Статья:

Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания и реставрации. Часть 2. Интерьеры

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания и реставрации. Часть 2. Интерьеры // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 74-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания и реставрации. Часть 2. Интерьеры

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

Stroganoff Palace in the artworks and their role in the study of the construction history of the  building and restoration. Part 2. Interiors

 

Tatiana Nesvetailo

senior research fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Статья представляет собой сопоставительный анализ произведений изобразительного искусства, на которых показаны интерьеры Строгановского дворца конца XVIII века, и рассматривает их роль в изучении истории строительства дворца и реставрации.

Abstract. The article is a comparative analysis of artworks, which show the interiors of the Stroganoff Palace of the late 18th century, and considers their role in studying the construction history of the palace and restoration.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganoff Palace construction history.

 

Художественные произведения, изображающие интерьеры Строгановского дворца, связаны, в первую очередь, с именем Андрея Воронихина, который был не только выдающимся архитектором, но и замечательным художником. Акварели архитектора, показывающие Картинную галерею и Парадную столовую, хорошо известны и многократно описаны в различных трудах по истории русского интерьера эпохи классицизма. Однако, по поводу датировки и авторства самих интерьеров среди исследователей нет единого мнения. История дискуссии по поводу авторства ряда интерьеров дворца: «Воронихин или Демерцов?» приведена С. О. Кузнецовым в книге «Строгановский дворец: архитектурная история» [4, с.87].

Попробуем сопоставить имеющиеся точные данные, признаваемые всеми исследователями. Картинная галерея была устроена одновременно с постройкой восточного флигеля специально для размещения знаменитой художественной коллекции графа, поскольку места в прежнем кабинете, состоящем из нескольких помещений соединенных арками и расположенном в северном флигеле, явно не хватало. Известно, что перестройки во дворце уже велись в 1789  году. С.О. Кузнецов приводит фрагмент письма П.А. Строганова отцу: «Мы здесь очень часто видим господина de Mailli… По описанию, которое он нам сделал о перестройках в вашем доме в Петербурге, я думаю, что оныя весьма хороши» [4, с. 88].

Воронихин возвращается из Парижа в 1791 году. Согласно введенным Кузнецовым в научный оборот в 1998 году мемуарам Фортиа де Пиля [3, с. 29-33], побывавшем в Петербурге в июле-декабре 1791 года, новые залы от Старой передней до Картинной галереи уже были готовы к этому времени. Представляется неправдоподобной версия о том, что молодой начинающий архитектор, не имеющий опыта ведения строительных работ, за такой короткий срок спроектировал, построил восточный флигель и оформил целый ряд интерьеров от Старой передней до Картинной галереи. Вероятнее все же, что ко времени возвращения Воронихина, восточный флигель был уже построен Ф.И.Демерцовым, а работы по отделке интерьеров находились в стадии завершения. Молодой архитектор, скорее всего, подключился к разработке элементов декорирования интерьеров, внося свежие идеи. Гримм писал, что время работ  Воронихина по перестройке дворца «устанавливается письмами самого Воронихина, датированными летом 1793 года, и письмами  Строганова» [2, с. 16]. Под перестройкой, видимо, имеется в виду декорирование уже существующих архитектурных форм или работа над интерьерами для семьи Павла Строганова. Поэтому, логично предположить, что А.Н. Воронихин, изобразил Картинную галерею в 1793 году, созданную, совместно с Ф.И.Демерцовым. А позже внес коррективы, в частности, заменил роспись сводов Картинной галереи, о которых можно судить по картине Н.С. Никитина «Картинная галерея в доме Строганова» (1832).

На акварели поверхность купольного перекрытия разбита кессонами по принципу «косая сетка». Живописные розетки расположены через незаполненный кессон по косой линии. Они написаны на зеленых фонах. Роспись свода галереи делит ее на несколько частей декоративными арками, обильно украшенными орнаментальной живописью. Пространство между арками заполнено удлиненными шестиугольными кессонами в вертикальном направлении и небольшими кессонами такой же формы в горизонтальном направлении с орнаментальной росписью внутри кессонов. На картине Н.С.Никитина поверхность купольного перекрытия разбита прямой сеткой восьмиугольных кессонов с живописными розетками и небольших кессонов-ромбов. На своде галереи – сложная сплошная система кессонов. Именно эта композиция живописи сохранилась до наших дней.

