Статья:

Исследование и реставрация декоративных росписей свода Малой библиотеки Строгановского дворца

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. Исследование и реставрация декоративных росписей свода Малой библиотеки Строгановского дворца // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 68-72.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование и реставрация декоративных росписей свода Малой библиотеки Строгановского дворца

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

THE STUDING AND RESTORATION OF THE DECORATIVE PAINTING OF THE VAULT IN THE SMALL LIBRARY OF THE STROGANOV PALACE

 

Nesvetailo Tatiana

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс исследования и реставрации декоративной росписи свода Малой библиотеки Строгановского дворца, выполненной в 2001 году Государственным Русским музеем. 

Abstract. The article discusses the process of the research and restoration of the decorative painting on the vault of the Small library of the Stroganov Palace, made in 2001 by The State Russian Museum.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Малая библиотека (Малый кабинет) находится в южном флигеле Строгановского дворца, рядом с Большим кабинетом графини С.В. Строгановой. Он был создан А.Н. Воронихиным в 1804 - 1805 годах одновременно с другими апартаментами для молодой четы: графа Павла Александровича Строганова и графини Софьи Владимировны (урожденной Голицыной). Первоначальный замысел архитектора, согласно которому внутреннее пространство напоминает дистильный античный храм, сохранился до нашего времени.

Небольшое помещение состоит из двух частей, разделенных колоннами и пилястрами. Обе части когда-то были перекрыты ложным кессонированным цилиндрическим сводом с лепными розетками. Позже, в пространстве за колоннами, примыкающем к южной стене свод был зашит. Только во время реставрации было сделано открытие, что там тоже находятся аналогичные кессоны с розетками. В какой момент они были закрыты и почему, непонятно: во время перестроек И.Ф. Колодина в 1818 году, когда «Малая библиотека» была переименована в «Малый кабинет» или в 1840-е годы, когда некоторые изменения в убранство были внесены П.С. Садовниковым. Ныне существующая роспись между кессонами относится ко второй половине XIX века и сохранилась только в основной части помещения.

Реставрация Малого кабинета проводилась в 2001 году в соответствии с акварелью (предположительно Е.И. Есакова) из альбома Строгановых, хранящегося в ГРМ. Что касается росписи свода, то на акварели можно видеть живопись совсем иного характера. Вероятно, художник выполнил акварель с натуры после того, как Н.Ф. Колодин закончил отделку интерьера, но не позже 1824 года. Гримм в 1939 году писал: «Кессонированный свод ныне обезображен грубейшей живописью орнаментами в «русском» стиле (вероятно конца XIX века)» [1, с.152 ].

                

Рисунок 1. Е. Есаков. Малый кабинет гр. С.В. Строгановой в Строгановском дворце. Акварель из альбома семьи Строгановых. 1820

 

Рисунок 2. Существующая роспись во время реставрации

 

И действительно, при сравнении видны различия в орнаментальной живописи свода по стилистике и рисунку, композиционно также она расположена иначе, чем существующая. К сожалению, авторов как прежней, так и ныне существующей живописи свода библиотеки обнаружить не удалось.

В настоящее время в Малой библиотеке на полуциркульном своде сохранилась монохромная живопись, выполненная в технике «гризайль». Характер орнамента отсылает к русско-византийскому стилю. Тот факт, что граф С.Г. Строганов (1794-1882), живший здесь с 1860 по 1882 год и занимавшийся перестройками во дворце, увлекался изучением российских древностей, позволяет предположить, что обновление росписи в этом кабинете связано с его пребыванием и было произведено именно в этот промежуток времени.

        

Рисунок 3. Фрагмент росписи свода до реставрации

 

Рисунок 4. Фрагмент росписи в процессе реставрационных работ

 

Для выявления ранней живописи были проведены пробные расчистки, но существенных находок обнаружить не удалось. Был только подтвержден первоначальный колер стен, показанный на акварели, – глубокий синий. Одновременно было выяснено, что грунт живописи и фона различный, и что они неоднократно поновлялись. Состояние свода перед реставрацией было следующим: штукатурка покрыта густой сетью волосяных и более крупных (до 3 мм шириной) трещин. Вся поверхность росписи загрязнена пылью и местами паутиной.

   

Рисунок 5. Схема состояния живописного свода Малой библиотеки Строгановского дворца до реставрации

 

Рисунок 6. Фрагмент свода с расчисткой

 

Пробные расчистки живописи проводились не только для того, чтобы обнаружить более раннюю роспись, но и для определения техники исполнения существующей, выявления красочных слоев фона и орнамента, поскольку реставрационным советом было принято решение реставрировать сохранившийся исторический слой. Для подтверждения визуальных выводов были сделаны лабораторные химические исследования с целью выявления составов пигментов и структуры основы. На основе результатов химико-биологического исследования была проведена химическая обработка в местах интенсивного развития грибка с помощью 0,5-процентного дезинсектирующего раствора ЧАС «Септодор». Места отслоений и шелушений живописного слоя укреплены двухпроцентным раствором осетрового клея с добавлением спирта и антисептика. Выполнено калькирование орнамента для восполнения утраченных участков рисунка. Расчищенные места были обработаны купоросной «травянкой» (на 10 л воды – 400-500 г медного купороса, 120-150 г натуральной олифы, 250-350 г мездрового клея) и купоросным грунтом. После восполнения фрагментов росписи в местах утрат клеевыми колерами, составленными в соответствии с расчищенными фрагментами в технике и манере авторской живописи, была сделана финальная расколеровка всей поверхности свода [2, с. 2].

    

Рисунок 7. Фрагмент росписи свода на одной из стадий реставрации

 

Рисунок 8. Роспись свода после реставрации

 

В результате проведенных реставрационных работ интерьеру был возвращен первоначальный вид, соответствующий изображению, показанному на исторической акварели, за исключением росписи свода, которая относится к другому времени и имеет совершенно иную стилистику. Таким образом, оказались совмещены два исторических периода, два стиля, отражающих время и вкусы владельцев дворца.

 

Список литературы:
1. Гримм Г.Г. Архитектура перекрытий русского классицизма. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939.
2. Кузнецов С.О. Строгановский дворец: архитектурная история. – СПб.: Коло, 2015.
3. Методика проведения реставрации монументальной живописи свода Малой библиотеки Строгановского дворца. Составил художник-реставратор А.Д. Ахметов. – СПб., 2001.
4. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. Авторы текста и составители: Кузнецов С.О., Несветайло Т.Н. – Москва: Эксмо, 2017. С.634-645.