ОКОННЫЕ ПРОЕМЫ И ЗАПОЛНЕНИЯ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ И ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ Ф. – Б. РАСТРЕЛЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ
Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ОКОННЫЕ ПРОЕМЫ И ЗАПОЛНЕНИЯ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ И ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ Ф. – Б. РАСТРЕЛЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ
WINDOW OPENINGS AND FILLINGS OF THE MIDDLE OF THE 18TH CENTURY IN THE STROGANOV PALACE AND OTHER MANSIONS OF F. - B. RASTRELLI IN ST. PETERSBURG
Nesvetailo Tatiana
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье приводятся результаты сравнительного анализа конфигурации оконных проемов и их заполнений в особняках Растрелли в Петербурге.
Abstract. The article presents the results of a comparative analysis of the configuration of window openings and their fillings in Rastrelli's mansions in St. Petersburg.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.
Окно несет важнейшую функцию по созданию освещения помещений, изоляции их от неблагоприятных погодно-климатических условий и проветривания. Кроме этого, оно обеспечивает визуальные связи между интерьерами и улицей, главным образом, в направлении интерьер – улица. С художественной точки зрения окна являются основным модульным инструментом, который формирует фасад здания и является элементом архитектурного стиля.
Художественный облик окна, его габариты, форма и пропорции, зависят от проемов, которые они заполняют. Наиболее распространенная форма окна – прямоугольная. Как правило, высота оконного проема больше ширины, что логично: чем короче перемычка, тем меньшую нагрузку ей предстоит нести. На размеры проемов влияет функциональная необходимость: количество минимально необходимого света, высота помещения, форма перемычки и массив вышележащей стены. Соотношение ширины и высоты зависит от общих габаритов проема: чем короче перемычка, тем больше высота в сравнении с шириной, чтобы в достаточной степени осветить помещение. Именно поэтому высота окон второго парадного этажа с наибольшей высотой помещений имеет самую большую высоту по сравнению с проемами первого и третьего этажей при равной ширине, что можно видеть на примере Строгановского дворца и других подобных сооружений.
Форма проемов становится более разнообразной в стиле барокко, особенно европейском. Поскольку в России этот стиль был не таким экспериментальным, как в Европе, разнообразие форм здесь не такое изобильное. Наряду с прямоугольными для русского барокко характерны проемы с криволинейными лучковыми перемычками, круглые и овальные.
Окна различных этажей Строгановского дворца имеют одинаковую ширину и располагаются по вертикальным осям не только из эстетических соображений, но и для прочности конструкции стены. Количество осей как по фасаду Невского проспекта, так и по набережной Мойки – нечетное, что определяется необходимостью акцентировать центральную часть фасада, где устроен фронтон, а в первом случае еще и три круглых окна с колоннами.
Рисунок 1. Фасад по Невскому проспекту
Рисунок 2. Фасад по набережной Мойки
Исходя из главной функции окна – освещения интерьеров, существует два аспекта, влияющих на формирование проемов: соотношение площади окон с пространством интерьеров и соотношение размеров окна с общим и частными габаритами наружной стены в интерьере. Поскольку окна формируют масштаб фасадов, в значительных по размерам сооружениях их делают шире, в небольших – уже. Для этого достаточно сравнить окна и Екатерининского, Строгановского и Воронцовского дворцов.
Рисунок 3. Фрагмент фасада Екатерининского дворца
Рисунок 4. Фрагмент фасада Строгановского дворца
Рисунок 5. Фрагмент фасада Воронцовского дворца
Выбор размеров окон определяется с учетом уравновешивания двух начал: с одной стороны – желание достичь максимальной освещенности, а с другой – не ослабить стены и не сделать помещение холодными в зимний период. При этом, требования к освещенности для помещений разного назначения (жилые комнаты, коридоры и кладовые) неодинаковы. Это зависит от функционального назначения зоны. Наибольшую освещенность имеют парадные залы, где среднее соотношение суммарной площади окон 1:4. В угловых помещениях, освещенных окнами с двух фасадов, площадь окон может составлять до половины площади пола. Другой способ увеличить освещенность – устроить второй свет, как это сделано в Большом зале Строгановского дворца.
