Статья:

Особенности советского искусства

Конференция: VIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Исмаилов М.М. Особенности советского искусства // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 21-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности советского искусства

Исмаилов Марат Мустафаевич
студент, Ростовский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Especially Soviet art

 

Marat Ismailov

student, Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-don,

 

Аннотация. В статье анализируется феномен советской культуры, особенности искусства в период коммунистического режима.

Abstract. The article analyzes the phenomenon of Soviet culture, especially the art during the Communist regime.

 

Ключевые слова: культура; искусство; советский; литература; художники; коммунизм; режим. 

Keywords: culture, art, Soviet, literature, artists, communism, regime.

 

Советская Россия, несмотря на все противоречия, существовавшие в её истории, стремилась воплотить в жизнь идею о воспитании нового человека с новыми взглядами, желаниями, новым восприятием мира. На разных временных отрезках советского периода перед общественными деятелями и управленческим аппаратом ставились разные задачи. С 1917 по 1932 в центре внимания находился поиск новой культуры и путей её построения. Надо помнить, что в начале ХХ века большая часть населения в стране была неграмотной. Этот период ознаменовался расколом общества, а главными событиями этого времени явились гражданская война, коллективизация, борьба с религией, массовая эмиграция русской интеллигенции. Но несмотря на хаос гражданской войны и послевоенную разруху все задачи культурной революции были выполнены.

Следующий период в развитии советской культуры – с 1932 по 1956 год – приходится на времена тоталитаризма и репрессий. Под жесточайшим гнётом цензуры творческой интеллигенции советские художники создают картины, изображающие социалистическую действительность. Таковы «Председательница» Г. Ряжского, «Тачанка» М. Грекова. С именами И. Павлова, В. Вернадского, Н. Вавилова, С. Лебедева связаны крупные достижения советской науки. Советскую литературу создавали В. Маяковский, А. Фадеев, М. Шолохов, А. Толстой. Появлялись новые имена в кино: А. Довженко, И. Пырьев, С. Герасимов, Г. Александров, Л. Орлова, М. Ладынина.

К следующему периоду советской культурной жизни – к Великой Отечественной войне – был создан мощный пласт общества, воспитанного на лучших образцах произведений советской культуры. В годы войны массовое сознание народа было подчинено желанию победить врага. Этому способствовали все жанры культуры искусства. Писали свои произведения К. Симонов и А. Ахматова, А. Твардовский и О. Бергольц. В эвакуацию отправлялись не только фабрики и заводы, но и музеи, театры и библиотеки. В Пермь были вывезены Русский музей и Третьяковская галерея, в Свердловск – Эрмитаж. В Узбекистан переехали крупнейшие институты. Патриотизм советского народа воспет в фильмах того периода: «Кутузов», «Она защищает Родину», «Непобедимые». Но каток немецкой оккупации уничтожил много школ и памятников культуры. Многое уничтожено навсегда.

Восстановление сёл, городов, объектов культуры в кратчайшие сроки – важнейшая задача, поставленная партией перед советским народом. Необходимость послевоенного строительства дало мощный толчок развитию архитектуры. Но при этом административно-командные методы руководства продолжали довлеть над всеми сферами жизни народа. Для восстановления народного хозяйства были необходимы новые грамотные кадры рабочих и интеллигенции. Поэтому в послевоенные годы обязательным становится семилетние, а потом и одиннадцатилетнее образование. В 1957 году были изменены правила приёма в вузы. В стране развивались новые технологии и отрасли науки. Разоблачение культа личности И. Сталина в 1956 году стало началом нового периода жизни страны. Ранее всего на изменении ситуации среагировали литераторы. Читатели открывают для себя имена Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной. Молодёжные поэтические вечера, проходившие в залах Политехнического музея, собирали тысячи слушателей. Пробивая советскую цензуру, публиковали произведения с альтернативной точкой зрения журналы «Новый мир» и «Юность».

