Статья:

Влияние движения "Новая музеология" на развитие белорусских музеев

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Здасюк Н.М. Влияние движения "Новая музеология" на развитие белорусских музеев // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 20-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние движения "Новая музеология" на развитие белорусских музеев

Здасюк Наталья Михайловна
старший преподаватель, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, Минск

 

Influence of “New Museology” movement on development of Belarusian museums

 

Nаtalia Zdasiuk,

senior lecturer, Belarusian State University, The Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. Изучен вопрос влияния движения «новая музеология» на развитие белорусских музеев. В результате анализа опыта белорусских музеев в этом направлении, автор делает вывод о преимущественном развитии некоторых элементов «новой музеологии» в музеях этнографического профиля.

Abstract. The influence of “New museology” movement on the development of Belarusian museums has been studied by the author. The analysis results of Belarusian museums experience in this field show that some elements of “new museology” progressed on a large scale in ethnographic museums.

 

Ключевые слова: Экомузей; «новая музеология»; этнографический музей; белорусская музеология.

Keywords: ecomuseum; “new museology”; ethnographic museum; Belarusian museology.

 

Одним из самых ярких явлений в развитии музейного дела последних десятилетий стало движение «новая музеология». Основные принципы его окончательно оформились в середине 1980-х годов в результате деятельности Первого международного семинара «Экомузеи, новая музеология». Результатом работы семинара стала публикация Квебекской декларации, в которой были изложены основные положения новой музеологии [5, с. 21]. Это движение связано в первую очередь с поиском путей обновления музеев, переосмыслению их роли в обществе. Идеологи новой музеологии выступают за использование в музейной практике последних достижений гуманитарных дисциплин, за улучшение отношений между музеем и обществом.

Не остались в стороне от новых веяний и белорусские музеи. Начиная с 1990-х годов перед музеями стал вопрос о том, какое место они должны занимать в изменившемся обществе, какую миссию нести. Первым результатом подобных дискуссий стало стремление избежать однотипности музеев. По состоянию на конец 1980-х годов, из 82 музеев системы Министерства Культуры 46 составляли краеведческие музеи [2]. Сложившаяся сеть музеев стала результатом государственной политики в музейном деле в послевоенные годы, когда для ускорения обновления музейной сети страны создавались однотипные музеи краеведческого профиля.

Для преодоления кризисной ситуации предпринимались различные действия. Были среди них и попытки воплотить принципы новой музеологии. Интересу к этим идеям способствовал тот факт, что как свидетельствует зарубежный опыт, наиболее удачными и распространенными экомузеями стали музеи, созданные на основе этнографических коллекций. В белорусских краеведческих музеях такие коллекции составляли значительную часть. Но для того, чтобы новый музей, созданный на базе этнографической коллекции, обрел свое лицо и стал ярким явлением в культурной жизни региона, нужно было продумать вопрос интерпретации культурного наследия. В новой музеологии музейный предмет рассматривается как элемент целостности жизни, на первый план выходят его коммуникативные качества. Это ключевое для музеологии понятие расширяется, в сферу интересов включается и территория, потенциал которой музей желает раскрыть, коллективная память ее населения и те занятия, навыки, ремесла, которыми они владели [4, с. 38].

Из всех музеев историко-этнографического профиля Беларуси максимально приблизиться к идеалам экомузея смог Историко-культурный заповедник «Заславль». Он был создан в 1988 году, а время его бурного развития приходится на начало 1990-х гг. Этот период характеризуется демократизацией общественной жизни, возрождения белорусской культуры, обращением местного к своим истокам. К тому же в этот период белорусские музеи впервые получили определенную хозяйственную самостоятельность. Все это создало благоприятные условия для реализации идей новой музеологии. В концепцию музея, были заложены следующие принципы: «… неразрывная взаимосвязь самосознания народа и его культуры, экологичный, в широком смысле подход к месту и роли человека в культуре и природе. Город рассматривался как культурная экосистема, в котором культурные и природные компоненты связаны между собой принципом самосохранения и самообновления» [4, с. 56]. Создатели музея-заповедника старались следовать главному принципу экомузея: возвращение в живую среду утраченных явлений и элементов культуры. Первым объектом музеефикации стало создание этнографического комплекса «Млын». В его деятельности сочетаются две функции – производственная (помол зерна) и музейная (знакомство посетителей с процессом молотьбы). Позже начал работать по тому же принципу и второй комплекс – «Кузня». Еще одним направлением деятельности музея-заповедника была организация фольклорных праздников. При этом сотрудники старались как можно шире привлечь к данным мероприятиям местное население. И это им вполне удалось т.к. если сначала жители города были преимущественно зрителями этнографических праздников, то позднее пришло понимание смысла происходящего и знание элементов праздника [4, с. 63]. Однако полностью воплотить все идеи концепции сотрудникам музея-заповедника не удалось. Это связано с рядом причин, таких как смена руководства музея, сокращение штата сотрудников, непонимание со стороны местных властей. Однако даже то, что удалось сделать, стало значительным явлением в белорусской музеологии.

