Антропологическая парадигма в культуре России второй половины XIX века: формирование, характерные черты, значение
Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история культуры
XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Антропологическая парадигма в культуре России второй половины XIX века: формирование, характерные черты, значение
ANTROPOLOGICAL PARADIGM IN THE CULTURE OF RUSSIA IN THE SECOND XIX CENTURE: FORMAITION, CHARACTERISTICS, MEANING
Nina Skotnikova
Candidate of philosophical Sciences, Senior lecturer of Samara national research University named after academician S.P. Korolev – Samara University, Russia, Samara
Аннотация. изучение парадигм культуры поддерживает историческую преемственность и позволяет проследить взаимовлияние ценностных ориентаций культуры прошлого и современного человека, носителя данной культуры. В статье рассматривается формирование антропологической парадигмы в русской культуре второй половины XIX века, её характерные черты и значение.
Abstract. the study of cultural paradigms supports historical continuity and allows us to trace the mutual influence of the value orientations of the culture of the past and the modern person, the bearer of this culture. The article considers the formation of the anthropological paradigm in Russian culture in the second XIX centure, its characteristic features and significance.
Ключевые слова: парадигма; антропологическая парадигма; русская философия, русская культура второй половины XIX века.
Keywords: paradigm; anthropological paradigm; Russian philosophy, Russian culture of the second half of the XIX century.
Антропологическая проблематика стала неотъемлемой частью современных философских и культурологических исследований. Вопросы о природе и сущности человека, его самопознания и смыслоопределения в мире, ставились всеми научными школами, начиная с античности и по настоящее время. Недостаточно глубоко исследованы антропологические парадигмы культуры, выдвинутые в определённый исторический период, и их влияние на идентификацию человека этой культуры.
Понятие «парадигма», введённое в научный оборот Т. Куном, для характеристики общепризнанных научных достижений, за более чем полувековую историю существования, трансформировался и получил более широкое применение. Так, В.С. Степин в своих работах предлагает расширить понимание «парадигмы» до понятия «основание науки», в которое входят три компонента: 1) научная картина мира, 2) идеалы и нормы науки, 3) философско-мировоззренческие обоснования, обеспечивающие включение научной картины мира, идеалов и норм в культуру. [6, с. 47]. В работах Н.С. Розова [5] мы находим обоснование правомерности использования парадигм не только в научном, но и философском и культурологическом знании, и считаем возможным применить его в анализе художественной культуры. В этом случае парадигма определяется как набор убеждений, ценностей, образцов решения социальных и культурных задач, она задаёт культуре смыслы и формирует круг проблем. Такое понимание расширяет рамки применения понятия «парадигма» и актуализирует его для гуманитарных исследований.
Н.Б. Бакач исследует «культурную парадигму» как «культурный код, определяющий мировосприятие, мышление и поведение людей… Это «текст» конкретной культурно-исторической эпохи, представляющий класс социо-культурных единиц, объединённых общим культурным временем, общим смыслом». [1, с. 31].
В трудах В.А. Конева представлена концепция философских парадигм в развитии философской мысли, где третья из выделенных – антропологическая парадигма «existenz», направленная на исследование собственно человеческого бытия, объективированного в культуре. «Антропологическая парадигма, обращаясь к проблемам человеческой сущности, делает основанием новой философской парадигмы размышление над проблематикой человеческого мира» [3, с. 19] и стремится постигнуть человеческое бытие через культуру. Так, антропологическая философская парадигма охватывает весь мир человека и проявляет себя на всем пространстве культуры от философии до искусства.
Ярким примером выступает русская культура второй половины XIX века, когда в русской философии, независимо от характера и направления её течений, в русском искусстве в самых разных его видах и жанрах, принципом видения мира и общества был антропологизм. Русские мыслители и художники считали, что без постижения феномена человека в его смысложизненных и историософских аспектах, невозможно решать другие философские и художественные вопросы. Всепроявленность антропологической проблематики возвела антропологизм в ранг парадигмы. «Для этой парадигмы характерно философское осмысление цельного знания, вырастающего из живого опыта личности, конкретности истины, равносильной правде жизни, для неё характерны символизм мышления и эстетическое постижение действительности, которое в принципе любви всеобщее, соборное, сливает с частным, индивидуальным, придавая целостности индивидуальности высший смысл». [4, с. 11]. «Для русской философии личность является высшей ценностью, квинтэссенцией бытия, средоточием культуры…». [4, с. 89].
Антропологическая парадигма русской культуры второй половины XIX века стала культурно-национальной, исторической формой парадигмальности и многомерности, проявила себя во всем многообразии философских и художественных «текстов» (в самом широком понимании). Философия и разные виды искусства взаимно отражали друг друга и отражались друг в друге. Многие исследователи отмечают эстетический характер русской философской мысли этого времени. И, с другой стороны, «в России наиболее глубокие и значительные мысли, идеи были высказаны в литературной форме» (С. Франк).
Антропологическая парадигма несла огромный аксиологический посыл: рассматривать бытие человека с позиции самоценности любого человека, его точки зрения, его голоса в общем «хоре», и вместе с тем, уникальности бытия каждого индивида. Она породила неведомый западной культуре того времени феномен «подвижника», цель и смысл жизни которого – в нравственном служении народу. Русская интеллигенция и её духовное подвижничество – явление национальное. Онтологизация этики служения и участия в социальной практике: постоянный поиск «правды и смысла жизни».
Антропологическая парадигма ориентирует на саморазвитие, самодетерминацию, индивидуализацию человека. Культура ориентирована на адресата – потребителя гуманистических и художественных ценностей. Художественная культура предоставляет человеку специфическую практику личностного и духовного развития и роста. И парадигма фиксирует эту действенно-практическую особенность: практика выращивания и сохранения внутреннего мира индивида. В этом её ценностно-регулятивное и системное значение.
Антропологическая парадигма организует не только предметное содержание (бытие человека), но и его восприятие. Обязательным элементом являются культурные институты «посредничества»: музейная и выставочная деятельность; церковные, учебные, культурные заведения, феномен художественной критики, нередко - художественное высказывание в разных видах искусства имеет остро социальный характер.
Антропологическая парадигма раскрывается через культурные универсалии: «народ», «соборность», «мы», «народ как великая личность» [2], «человек как высшая ценность», «Россия», «страна», «национальная идея».
Актуальность универсалий русской культуры второй половины XIX века предопределена как «вечными» вопросами человеческого бытия, так и некоторым сходством вопросов, стоящих перед обществом сегодня. И в этом гуманистическая и историческая ценность антропологической парадигмы русской культуры второй половины XIX века.