Статья:

ТРИ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ФРАГМЕНТА ПАРКЕТНОГО ПОЛА ГРЕЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ИХ АНАЛОГИ В ДРУГИХ ДВОРЦАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. ТРИ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ФРАГМЕНТА ПАРКЕТНОГО ПОЛА ГРЕЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ИХ АНАЛОГИ В ДРУГИХ ДВОРЦАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРИ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ФРАГМЕНТА ПАРКЕТНОГО ПОЛА ГРЕЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ИХ АНАЛОГИ В ДРУГИХ ДВОРЦАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THREE FRAGMENTS OF THE PARQUET FLOOR OF THE GREEK LIVING ROOM OF THE STROGANOV PALACE AT DIFFERENT TIMES AND THEIR ANALOGUES IN OTHER PALACES OF ST. PETERSBURG OF THE LATE 18TH – FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается история изменения планировки юго-западной части дворца, где сейчас находится помещение Греческой гостиной. С этим связаны три разновременных сохранившихся фрагмента паркетного пола, аналоги которых можно обнаружить в других дворцах Санкт-Петербурга, что помогает выявить логику развития композиционных схем русского паркета раннего классицизма.

Abstract. The article examines the history of changes in the layout of the southwestern part of the palace, where the Greek Salon is now located. Three fragments of parquet flooring preserved at different times are connected with this, analogs of which can be found in other palaces of St. Petersburg, which helps to reveal the logic of the development of compositional schemes of Russian parquet of early classicism.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры, дворцы Санкт-Петербурга, история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments, palaces of St. Petersburg, the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Греческая гостиная находится в дворовой анфиладе юго-западной части Строгановского дворца, которая неоднократно переделывалась. Сначала здесь находилось помещение, оформленное Ф.-Б. Растрелли. После пристройки южного корпуса в 1804–1805 годах А.Н. Воронихин устроил здесь Греческую гостиную. Позже здесь и в соседних помещениях были устроены апартаменты княгини Аглаиды Павловны Строгановой по проекту К.И. Росси. На рубеже 1850-1860-х годов интерьер был преобразован, предположительно, архитектором М.А. Макаровым, который частично закрыл искусственный мрамор и барельефы фанерой, покрытой тканью с бордюром.

 

Рисунок 1. К.И. Росси. Проект обновления интерьера Уборной для княгини А.П. Голицыной. Фрагменты листа из альбома гр. С.В. Строгановой. 1820 г. Акварель

 

В конце XIX века на этом месте возник коридор и помещение, оформленное неизвестным архитектором в стиле необарокко. Были установлены: существующий камин белого мрамора с целующимися фигурками путти, выкрашенные в белый цвет панели с золочеными тягами и плафон с золоченой лепной розеткой. Именно в таком виде интерьер дошел до наших дней. Верхняя часть южной стены коридора декорирована барельефами на античную тему. В результате обследования интерьера во время реставрационных работ были обнаружены аналогичные барельефы на западной стене, а также фрагменты отделки искусственным мрамором. По решению реставрационного совета часть барельефов была раскрыта, а стена, образующая коридор, разобрана.

Таким образом, получившееся пространство отражает сложную историю Греческой комнаты, что особенно наглядно демонстрирует паркетный пол, состоящий из трех разновременных частей: средняя часть – паркет времени Воронихина, северный фрагмент – времени Росси, южный – самый поздний, соответствует периоду, когда на этом месте был коридор. Учитывая неудовлетворительную сохранность, все три фрагмента были демонтированы и воссозданы заново на тех же местах. Вместе с барельефами они позволяют судить о габаритах Греческой гостиной, занимавшей примерно половину прежней гостиной Растрелли.

 

Рисунок 2. Три фрагмента паркетного пола Греческой гостиной Строгановского дворца. План

 

Рисунок 3. Три фрагмента паркетного пола Греческой гостиной Строгановского дворца. Фото после реставрации

 

Рисунок 4. Фрагмент паркета А. Н. Воронихина

 

Рисунок 5. Фрагмент паркета К.И. Росси

 

Во время реставрационных работ 2005–2007 годов существующий паркетный пол был демонтирован, обследована сохранность балок перекрытия, было произведено их усиление. Был выполнен сплошной дощатый настил из воздушно-сухой сосны толщиной 40 мм. На дощатый настил уложена водостойкая фанера толщиной 8 мм. Настилка паркета выполнялась в соответствии с проектом 2004 года, выполненным институтом «Ленпроектреставрация», ведущий архитектор С.В. Титова. При демонтаже существующего паркета были аккуратно сняты паркетные щиты, чтобы иметь возможность по ним уточнить используемые породы дерева и рисунок. При укладке нового паркета в северной части зала сначала выкладывались фигурные композиции, а затем пространство заполнялось клепкой. При воссоздании фрагментов паркета Греческой комнаты были использованы следующие породы древесины: клен, махагон сапели, палисандр, падук красный, дуб [2, с. 7].

 

Рисунок 6. Паркетный пол в Эрмитаже. Зал №172

 

Самый поздний паркет коридора – самый простой: широко распространенная укладка паркетных клепок косыми квадратами. Два других фрагмента, Воронихинский и Россиевский, представляют собой художественный паркет с геометрическим рисунком и являются образцами паркета русского классицизма. «В начале XIX века вместо изысканных линий рисунка паркета появились простые линии, чистые контуры и правильные геометрические формы, а в композиционном построении строгая симметрия» [3, с. 161].

Композиция первого рисунка более лаконична и построена исключительно на прямых линиях (если не считать небольшие круглые включения). Аналог этому орнаменту можно обнаружить в Эрмитаже в зале 172, только круги в центре квадратов заменены звездами. Орнамент паркета времени Росси имеет более сложный рисунок. Он поделен на поля с крупными геометрическими фигурами: овалами, восьмиконечными звездами и двойным восьмиугольником, в центре которого четырехугольник с криволинейными очертаниями. Точных аналогов этому уникальному паркету обнаружить не удалось. Отдельные фрагменты четко структурированной композиции паркетного узора можно встретить в паркетах Кваренги, например, в зале Английского дворца в Петергофе.

 

Рисунок 7. Паркет зала Английского дворца в Петергофе

 

В отличие от паркетных композиций, в которых элемент узора многократно повторяется, т.е. является раппортом, в паркете Росси весь рисунок паркетного пола небольшого по площади помещения является таким элементом. Аналогичное решение можно встретить, например, в Парадной спальне Гатчинского дворца.

 

Рисунок 8. Композиция паркета Парадной спальни Гатчинского дворца

 

Если паркет времени Воронихина воплощает простоту, ясность и величие русской классики конца XVIII – начала XIX веков, то паркет времени Росси представляет собой развитие и усложнение композиционных схем раннего русского классицизма. Благодаря тому, что последний архитектор, перестраивавший пространство Греческой комнаты, оставил паркеты предыдущих эпох, закрыв их ковром, мы имеем уникальные образцы паркетного искусства начала и первой половины XIX века.

 

Список литературы:
1. Михневич В. Петербург весь на ладони. – СПб., 1876.
2. Строгановский дворец. Греческая комната. – Т. II. – Рабочий проект реставрации помещения. Институт «Ленпроектреставрация». – Санкт-Петербург, 2004.
3. Соловьев К. А. Русский художественный паркет. – Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. – 233 с.
4. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – Москва: Эксмо, 2017. – 215 с.