Композиции фасадов формируются также в соответствии с требованиями к расстояниям от наружного карниза до верха парадного окна (должно быть не меньше ширины окна), от подоконника до земли, от верхнего света до потолка (не менее 12 вершков, что равно 53 см) и т. д. Анализ натурного материала показал, что высота окна находится в прямой зависимости от высоты комнаты: высота окна связана с высотой помещения соотношением 4:7. Ширина окна также обусловлена функциональными причинами: «в окно должны одновременно иметь возможность смотреть два человека. Минимальная ширина окна 1,5 аршина (105 см). Характерная для конца XVIII в. подоконная ниша обусловлена двумя факторами: функциональным и конструктивным. Утонение стены под окном делалось как для более удобного подступа к стеклу, так и для уменьшения нагрузки на перемычку нижележащего окна» [4, 2].
Рисунок 6. Окно третьего этажа Строгановского дворца
Рисунок 7. Окно третьего этажа Екатерининского дворца
Рисунок 8. Окно третьего этажа Воронцовского дворца)
Кроме технических требований к окнам, большое значение имеет их эстетическое оформление. Наблюдается разнообразие решения этого вопроса даже в рамках одного стиля. Если сравнить окна третьего этажа Строгановского, Екатерининского и Воронцовского дворцов в Санкт-Петербурге, которые являются не только произведениями того же стиля барокко, но и одного архитектора Ф. – Б. Растрелли, мы заметим существенную разницу не только в декоративном оформлении проемов, но также в конфигурации и оконном заполнении. Кривизна перемычки колеблется от плавной лучковой (окно Строгановского дворца) до полуциркульной (окно дворца Воронцова), а расстекловка от четырех до восьми ячеек, что связано, конечно, с размерами окон. Рядовые окна второго этажа отличаются, главным, образом, декоративным оформлением, соответствующим общему облику дворцов. Конфигурация и заполнения окон очень близки.
Рисунок 9. Окно второго этажа Строгановского дворца
Рисунок 10. Окно второго этажа Екатерининского дворца
Рисунок 11. окно второго этажа Воронцовского дворца
Примерно то же можно сказать и об окнах центральных ризалитов: все с полуциркульными перемычками, несколько различающихся по расстекловке. На фасаде Строгановского дворца, выходящего на Невский проспект, полуциркульная часть окна в настоящий момент наглухо заделана, что, возможно, изначально задумывалось не так. Центральные окна фасада, выходящего на Мойку, сохранили остекление верхней полуциркульной части. Вероятно, окна невского фасада должны были иметь аналогичное оформление. Но, несмотря на то, что был сделан проект восстановления фрамуги, сделать это не удалось, поскольку габариты зала Гюбера Робера этого не позволили.
Рисунок 12. Окно второго этажа ризалита Строгановского дворца фасада на Невский проспект
Рисунок 13. Окно второго этажа ризалита Строгановского дворца фасада на Мойку
Рисунок 14. Окно второго этажа ризалита Екатерининского дворца
Рисунок 15. Окно второго этажа центральной части Воронихинского дворца
Настоящим украшением фасада являются круглые окна. Три таких окна можно видеть на фасаде Строгановского дворца, выходящего на Невский проспект. Несколько аналогичных окон есть на фасаде Екатерининского дворца. Поскольку в Воронцовском дворце третий этаж есть только в центральной части здания, зодчий совмещает тип окна третьего этажа, рассмотренный выше, с полуциркульным завершением, как бы компенсируя отсутствие возможности сделать круглые окна. Расстекловка круглых окон Екатерининского и Строгановского дворцов различна.
Рисунок 16. Круглое окно фасада Строгановского дворца
Рисунок 17. круглое окно фасада Екатерининского дворца
Сравнение характера оформления окон трех творений Растрелли показало уникальный характер не только в целом знаменитого памятника архитектуры, но и отдельных деталей Строгановского дворца. Кроме этого, в процессе изучения и сравнения окон выяснилось, что заполнения круглых проемов третьего этажа Строгановского дворца, как следует из обмерных чертежей, дошли до нашего времени в таком же виде, в каком они находятся сейчас в Екатерининском дворце. Но во время реставрации фасадов Строгановского дворца в 2003 году круглым окнам был возвращен исторический облик [2, л. 13].