Статья:

Сущность массовой культуры, функции и влияние на сознание человека.

Конференция: VIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Исмаилов М.М. Сущность массовой культуры, функции и влияние на сознание человека. // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 17-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность массовой культуры, функции и влияние на сознание человека.

Исмаилов Марат Мустафаевич
студент, Ростовский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

The essence of mass culture, function and impact on human consciousness

 

Marat Ismailov

student, Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-don,

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность массовой культуры, ее ценность, отличие от элитарной культуры, влияние на сознание современного человека.

Abstract. the article deals with the essence of mass culture, its values, opposed to elite culture, impact on the consciousness of modern man.

 

Ключевые слова: массовая культура, элитарная культура, общество, элитарная культура, современный, сознание.

Keywords. mass culture, elite culture, society, elite culture, the modern, consciousness.

 

Массовая культура отражает преобладающий в обществе образ жизни и образ мысли. Это сложный комплекс, основные элементы которого: средства массовой информации (в первую очередь телевидение, интернет и социальные сети), кино (в значительно меньшей степени театр), музыка (преимущественно лёгкая – в первую очередь эстрадная), массовая литература, живопись, фотография, реклама и др.                                   

Термин «массовая культура» впервые появился в сороковых годах прошлого века. В современной культурологии он обозначает совокупность духовных «продуктов», которые рассчитаны на среднего потребителя и поддаются широкому тиражированию. Таким образом, понятие массовости относится не только к потребителю данного продукта, но и к нему самому: это явление не штучное, а серийное. Зарождение массовой культуры связано с началом эпохи крупного промышленного производства. В этот период возникают новые социальные группы, изменяется традиционная структура общества и большое количество людей оказывается оторванным от привычного образа жизни и связанной с ним системы духовных ценностей.

Огромное влияние массовой культуры на сознание современного городского жителя (поскольку это в первую очередь урбанистическая культура) можно объяснить тем, что она предлагает легкий для восприятия набор готовых штампов, формирующих образ мыслей и модели поведения. Можно утверждать, что массовая культура может стать современной мифологией, создавая параллельную реальность, которая часто становится для ее поклонников более реальной, чем их собственная неяркая и эмоционально не насыщенная жизнь.

В отличие от элитарной культуры, массовая не способна создавать уникальные произведения, восприятие которых требует интеллектуальных усилий и определенного уровня культурного развития. Тем не менее, нельзя считать все явления массовой культуры примитивными На самом деле, массовая культура – это связующее звено между элитарной культурой, андеграундом (который присутствует практически в любом развитом обществе) и традиционной народной культурой. Массовая культура способна обогатить неразвитое сознание, включая в себя элементы высокой культуры. При этом ценность массовой культуры заключается в том, что она дает точную картину развития социальных идеалов, выраженных на языке своего времени. Наиболее яркие элементы массовой культуры (комикс, криминальный и любовный роман) – это своего рода разновидности урбанистического фольклора. На их содержание влияют ежедневные события, стремления и потребности, которые наполняют повседневную жизнь общества.

Безусловно, стремительное распространение массовой культуры связано с развитием СМИ. Кроме того, на формирование массовой культуры существенно повлияла коммерциализация всех общественных отношений. Любой востребованный товар должен максимально отвечать запросам потенциальных покупателей. Точно так же производится и продукт массовой культуры: прибыльность, как правило, оказывается важнее собственно культурной составляющей. Интересно здесь наличие обратной связи: чем более развита в обществе массовая культура, тем сильнее она влияет на сознание и образ жизни своих потребителей.

Современные знания и культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, для основной же массы населения язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен. Поэтому обществу требуется система средств по "переводу" информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, по "растолковыванию" этой информации её массовому потребителю, определенной "инфантилизации" её образных воплощений, а также "управлению" сознанием массового потребителя.

Образы массовой культуры, как и всякая иная образная система, демонстрируют нам не что иное, как наше собственное "культурное лицо", которое на самом деле было присуще нам всегда; просто в советское время эту "сторону лица" не показывали по телевизору. Если бы это "лицо" было абсолютно чужим, если бы в обществе не имел место действительно массовый спрос на все это, мы бы и не реагировали на него столь остро.
Развитие науки и промышленных технологий способствовало появлению свободного времени не только у привилегированных классов, как это было раньше. Но подобный симбиоз культуры с развлечением пагубно сказался на качестве самой культуры: для развлечения не требуется умственных усилий, не нужно знание культурного контекста, не важен уровень развития личности. Тем не менее, считать массовую культуру явлением однозначно отрицательным все же нельзя.  

· Во-первых, массовая культура чрезвычайно неоднородна и включает в себя произведения вполне высокохудожественные.

· Во-вторых, впервые в истории человеческого общества культурой оказались охвачены те группы (и даже целые классы) людей, которые прежде существовали вообще вне её (если не считать их принадлежности к определенной народной культуре).

В противоположность массовой, элитарная культура — это высокая культура «для избранного меньшинства», основная задача которой — формирование высокоразвитой личности, пригодной к интеллектуальной деятельности, в том числе к творчеству. Основные характерные черты элитарной культуры: усложненность формы, постоянный поиск новых средств выразительности, способность аккумулировать опыт поколений, высокие требования к подготовленности и духовной развитости адресата.

Элитарная культура не стремится к тому, чтобы быть понятной всем: она доступна лишь подготовленной и развитой личности. Массы предпочитают такое искусство, где в центре внимания человек и его чувства. Творцы элитарного искусства сознательно отказываются изображать «слишком человеческое». Соответственно, если основной способ восприятия традиционного искусства – сопереживание, то элитарное искусство зачастую отвергает эмоциональность и требует бесстрастного созерцания, размышления, обращается не к чувству, а к разуму. При этом общий культурный багаж для адекватного восприятия произведения элитарного искусства должен быть весьма весомым. Для элитарной культуры характерны оригинальность и индивидуальность, постоянный поиск новых художественных решений и многочисленные отсылки к предыдущим пластам культуры. Спустя определенное время многие произведения элитарной культуры становятся общедоступной классикой. Таким образом, граница между массовым и элитарным постоянно меняется, и можно говорить о взаимном обогащении массовой и элитарной культур.

 

Список литературы:
1. Кравченко А.И. Культурология: словарь. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2001. - 725с.
2. Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 704с.
3. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007 - 709с.
4. Культурология: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Феникс, 1995 - 451с.
5. Учебное пособие по введению в специальность "Культурология" / разработано Л.В. Гернего. - Чита: ЧитГУ, 2004. - 105с.