Статья:

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Информационные системы и процессы

Выходные данные
Ефремова А.А. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 23-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Ефремова Анастасия Александровна
магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

METHODS OF DATA ANALYSIS IN THE PROCESS OF PREPARING JOURNALISTIC MATERIALS

 

Anastasia Efremova

Graduate student, RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрены методы сбора и анализа информации, которые используются журналистами в рамках подготовки материалов для публикации в различных медиа. На основании рассмотренных данных о возможности введения в заблуждение аудитории формулирован вывод о высокой степени важности проверки актуальности данных, а также развитии методов и технологий анализа информации. Выдвинута гипотеза о сознательном распространении в информационной среде ложной информации в рамках различных информационных кампаний, а также возможности противостоять влиянию фейков.

Abstract. The article discusses the methods of collecting and analyzing information that are used by journalists in the preparation of materials for publication in various media. Based on the considered data on the possibility of misleading the audience, a conclusion is formulated about the high degree of importance of checking the relevance of data, as well as the development of methods and technologies for information analysis. The hypothesis is put forward about the deliberate dissemination of false information in the information environment within the framework of various information campaigns, as well as the ability to resist the influence of fakes.

 

Ключевые слова: ;урналистские материалы; информация, проверка достоверности данных; верификация; фактчекинг.

Keywords: Journalistic materials; information; data validation; verification; fact checking.

 

В современном медиапространстве первоочередной задачей каждого журналиста является, прежде всего, исследование действительности. Метод, который журналист определяет для конкретной работы - это начало хорошо продуманной стратегии. Ведь от того, как автор построит работу над материалом, зависит ценность его работы. В связи с этим стоит рассмотреть методы получения информации, используемые в журналистике, а также возможности проверки данных в процессе работы.

Основными методами получения информации, по мнению А.А. Морозовой, являются рационально-познавательные и теоретические. К первой группе относят наблюдение, интервью, метод маски и эксперимент, к теоретическим методам - относят деятельность по обработке данных, полученных эмпирическим путем. В повседневной деятельности журналисты используют комбинированный подход, включающий использование и первого и второго типа методов получения данных.[4, с. 186-187]

При этом, определяющим качество работ в журналистике является поиск, систематизация и анализ информации по исследуемой̆ теме. Сегодня, когда количество источников информации многократно увеличивается, навыки поиска и анализа представленных данных приобретают все большую практическую ценность. Ведь фейковая информация все чаще проникает в широко тиражируемые источники и имеет внушительное влияние на аудиторию.

Фейк, являясь, в первую очередь, средством воздействия, получает наибольшее распространение в Интернет-среде вследствие ее легкодоступности, масштабности и высокой скорости распространения информации. Многообразие вариантов реализации представленного лингвистического феномена позволяет составить развернутую классификацию его видов в соответствии с различными критериями: время появления, предмет речи, сфера функционирования, форма существования, уровень описываемых событий, цель сообщения.

Как правило, каждый признак тесно связан с другим, что определяет их тесное сосуществование и позволяет говорить о наличии предопределенности прочих критериев целью сообщения. Исследователи определили следующие разновидности новостных фейков: газетные утки, предубежденное мнение, сатира, недостоверные сведения, комментарии, увещевательная (убеждающая) информация и городская журналистика [6, с. 94].

При этом, умение выявить фейк является одним из важнейших умений как для журналиста, так и для рядового обывателя.

Проверка информации является неотъемлемой частью редакционных процессов, не изменившей своей сути под влиянием конвергенции, но получившей дополнительные возможности для реализации. Умение быстро проверять информацию является одним из навыков, отличающих журналистов от других профессионалов.

Стоит отметить некоторые особенности ложной информации. У достоверных материалов есть определенные признаки, отличающие их от неправдивых. В фейковых новостях обычно не соблюдается журналистский стиль, они менее выдержаны и вместо фактов предлагают людям эмоциональные утверждения. Также признаком fake news являются завлекательные или провокационные заголовки, отсутствие источников информации или ссылки на «анонимный источник».

Ученые отметили особенности в структуре веб-сайтов, которые позволяют маркировать их как источник недостоверной информации: например, использование нестандартных e-mail адресов для обратной связи или же отсутствие контактов редакторов и владельцев ресурса. Онлайновые новости также часто лишены многих структурных особенностей, которые присутствуют в более традиционных медиа (журналах и газетах) и позволяют различать формы контента. Так, на сайтах часто реальные новости смешиваются с рекламными материалами без соответствующих пометок, а мнение автора выдается за аналитику [2, с.231].

Неотъемлемой частью процесса подготовки журналистских материалов также являются так называемые фактчекинг и верификация. Верификация информации включает как традиционные инструменты (звонок спикеру, поиск первоисточника, поиск альтернативного источника), так и возникшие относительно недавно благодаря возможностям Интернета (проверка подлинности аккаунта в социальных сетях, анализ метаданных снимка, верификация по месту и времени создания видео) [6, с. 94].

