Статья:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МЕЦЕНАТЫ ОТЕЧЕСТВА» В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Культурология

Выходные данные
Лебедева Н.А., Мамонтов С.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МЕЦЕНАТЫ ОТЕЧЕСТВА» В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(81). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МЕЦЕНАТЫ ОТЕЧЕСТВА» В КОНТЕКСТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Лебедева Надежда Анатольевна
д-р философии в области культурологии, проф. и член Евразийской Академии телевидения и радио, главный редактор Международного научного журнала «Universum: филология и искусствоведение», РФ, г. Москва
Мамонтов Сергей Валерьевич

 

ACTIVITIES OF THE INTERREGIONAL ORGANIZATION "PATRONS OF THE FATHERLAND" IN THE CONTEXT OF THE PROSPECTS FOR THE CULTURE DEVELOPMENT

 

Nadezhda Lebedeva

Doctor of Philosophy in the field of Cultural Studies, professor and a full member of the Eurasian Academy of Television and Radio, Editor-in-chief of the International Electronic Scientific Journal "Universum: Philology and Art History", Russia, Moscow

Sergey Mamontov

Board Chairman of the International Public Organization "Patrons of the Fatherland", Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью данной статьи стало исследование деятельности Межрегиональной организации «Меценаты Отечества» в контексте перспективы развития культуры.

Abstract. The purpose of this article is to study the activities of the Interregional Organization “Patrons of the Fatherland” in the context of the prospects for the development of culture.

 

Ключевые слова: Евпатория; Меценаты Отечества; культура; искусство; коррекционная педагогика; дети с особенностями развития.

Keywords: Yevpatoriya; Patrons of the Fatherland; culture; art; special education; children with special needs.

 

В настоящей статье пойдет речь о деятельности Межрегиональной общественной организацией «Меценаты Отечества», которая активно поддерживает развитие искусства, науки и в целом культуры, а также оказывает помощь людям, с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи, которые ставит перед собой данное общественное объединение, отличаются исторически благородной направленностью, свойственной российским промышленникам и интеллигенции. Так, например, для памяти о занимавшихся предпринимательской деятельностью в прошлых веках людях, которые оставили после себя материальное наследие, прославляющее российскую историю, подвиг народа, МОО «Меценаты Отечества» осуществили проект «Социальное партнерство – историю делают люди» (рис. 1), в ходе которого установили в г. Москве в Лаврушинском переулке, напротив Государственной Третьяковской галереи информационные конструкции, служащие сохранению памяти промышленников и купцов, внесших огромный вклад в развитие культурного и исторического фонда нашей Родины. Люди, посмотрев эту экспозицию, поймут, что человеческие ценности лежат не в плоскости накопления. Что нам вместе надо делать мир вокруг себя лучше, чище и светлее! А это можно сделать в первую очередь через развитие искусства и культуры [12]. Этот проект осуществлялся на федеральном и региональном уровне и ставил перед собой цель сохранения культурных ценностей и поддержку новых культурных инициатив.

 

Рисунок 1. Проект «Социальное партнерство – историю делают люди»

 

Выставка послужила сохранению памяти промышленников и купцов, внесших огромный вклад в развитие культурного фонда России. В понимании организаторов «Меценатов Отечества» «меценатство должно восприниматься как системное, санкционированное обществом и государством направление деятельности бизнеса, цель которого – реализация развития культуры, искусства и науки» [10]. Однако в условиях развития современного общества возникают иные направления, требующие особого внимания и поддержки, одним из которых является помощь детям с ограниченными возможностями, что приобретает особенный глубоко нравственный смысл. Таким образом, происходит не только ограниченная помощь отдельным семьям, но и «формируется общественное мнение и позитивный образ бизнеса в глазах общественности и привлечение внимания к проблемам меценатства. Меценатство должно восприниматься как дело чести предпринимателя» [10].

Многие важные культурные события проходили при поддержке С. В. Мамонтова, например: «Россия в первом цвете», Организация музейных интерактивных площадок в рамках фестиваля «Забытая война», создание документально-познавательного фильма «Гагарин. Сквозь время» к 50-летию трагической гибели Юрия Гагарина и его летного наставника Владимира Серегина [11].

В разгар пандемии МОО «Меценаты Отечества» оказывала благотворительную помощь учреждениям здравоохранения субъектов РФ. В частности, в январе 2021 года подарили современный аппарат искусственной вентиляции легких Городской клинической больнице скорой медицинской помощи города Владимира. А также организовали в стенах больницы выставку картин студентов кафедры дизайна, изобразительного искусства и реставрации ВлГУ для гармонизации психологического состояния медицинских работников, которым в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции приходилось очень непросто.

В настоящее время МОО «Меценаты Отечества» совместно с Нахимовским военно-морским училищем Министерства обороны Российской Федерации выступают с инициативой о создании Мемориального комплекса «Защитникам Невского пятачка. Разработано архитектурно-художественное решение, которое поддержано ветеранами и одобрено консультативно-экспертным советом при Комитете градостроительной политики Ленинградской области.

К разработке художественного проекта были привлечены авторы Ржевского мемориала, лауреаты Государственной премии России архитектор К. Фомин и скульптор А. Коробцов.

Чтобы не разрушать сложившийся архитектурно-художественный облик Рубежного камня, мемориал планируется разместить на значительном расстоянии от него в глубине аллеи, ведущей к реке. Будет проведено ее полное благоустройство, установлен памятник самым молодым защитникам Ленинграда – Валаамским юнгам, размещены информационные пилоны, рассказывающие о боях на Невском пятачке, создан монумент всем павшим защитникам легендарного плацдарма, представляющий собой стилизованный корабль с улетающими чайками.