На 1960-е годы приходится возникновение правозащитного движения, проходит выступление против ввода войск в Чехословакию, за освобождение репрессированных. В тоже время со стороны государственного аппарата усиливается контроль за деятельностью представителей советской культуры. На этом фоне начинается волна диссидентства. В официальные структуры и отношения не вписались писатель А. Солженицын, режиссёр А. Тарковский, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович. Сложилась система «полочных» фильмов. Знакомство с искусством и культурой Запада ограничивалось.

В то же время свои величайшие произведения создавали В. Шукшин, Ю. Бондарев, В. Распутин, Б. Астафьев. Мировую музы­кальную культуру пополнили советские музыканты: Д. Ойстрах, С. Рихтер, Э. Гилельс. Развивалась советская эстрада, в записях звучали песни Высоцкого, Окуджавы, Визбора. В 70-е открытием для советской молодёжи стали различные ВИА. Величайшие кинокартины ХХ века вошедшие в мировые кинофонды снимают М. Колотозов «Летят журавли», Б. Чухрай «Баллада о солдате», С. Бондарчук «Судьба человека». Развивается советский театр. Ярчайшие постановки идут в Театре на Таганке, «Современнике», «Ленкоме». Художники: А. Платонов, Т. Яблонская, И. Глазунов, А. Шилов вносят свой вклад в развитие советского изобразительного искусства. Таким образом в 70-80-е годы деятели культуры, науки и искусства уже могли самостоятельно решать, где им жить и работать, в условиях советской системы на благо своей Родины или на Западе.

К концу 80-х госаппарат всё меньше мог контролировать различные сферы культурной жизни общества. С приходом к власти М. Горбачёва в жизнь советского человека прочно вошли понятия: гласность, перестройка, плюрализм. На волне гласности и перестройки народного сознания публикуются произведения А. Солженицына, В. Набокова, М. Булгакова, закрытые ранее для советских читателей. Зрители могли увидеть картины В. Кандинского. В музыкальную культуру были возвращены имена А. Шнитке и М. Ростроповича. На широкую сцену вышли рок – группы «Кино», «Наутилус». Новые произведения литературы, такие как «Дети Арбата» и «Ночевала тучка золотая» вызвали широкий общественный резонанс.

Огромный спрос приобрела публицистика. Тираж «АиФ», «Литературной газеты», «Огонька» достигал миллионов экземпляров. Телеэфир заполняли публицистические передачи, такие как «Взгляд», «600 секунд». В эфире поднимались самые животрепещущие темы: война в Афганистане, проблемы молодёжи, экология и т. д.

В то же время гласность вскрыла очень многие проблемы, зревшие в советском обществе. Обозначилось не соответствие теоретических идеалов жизни (комсомол, партия, достижения науки и экономики) с реальностью. Эти противоречия и явились отправной точкой всех последующих событий на рубеже 90-х годов. Главной особенностью советской культуры была её излишняя политизированность.

Величайшая страна, когда-либо существовавшая на планете, распалась. Рухнула очередная мировая система (социализм), но достижения советской эпохи в науке, культуре, образовании останутся на службе человечества. Результаты труда миллионов людей просто не могут «кануть в лету», просто по тому, что жива память поколений, и а реальной жизни в реальной стране будут рассказывать детям и внукам не только на страницах печатных изданий, но и в семейных историях.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специа­листов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

 

Список литературы:
1. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры / Х. Гюнтер // Соцреалистический канон: сб. статей/ Под общей ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. – СПб: Академический проект, 2000 – с. 766, 769, 775-776.
2. Кларк К. Соцреализм и сакрализация пространства / К. Кларк // Соцреалистический канон: сб. статей/ Под общей ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. – СПб: Академический проект, 2000 – С. 125-125.
3. Миллер Ф. Сталинский фольклор / Ф. Миллер. – СПб., Академический проект, 2006.
4. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н. Альфонсов и др.; Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.: Логос, 2002. С. 221-236.