Фактчекинг — это принцип работы с фактами, комплекс мер для проверки их на достоверность.

Термин в дословно переводится как «проверка фактов». Связано это понятие с информационным шумом. Журналистам приходится регулярно перепроверять информацию перед использованием их в своих работах. Данный подход применяется на всех этапах подготовки текста. В противном случае из-за критических ошибок, которые были не замечены в самом начале, автору придется заново переписывать весь текст.

Прежде чем приступить к написанию самой статьи, исследователь подготавливает ключевой ссылочный материал — работы, которые он впоследствии будет использовать для собственных материалов. При этом необходимо обращать внимание на такие неточности, как: неверные ссылки на источники, ссылки на устаревшие документы или научные работы. Наличие в медиатекстах ссылок на конкретные источники снимает с автора необходимость каким-то особым образом доказывать достоверность высказывания. Но возможность сослаться на первоисточник имеется не всегда.

Традиционным объектом цитирования в массмедиа являются не только политики, деятели культуры, спортсмены, но сами СМИ. На уровень цитирования одних изданий другими влияет категория авторитетности. Чаще всего российские СМИ цитируют различные отечественные и зарубежные информационные агентства: Reuters, РИА Новости, Интерфакс, ТАСС, УНИАН и др., а также разнообразные печатные и интернет-издания. Стоит отметить, что в поле цитируемости попадают только те издания, которые можно отнести к «качественной» прессе. Такие издания при описании политических, экономических, культурных событий стремятся дать им объективную оценку.

В процессе написания материал дополняется новыми данными, которые необходимо грамотно вплести в канву текста. После завершения черновика необходимо еще раз проверить соответствие всех данных и результатов и обратить внимание на следующее: неполные цитаты, вырывание из контекста и вольная трактовка цитат, путаница в новых профессиональных терминах, неверное указание дат, стран, городов.

В то же время ряд исследователей рассматривает фактчекинг отдельно от верификации информации, вкладывая в данный процесс более глубинный смысл: фактчекинг направлен на определение правдивости информации, соответствия ее эмпирической действительности. В данном случае противостоит намеренному искажению информации, фейковым новостям [2, 232]. Под верификацией понимается проверку теоретических положений на соответствие действительности  Зачастую данные извлекают из сети Интернет, а конкретно из социальных сетей. Верифицировать информацию в социальных сетях значительно сложнее. Там пользователя ждет персонализированная лента, которая составлена на основе его прошлых поисковых запросов. При этом человек оказывается в «пузыре фильтров», то есть пользователю предлагается информация, привычная для него, релевантная его интересам и игнорирующая другие точки зрения [4, с. 186]. Вместе с тем, для облегчения задачи проведения верификации создано большое число ресурсов, позволяющих удостовериться в подлинности данных, проверить подлинность видео и местонахождение объекта съемки, найти первоначальный вариант фотографии, а также выяснить первоисточник сведений. В России подобных тематических сервисов не так много, зарубежные ресурсы достаточно востребованы и популярны даже в профессиональной журналистской среде. онсорциум News Integrity Initiative, WebMii, Snopes.com, WikiTribune, Citizenevidence.org сегодня помогают осуществлять верификацию данных не только журналистам, но и простым пользователям на безвозмездной основе. Инструменты по верификации информации могут эффективно использоваться в повседневной жизни аудитории, способствуя сокращению факторов, формирующих ложную картину мира.

Проверка информации - это прежде всего ответственность, заинтересованность и неравнодушие автора к своей работе. Ложные сведения вредят не только репутации журналиста, но и пользователям, создавая вокруг искаженную картину мира. В этой связи, развитие технологий и методов анализа информации требуют дополнительного внимания в виду своей востребованности и бесспорной необходимости.

 

Список литературы:
1. Бейненсон, В. А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности / В. А. Бейненсон // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сборник материалов научной конференции кафедры журналистики. - Нижний Новгород, 2020. № 80.
2. Богданов, С. В. «Мерцающие» события: особенности фейковых новостей и их место в стратегических коммуникациях / С. В. Богданов // Век информации. - Санкт-Петербург, 2020. №117. - С. 231-232.
3. Иванова С.М., Ильиченкова З.В. «Система поиска и анализа достоверной информации в сети интернет» Справочник журналиста СМИ. - Москва, 2019. № 197. C.19-24 .
4. Морозова, А. А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации) / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. - № 6 (402). – Челябинск, 2019. № 106. С.186-191 
5. Соколова, Д. В. Фактчекинг и верификация информации в российских СМИ: результаты опроса [Электронный ресурс] / Д. В. Соколова // Вестник Московского университета. - 2020. - № 4. - URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2018/4/faktcheking-i-verifikatsiya-informatsii-v-rossiyskikh-smi-rezultaty-oprosa1/ (дата обращения: 21.02.2022).
6. Юша А. Э. «Методы верификации информации в период постправды» // Медиасреда. СМИ (медиа) и массовые коммуникации – Тюмень, 2019. № 12- С.86-99