods and angels, the Gnostics sought to obtain the highest knowledge and approval of God. The name of the Jewish God, YHWH, was one of them. The purpose of this work is to summarize the available information about the use of different variants of the biblical theonym YHWH on gems and amulets found in the Circum-Pontic region.

 

Ключевые слова: глиптика; амулеты; геммы; Причерноморье; имя Бога; теоним; тетраграмматон; ЙХВХ; Иао; Ιαω; гностицизм.

Keywords: glyptics; amulets; gems; Circum-Pontic region; name of God; theonym; Tetragrammaton; YHWH; IAO; Gnosticism.

 

Археологические раскопки в регионе Причерноморья (Россия, Украина, Грузия, Абхазия) позволили обнаружить огромное количество произведений глиптики, среди которых особо выделяются амулеты и геммы с надписями гностического содержания.

Для их изготовления использовали драгоценные или полудрагоценные камни, некоторым из которых приписывались магические или лечебные свойства. Были найдены амулеты из гематита, зеленой яшмы, нефрита, агата, халцедона и других камней.

Судя по содержанию надписей, сторонники гностицизма надеялись получить с их помощью высшее знание и защиту Единого Великого Бога. При этом огромное значение придавалось именам Бога и архангелов. [1] Цель данной работы – обобщить имеющуюся информацию об использовании вариантов библейского теонима ЙХВХ[1] на геммах и амулетах, найденных на территории Причерноморья.

В гностических надписях теоним ЙХВХ чаще всего встречается в форме Ιαω. Как считается, такая огласовка тетраграмматона появилась в среде египетских евреев, в частности, в Элефантине, в шестом-пятом веках до нашей эры. [13] Такая огласовка проникла в некоторые переводы Библии на греческий язык (Рис. 1) и даже в христианские произведения на церковнославянском языке (Рис. 2).

Рисунок 1. Фраза «εντολων ιαω» в тексте из свитков Мёртвого моря (цитата из Левит 4:27, 4Q120/4QpapLXXLevb)

 

Рисунок 2. Псалтирь толковая в переводе Максима Грека, середина XVI в. Комментарий Исихия Иерусалимского к 104-му псалму: «Слову "аллилуиа" при переводе дают значение – «хвала Богу Иао». А «Иао» евреи оставили без перевода в качестве имени Божия». (OR Ф.304.1 №86)

 

На протяжении веков в иудейской традиции существовало несколько способов написания священного имени Бога. Один из них - три буквы йодייי. [10] Об этом упоминает, к примеру, хорезмийский учёный 11 века Аль-Бируни: «…евреи ставят имя Бога, которое пишется в их книгах через три еврейских буквы йод. В Торе оно пишется как Йахве и произносится 'Адонай, хотя иногда говорят только — Йах. А произносимое имя, то есть 'Адонай, не пишется». [3]

Именно такой вариант встречается и в Киевском письме, написанном представителями иудео-хазарской общины Киева. (Рис. 3) [9]

 

Рисунок 3. Строка 20 из Киевского письма (930 год): «…и будет милость для вас перед ייי, Вашим Богом»

 

Выбор трёх букв йод не случаен. Сумма их цифрового значения равна 30. Тот же результат получается при сложении цифровых значений букв тетраграмматона и числа 4, обозначающего сам тетраграмматон [10].

Нередко эти буквы изображались палеоеврейским письмом YodhYodhYodh и часто выглядели как три перечеркнутые буквы Z: ZZZ. (Подобной написание тетраграмматона встречается и в рукописях Мёртвого моря, например в отрывке из книги Бытие POxy 1007 (см. Рис. 4).)

Рисунок 4. Фрагменты из книги Бытие 2:8 и 2:18 (POxy 1007)

 

Со временем в египетской Элефантине, как полагают, возникла иудейская интерпретация египетского божества Хнума (Хнубиса) в виде змеи с головой льва и его отождествление с Иао, отчасти и потому, что еврейским солдатам персидского гарнизона Элефантины храм Хнума напоминал иерусалимский храм Яхве [11] Часто на геммах и амулетах сам Яхве изображался в виде льва. [8]

Само же имя Хнубиса, как считает ряд исследователей, также отражает священный тетраграмматон. Семь букв его имени, ΧΝΟΥΒΙС, если сложить их числовые значения, даёт сумму в 1332. Само же число 1332 можно представить в виде произведения 3 и 444. Число 4, в свою очередь соответствует четырёхбуквенному имени ЙХВХ. [8]

Изображение Хнубиса, его знака (ZZZ или SSS), а также имени Ιαω часто встречается на геммах, в том числе и на найденных в районе Причерноморья (Таблица 1) [5; 6] Очевидно, постепенно связь этих надписей с иудейским Богом становилась всё менее очевидной, пока не была утрачена полностью. [13] Имя и образ Хнубиса, а также его знак стали применяться на резных камнях для лечения болезней желудка. На одной такой гемме, найденной в Керчи, присутствует надпись ΣΤΟΜΑΧΟΥ («для желудка») [6]. А врач четвертого века нашей эры Марцелл Эмпирик советовал вырезать на яшме знак ZZZ для лечения болей в боку. [8]

Геммы и амулеты, содержащие теоним ЙХВХ в той или иной форме, найденные в регионе Причерноморья, представлены в таблице 1, а география находок – на рисунке 5.