Что же касается остальных музеев республики, то следует отметить, что больше ни один из них не изменил концепцию своего развития в сторону экомузея. Но это не означает, что новая музеология в белорусских музеях не прижилась. Отдельные ее элементы были использованы, при чем в большинстве случаев именно для популяризации этнографических коллекций и народной культуры. Идея, которая привлекла белорусских музееведов, состоит в широком понимании историко-культурного наследия. Это не только памятника материальной культуры, но и духовная культура (традиции, обряды, ремесла и т.п.).

Вдохновленные идеей сохранять в своих музеях не только памятники материальной культуры, но и народные традиции, и не просто их сохранять, но и передавать, сотрудники Браславского районного объединения музеев открыли на базе заброшенной мельницы дом ремесел. Там народные умельцы (гончары, ткачи) не только создают на глазах у посетителей свои изделия, но и обучают желающих своему ремеслу [3]. Ткачеству и резьбе по дереву обучают желающих и в Ветковском музее народного творчества. Там уже несколько лет функционирует Центр возрождения ремесел [1].

Ярким свидетельством популярности народных традиций среди населения, стремлению к ним присоединиться, стал коммерческий музейный проект «Дудутки», созданный в 1994 г. В этом музее можно посетить ветряную мельницу, посмотреть самогонный аппарат, понаблюдать за работой кузнеца и гончара, попробовать домашний хлеб и сыр, попариться в рубленой бане, принять участие в различных обрядах [6]. Этот проект нельзя назвать экомузеем, но все же некоторые идеи этого движения в нем присутствуют.

Комплексное понимание культурного наследия, стремление сделать музей «живым» и привлечь к деятельности широкий круг местного населения отразились в первую очередь на этнографических музеях. Беларусь познакомилась с принципами экомузея в 1990-х годах. В наибольшем объеме реализовать идеи новой музеологии попытались создатели Историко-культурного музея-заповедника «Заславль». Отдельные элементы экомузея успешно реализованы в ряде белорусских музеев в виде действующих ремесленных мастерских, организованных фольклорных праздниках и обрядах. Движение новой музеологии расширило социальную роль музея. Этнографические музеи сейчас ориентируются не только на сохранение и презентацию музейных предметов, но и возрождение народных традиций, обрядов, ремесел.

 

Список литературы:
1. Ананьева Т.А., Шевеленко Т.В. Восстановление традиционных технологий. Рушник из Волпы. // Навуковыя запіскі Веткаўскага музея народнай творчасці: Зб. артыкулаў. – Гомель, 2004. -- С. 279-281.
2. Архив Министерства культуры Республики Беларусь. Ф. 974, Оп. 1, Д. 1954, Л. 2.
3. Казюля Я. Дом-музей рамёстваў. // Лiтаратураі мастацтва. – 1995. – 20 кастр.
4. Каўбаска А.М. Музейны дыярыуш, ці Уводзіны ў новую музеялогію. – Мн., 2000. -- 147 с.
5. Квебекская декларация: основные принципы новой музеологии. // Museum. – 1985. -- № 148. – С. 21.
6. Официальный сайт Музейного комплекса старинных народных ремёсел и технологий «Дудутки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dudutky.by. – (Дата обращения 12.05.2016)