Статья:

ОКОННАЯ ФУРНИТУРА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. ОКОННАЯ ФУРНИТУРА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОКОННАЯ ФУРНИТУРА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

WINDOW FITTINGS OF THE LATE 18TH - FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY IN THE STROGANOV PALACE

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье приводятся результаты обследования оконной фурнитуры Строгановского дворца, сохранившейся в интерьерах разного времени.

Abstract. The article presents the results of a survey of the window fittings of the Stroganov Palace, preserved in the interiors of different times.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Оконные приборы являются важной функциональной деталью любого интерьера. В дворцовом парадном интерьере они несут кроме функциональной, весьма значимую эстетическую нагрузку. Оконная фурнитура не только составляет единый комплекс, обусловленный техническими и стилевыми характеристиками, но и находятся в непосредственной связи с деревянным заполнением окон, их конструктивными типами, габаритами, расстекловкой, профилированными деталями, пространственными характеристиками. Поэтому эти элементы убранства требуют комплексного рассмотрения и анализа.

В домах, как правило, существовало несколько типов комплектов скобяных изделий, которые различались не только принадлежностью к определенному типу окна, но и должны были соответствовать иерархическому уровню ярусно-функциональной зоны (парадная, жилая для хозяев, комнаты для дворни и т.д.). В жилых комнатах бельэтажа и антресолей могли быть разные приборы в связи с разнотипностью окон, но также и по причине различной репрезентативности разных этажей. В пределах одной зоны приборы, как правило, были однотипны.

«Приборы монтировались таким образом, чтобы человек среднего роста, стоя на полу, без дополнительных приспособлений мог открывать и закрывать окна» [1, с. 166].

 

Рисунок 1. Длинный шпингалет Большого зала Строгановского дворца

 

Рисунок 2. Длинный шпингалет Большого зала Строгановского дворца, деталь

 

Шпингалеты первой половины XIX века представлены двумя основными типами: автономные и раздвижные. Автономные шпингалеты применялись в большинстве случаев как наиболее экономичные и простые в обращении. Они состоят из хомутиков, прикрепленных к планке, которые держат движущийся стержень прямоугольного и квадратного сечения. Сечение стержня говорит о времени его создания: более ранние и более поздние стержни − круглого сечения. Ограничение движения шпингалета осуществляется стержнем ручки, который введен в специальную прорезь в планке шпингалета. У нижнего шпингалета, незначительного по высоте – один хомутик, у верхнего могут быть еще и промежуточные.

 

Рисунок 3. Длинный шпингалет на окне Картинной галереи

 

Рисунок 4. То же в Большом кабинете графини С. В. Строгановой

 

Рисунок 5. то же в Кабинете с дубовым камином

 

Ручки ампирных автономных шпингалетов располагаются на стержне, у более поздних (середина XIX века и позже) – на глухом хомутике, паз в поверхности которого одновременно является ограничителем поступательного движения стержня. В эпоху позднего ампира глухой хомутик (пятка) мог отсутствовать, ручка при этом была замоноличена со стержнем.

Шпингалет раздвижной состоит из единой планки, на которой стержни верхний и нижний приводятся в движение ручкой в средней части шпингалета. Устройства, фиксирующие шпингалеты в закрытом состоянии, одинаковы как для раздвижных, так и автономных шпингалетов. Верхний шпингалет фиксируется колпачком, нижний – пробоем. Пробой крепится к коробке или подоконнику, колпачок – к фрамуге. Если фрамуга отсутствует, крепление верхнего шпингалета осуществляется пробоем, крепящемся к коробке.