Все работы МОО «Меценаты Отечества» предлагает выполнить за счет своих денежных ресурсов и партнеров, без привлечения бюджетных средств, с дальнейшей передачей завершенного строительством объекта на баланс ГБКУК Ленинградской области «Музейное агентство».

Этот проект полностью соответствует одному из главных приоритетов государства по сохранению исторической памяти о великом и трагическом подвиге наших предков, защитивших страну ценой собственной жизни. В наших силах сделать так, чтобы никогда не было забыто, какую дорогую цену заплатил наш народ за Победу в той войне.

По мнению А.В. Кротковой и Н.В. Микляевой [3], специфика применения социально-ориентированных технологий заключается в организации фестивальной деятельности. Фестиваль, в данном случае, выступает системой «взаимодействия с представителями профессиональной культуры, учитывающей разноуровневость, многоаспектность и полифункциональность деятельности» [3, c. 137] учителя-дефектолога и «опыт сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающий практико-ориентированное обучение» [3, c. 137].

Как известно коррекционная педагогика – это «многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков» [1, c. 7]. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических: коррекция нарушений развития; коррекционное обучение и воспитание; лечебно-профилактическая работа; профессиональная подготовка по доступной специальности; социокультурная интеграция и адаптация [1; 2; 5; 9].

Разработкой практически действующих методик занимается достаточно большое количество исследователей [1–6]. Это содержательные научные работы, характеризующиеся современной методологией, обладающие огромным практическим значением, посвященные социально-ориентированным решениям проблем детей, которые имеют в результате заболевания функциональные ограничения, отклонения, а также недостатки развития, состояния здоровья, внешности.

Не смотря на общественные и государственные усилия, в наше время наблюдается неприспособленность внешней среды к особым нуждам таких ребят, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям, например, с хромосомными заболеваниями. Общеизвестно, что одной из основных задач коррекционной педагогики является разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.

Проведением фестиваля в 2020 году «Планета ромашек» организация «Меценаты Отечества» (председатель правления – Сергей Валерьевич Мамонтов) содействовала популяризации нравственных идей, свойственных российским людям всех времен – защита и поддержка тех, кто в этом особенно нуждается. «Популяризация меценатства дает толчок на взаимопроникновение и совместное развитие общества и человеческого капитала страны» [10].

Фестиваль детского творчества «Планета ромашек» в рамках образовательного проекта «Необычайные дети» для детей, прошедших дельфинотерапию, обучающихся по программам дошкольного и школьного образования состоялся в г. Евпатория Республики Крым в октябре 2020 года. Его целью стало приобщение детей к наследию мировой культуры и расширению познания мира посредством творчества и привлечения общественного внимания к возможностям детей с патологиями (индивидуальным) развития. При участии научно-практического центра дельфинотерапии, г. Евпатория в лице Ведущего научного сотрудника, педиатра-нейропсихолога А.В. Нуволи и научного сотрудника, логопеда-дефектолога С.А. Еременко был осуществлен конкурс в целях поддержки детей, открытия в них творческого потенциала в области художественно-эстетического развития и выявления музыкальных, хореографических и других способностей. Конкурс проведен в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474) [8] «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [7].

Концепция конкурса-фестиваля предполагала использование творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в реализации личности, повышении самооценки и успешной социализации. Участники конкурса смогли реализовать себя в нескольких номинациях: вокальное искусство, танцевальное творчество, инструментальное творчество, изобразительное искусство, художественное слово, искусство фотографии, информационные технологии и видеосъемка.

Также в ходе подготовки данного мероприятия выявлены эффективные формы, методы и приёмы технологий работы в сфере дополнительного образования детей с особенными потребностями, раскрыты их способности и потенциал. Определены актуальные направления педагогической работы, способствующие профессиональному росту врачей и педагогов, занимающихся сложными случаями развития особенных ребят. Участниками фестиваля-конкурса стали дети до 18 лет. Участие в Фестивале даст возможность разглядеть в ребенке способность к творчеству и может дать толчок в развитии его способностей и укрепит его в жизненном пути, а также сможет подарить ребенку с ограниченными возможностями надежду на жизнь без ограничений в творческих сферах.

В результате анализа научной литературы, проведенного исследования, а также личного опыта Сергея Валерьевича Мамонтова, можно сделать вывод об актуальности возрождения фестиваля «Планета Ромашек» и его ежегодного проведения в г. Евпатория – замечательном детском курорте, где есть потенциальные возможности для реабилитации и социализации детей с особенными потребностями.

 

Список литературы:
1. Зайцев Д. В., Зайцева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1999. – 110 с.
2. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / под ред. В.С. Кукушкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2004. – 351 с.
3. Кроткова А. В., Микляева Н. В. Фестивальное движение как форма организации научно-методической деятельности будущих педагогов-дефектологов // Наука и школа. – 2023. – № 3. – С. 133–144. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-133-144. 
4. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю. Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с. 
5. Лапп Е. А., Шипилова Е. В. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 147 с.
6. Нарциссова С.Ю., Киселева А.И. Коррекционная педагогика: учеб. пособие. – М.: «Академия МНЭПУ», 2017. – 183 с.
7. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014 (дата обращения: 26.02.2025).
8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474) «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 26.02.2025).
9. Шелехова И. Л., Толстолес Е. С., Гребенникова Е. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения : учебное пособие. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2012. – 195 с.
10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/contragent/1167700062914_moo-metsenaty-otechestva (дата обращения: 26.02.2025).
11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://платформа-нко.рф/organization/1167700062914/ (дата обращения: 26.02.2025).
12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=E139463D-CFF1-4BD6-AB56-2566229491BF (дата обращения: 26.02.2025).