Таблица 1.

Геммы и амулеты, содержащие теоним ЙХВХ в той или иной форме, найденные в регионе Причерноморья

Изображение

Описание

1.

Золотая пластинка-амулет из Апсилии (Цебельда). Среди надписей магического содержания присутствуют имена слова: Иао, Адонай, Саваоф. [1; 2]

2.

Халцедоновая гемма из Абасгии (Аацы). На одной из сторон можно прочитать имена Иао, Адонай, Саваоф. [1; 2]

3.

Двусторонний амулет из яшмы, найденный в Аккермане. Змееногое божество с головой петуха держит щит с надписью в две строки Ια|ω. [5]

4.

Двусторонний амулет из яшмы, найденный в Херсонесе. Змееногое божество с головой петуха держит щит с надписью в две строки Ια|ω. [5]

5.

Двусторонний амулет из зеленой яшмы, найденный в Херсонесе. Змееногое божество. Остатки надписи Ιαω. [6]

6.

Двусторонний амулет из коричневой яшмы, найденный в Керчи. Лев, попирающий скелет, вокруг пять звёзд и полумесяц. Надпись Ιαω. [6]

7.

Двусторонний амулет из сердолика, найденный в Феодосии. Знак ZZZ и надпись «Хнубис». [5]

8.

Двусторонний амулет из яшмы, найденный в Феодосии. Львиноголовый змей Хнубис. Вокруг четыре звезды (которые могут символизировать четыре буквы тетраграмматона) и знак SSS. Изображение замыкает кольцо из змеи и надпись αβριηλ Ιαω. На обороте, среди прочего, надпись Ιαω. [5]

9.

Двусторонний амулет из железняка, найденный в Керчи. Змееногое божество. В руках щит с трёхстрочной надписью Ι|α|ω. На обороте надпись ΣΤΟ|ΜΑ|ΧΟΥ («для желудка») и знак ZZZ. [5]

10.

Двусторонний амулет из зеленой яшмы. Точное место находки не указано. Четырехкрылое божество с головой ибиса. В надписи, среди прочего, Ιαω. [5]

11.

Амулет из зеленой яшмы. Точное место находки не указано. Четырехкрылое божество. Буквы Ια. [5]

12.

Двусторонний амулет из красной яшмы. Точное место находки не указано. Трехстрочная надпись содержит Ιαω. [5]

13.

Двусторонний амулет из Халцедона. Точное место находки не указано. Львиноголовый змей Хнубис. Знак SSS. [5]

 

Рисунок 5. География находок гемм и амулетов первых веков нашей эры с теонимом Ιαω и (или) его графическим изображением в виде трёх букв йод ZZZ («знак Хнубиса») на территории Причерноморья. Цифры на карте соответствуют номерам артефактов в Таблице 1

 

Таким образом, среди произведений глиптики, обнаруженных на территории Причерноморья, присутствуют артефакты с надписями, содержащими теоним ЙХВХ либо в виде транскрипции Ιαω, либо в виде трёх букв йод, написанных палеоеврейским письмо, что говорит о распространении еврейского мистицизма и гностицизма в этом регионе в первых веках нашей эры.

 

Список литературы:
1. Бадж Э.У. Амулеты и суеверия. – М.: Академический проект, 2019. – 328 с.
2. Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007 – 392 с.
3. Бируни А. Индия — М.: Ладомир, 1995. - 727 с.
4. Воронов Ю. Н. Научные труды. Том первый. — Сухум: Абхазский институт гуманитарных исследований АН Абхазии, 2006. — 456 с.
5. Неверов, О. Я. Гностические геммы, перстни и амулеты Юга СССР // Вестник древней истории. - 1979. - № 1 - С.95-104
6. Неверов О. Я. Изображения на геммах – печатях, металлических перстнях и амулетах // М. М. Кобылина. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н. э. Москва, 1978. – с. 163-180.
7. Соломоник Э.И. К вопросу о населении Херсонеса Таврического // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1979. -– с. 119-125
8. Хайрединова Э. А. Перстент-амулет первой четверти VII из Юго-Западного Крыма  // Античная древность и средние века.  – Екатеринбург, 2014. – с. 69-89
9. Golb, Norman and Omeljan Pritsak. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1982 - 166 p.
10. Lauterbach, Jacob Z. Substitutes for the Tetragrammaton. Proceedings of the American Academy for Jewish Research, vol. 2, 1930. – pp. 39–67.  
11. Mastrocinque А. Les Intailles Magiques du Departament des Monnais Medailles et Antiques. - Paris: Bibliothèque Nationale de France, 2014 – pp. 93-96
12. Mastrocinque A. Studies in Gnostic Gems: The Gem of Judah, Journal for the Study of Judaism vol. XXXIII No 2. (2002 Brill) – p. 164-170.
13. Vasileiadis P. The god Iao and his connection with the Biblical God, with special emphasis on the manuscript 4QpapLXXLevb. Vetus Testamentum et Hellas 4 (2017) 21-51

[1] Четырёхбуквенное имя Бога, тетраграмматон, которое встречается в еврейском тексте Библии порядка семи тысяч раз и переводится обычно как «Яхве» или «Иегова»; точная огласовка тетраграмматона неизвестна.