               

Рисунок 6.  Длинный шпингалет из Углового зала Строгановского дворца

 

Рисунок 7. То же, деталь

 

Рисунок 8. Шпингалет с аналогичной ручкой из Гатчинского дворца

 

Шпингалеты и ручка крепятся на одной (правой) створке для удобства пользования. Нижний шпингалет меньше верхнего. Его размеры зависят от габаритов окна – не только из художественных соображений, но и из соображений прочности. Длина верхних шпингалетов рассчитывалась таким образом, чтобы его нижний уровень над полом составлял определенную величину, наиболее удобную для эксплуатации. В справочнике для архитекторов-реставраторов приведены специальные таблицы для определения этих размеров [1, c. 110].

            

Рисунок 9. Верхний шпингалет в Минеральном кабинете Строгановского дворца

 

Рисунок 10. Нижний шпингалет там же

 

Рисунок 11. Деталь верхнего шпингалета

 

Для изготовления оконных приборов применялись два вида металла: железо и латунь. В подавляющем большинстве случаев в приборе сочетались оба вида: железо несло конструктивные, силовые нагрузки, латунь – декоративные. Железо в комнатах функционально непредставительных могло применяться без латуни. Латунь в монолите применялась исключительно редко. Чаще всего шпингалеты были комбинированными по материалу. Конструктивно ответственные детали – планка и стержень – изготавливались из железа и обертывались латунной фольгой. Хомутики – как глухой, так и сквозной, а также шпингалетные ручки делались из латунного массива.

В дворцовых интерьерах широкое распространение получили так называемые кремоны – раздвижные шпингалеты во всю высоту окна с ручкой в средней части. Впервые они стали широко применяться во Франции в XVIII веке для запирания и отпирания дверей и окон, но название связано с итальянским городом Кремона, где они были изобретены. Cremone bolt довольно просты, состоят всего из трех частей, двух стержней сверху и снизу и ручки. По сути, «кассета» кремоны (коробка, в которой находится запорный механизм) сопровождается набором вертикальных стержней, которые работают с рычагом или ручкой. Когда ручку или рычаг поворачивают или тянут, стержни разблокируются. Когда они возвращаются в исходное положение – блокируются. В болтах Cremone используются разного типа ручки. Часто шпингалеты такого типа имеют ручку в виде откидного рычага для управления затвором, очень похожий на ручки на задней части грузовиков.

В данной статье приведены примеры оконной фурнитуры парадного этажа Строгановского дворца. Можно выделить три основных вида оконных шпингалетов. В Минералогическом кабинете и Малом кабинете графини С. В. Строгановой применены автономные шпингалеты: верхний – более длинный, и нижний – короткий.

 

Рисунок 11. Состояние длинного шпингалета (кремоны) до реставрации

 

Рисунок 12. Состояние длинного шпингалета (кремоны) до реставрации

 

Рисунок 13. Состояние длинного шпингалета (кремоны) до реставрации

 

Второй тип − раздвижные шпингалеты на всю высоту окна, прикрепленные несколькими хомутами с гладкой ручкой в средней части. Это первый тип кремон, примененный в Строгановском дворце. Такой тип шпингалета использован почти во всех интерьерах анфилады по Невскому проспекту: Парадной столовой, Старой передней, Зале Гюбера Робера, Арабесковой гостиной.

И, наконец, самый поздний по времени и самый изысканный раздвижной шпингалет во всю длину оконной створки, без дополнительных хомутов, с изящной ручкой в виде откидного рычага для управления затвором. После реставрации такого рода шпингалеты, выполненные по сохранившимся образцам, установлены во многих парадных интерьерах дворца: Большом, зале, Картинной галерее, Греческой гостиной, Зале с дубовым камином и др. Недостающие комплекты кремон во время реставрационных работ были выполнены по историческим образцам производственной фирмой «Металлдекор» из латуни и стали с покрытием латунью.

 

Список литературы:
1. Архитектурные детали в русском зодчестве XII I- XIX вв. Справочник архитектора-реставратора. – М., Academia, 2005.
2. Киселев И. А. Интерьерный архитектурный металл: оконные и дверные приборы первой половины XIX века. – М., 2019.
3. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – Москва: Эксмо, 2017.