Точность этих изображений дает возможность реконструировать состав экспозиции и принцип развески произведений. В галерее были представлены картины преимущественно западноевропейских мастеров: Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Лоррена, Строцци и др. На акварели Андрея Воронихина передана не только перспектива зального пространства и подробности  наполнения интерьера, но и характерный эпизод из жизни дома Строгановых конца XVIII века: граф Строганов, сидящий за маленьким круглым столом, принимает посетителя. Здесь же его слуги, члены семьи, посетители галереи и сам автор – перед бюро в правой части листа. Г.Г. Гримм посвятил описанию акварели отдельную брошюру, в которой перечисляет всех персонажей, изображенных архитектором [1, с. 13].

Кроме живописи в галерее показаны художественная мебель, бронза и скульптуры, среди которых «Грозящий Амур работы Э. М. Фальконе (1716-1791) и «Минерва, воздвигающая искусства на развалинах древности» Ж.-П.А.Тассара (1727-1788). Напротив каминов находились консоли со столешницами из белого мрамора, изготовленные в парижской мастерской Рене Дюбуа в 1775 году. Вдоль стен стояли диваны и кресла, обитые зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур сейчас отреставрирован и размещен в интерьере в соответствии с изображениями. Автором гарнитура является А.Воронихин. Частью художественной коллекции были также малахитовая ваза высотой 134 см диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике, и бронзовые трехметровые торшеры с тремя кариатидами, сделанные предположительно по проекту скульптора Ж.-Ж. Фуку (1735-1792) известным французским мастером П.-Ф. Томиром (1790-е гг.). И ваза, и торшеры, как и большинство произведений живописи, находятся сейчас в Эрмитаже.

Картинная галерея – один из немногих интерьеров дворца, не утративших изначальное объемно-пространственное решение и в значительной степени сохранивших декоративное убранство, что подтверждается художественными произведениями. На основе этих изображений были восстановлены отсутствующие детали интерьера, в частности первоначальный лаконичный рисунок паркетного пола: диагонально расположенные крупные квадраты светлого дуба, с розетками темного дерева по углам.

 

   

Рисунок 1, 2. А.Н. Воронихин. Картинная галерея графа А.С. Строганова. 1793. ГЭ (слева); Н.С. Никитин. Картинная галерея Строгановского дворца. 1832. ГРМ (справа)

 

Другой акварелью А.Н. Воронихина, изображающей интерьеры дворца, является «Проект отделки Парадной столовой» (1794, ГРМ). Она была устроена в 1793 году на месте прежней Зеркальной галереи Ф.Б. Растрелли (1753-1754 гг.) на пересечении северной и западной анфилады. Потребность в устройстве новой столовой могла быть вызвана, с одной стороны, неудобством расположения прежней – слишком большой удаленностью от парадной лестницы, с другой  – подготовкой к свадьбе графа П.А. Строганова с княжной С.В. Голицыной. На акварели видно, что на южной стене между полуколоннами ионического ордера с диагональными волютами, облицованными искусственным мрамором желтого цвета, размещены зеркала. На фоне зеркал находятся полу-люстры с балясинами голубого стекла, которые, отражаясь в зеркалах, приобретают вид круглых, подобно тому, как это происходит с полуколоннами. Ко времени проведения реставрационных работ сохранилась основная композиция зала и, частично, отделка времени создания: роспись плафона, антаблемент, а также ордерная система с полуколоннами искусственного мрамора.

 

Рисунок 3. А.Н. Воронихин. Проект отделки Парадной столовой. 1794. ГРМ

 

Акварель А. Н. Воронихина  явилась основным иконографическим источником для возрождения интерьера. Хотя фотографий зала с установленными зеркалами не сохранилось, из письма графа А. С. Строганова известно, что замысел был осуществлен [5, л. 9]. Поэтому, в феврале 1994 года центральные зеркала, изготовленные по специальному заказу финской фирмой «Paanurakenne», были установлены на южной стене. Кроме этого, благодаря произведению архитектора, удалось воссоздать рисунок паркетного пола, утраченные ложные двери на восточной и южной стенах, восстанавливающие классицистическую симметрию, а также реконструировать полу-люстры.

 

Список литературы:
1. Гримм Г. Г., Воронихин А. Н. Картинная галерея в Строгановском дворце. – Л., 1948.
2. Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. – М.: Госстройиздат, 1963. – 170 с.
3. Кузнецов С. О. Дворцы Строгановых. – СПб.: Алмаз, 1998. – 159 с.
4. Кузнецов С.О. Строгановский дворец: архитектурная история. – СПб.: Коло, 2015. – 304 с.
5. ЦГАДА, ф.1278, оп.I, д.66, л.9.