Статья:

РУССКАЯ УСАДЬБА СЕРЕДИНЫ XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.: АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ, КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Ежова Н.А. РУССКАЯ УСАДЬБА СЕРЕДИНЫ XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.: АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ, КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 4-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РУССКАЯ УСАДЬБА СЕРЕДИНЫ XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.: АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ, КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Ежова Надежда Алексеевна
канд. филос. наук, профессор, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, РФ, г. Тамбов

 

RUSSIAN ESTATE OF THE MIDDLE OF THE 18TH – BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES: ARCHITECTURAL ENSEMBLES, CULTURAL TRADITIONS

 

Ezhova Nadezhda

Candidate of Philosophical Sciences, Professor in Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninoff, Russia, Tambov

 

Аннотация. Обоснована необходимость изучения феномена русской усадьбы для возрождения национального самосознания, усиления патриотической направленности воспитательной работы с молодёжью. Доказано значение культурных традиций в русле формирования духовных ценностей современного общества. Проанализированы основные тенденции в планировании архитектурных ансамблей русских усадеб середины XVIII – начала XX веков. Рассмотрены особенности русской усадебной культуры. Сформировано понимание роли русской усадьбы в создании культурной среды.

Abstract. The necessity of studying the phenomenon of the Russian estate for the revival of national self-consciousness, strengthening the patriotic orientation of educational work with young people. The importance of cultural traditions in the course of the formation of spiritual values of modern society is proved. The main trends in the planning of architectural ensembles of Russian estates in the mid-18th - early 20th centuries are analyzed. The features of the Russian estate culture are considered. An understanding of the role of the Russian estate in the creation of a cultural environment has been formed.

 

Ключевые слова: усадьба; архитектурные ансамбли; культурные традиции; духовные ценности.

Keywords: estate; architectural ensembles; cultural traditions; spiritual values.

 

Кардинальное изменение политической ситуации в мире, поиск новых путей достижения экономической стабильности, необходимость решения многих социальных проблем определяют первостепенную значимость нравственных приоритетов развития общества. Изучение отечественной истории, осмысление исторического прошлого России открывают богатство культурного фонда, разнообразие традиций, бережно сохраняющихся в различных регионах страны. Особенная роль в формировании преемственности, уважительного отношения к накопленным многими поколениями духовным ценностям принадлежит исследованию значения русской усадебной культуры [4, с. 3].

Термин «русская усадьба» встречается в документах XVII в. Время со второй половины XVIII до середины XIX вв. можно назвать периодом расцвета усадебной культуры, организации единой архитектурной композиции усадьбы. Повышенное внимание к строительству и обустройству усадеб связано со значительной общественной ролью дворянского сословия, представлявшего в течение довольно длительного исторического периода опору русского государства. Освобождение дворян от обязательной военной службы, в соответствии с манифестом Петра III «О вольности дворянства» (1762 г.), позволило представителям знатных родов больше сил и времени отдавать планированию архитектурных ансамблей городских и сельских усадеб, созданию бытовых удобств, организации досуга.

Центральное место русской усадьбы занимает усадебный дом, необходимые хозяйственные постройки находятся в глубине парка. Большой регулярный парк, обустроенный по типу Версаля, или в романтическом стиле, свойственном английской культуре, формирует художественное пространство усадьбы. Довольно замкнутый усадебный мир становится местом личного творчества. Поклонение искусству, культ просвещения приводит к созданию именно в усадьбах литературных и музыкальных шедевров: «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, «Записок» А. Т. Болотова, названных автором «Жизнь и приключения Андрея Болотова», стихов А. С. Пушкина и Е. А. Боратынского, музыкальных сочинений С. В. Рахманинова и мн. др.

Распространёнными формами досуга в русской усадьбе были коллекционирование, семейное литературное чтение, музицирование, женское рукоделие, любительская археология. Досуговое время жителей усадьбы проходило в кругу семьи, именно семейная жизнь являлась «главным признаком и отличительной принадлежностью» усадебной культуры [1, с. 370]. Гостям оказывался самый радушный приём, они имели возможность проживания, знакомства с домашними коллекциями, музейными экспонатами, семейным архивом и библиотекой хозяев усадьбы. Совместное участие родственников, знакомых, гостивших в усадьбе по приглашению владельцев усадьбы, в домашних спектаклях, концертах, литературных обсуждениях создавали особую атмосферу, наполненную теплом и добротой.

Использование подобных форм досуга имело заметное влияние на накопление молодёжью духовных ценностей. Театральные постановки с участием детей и взрослых оказывали воздействие на развитие художественных предпочтений юного поколения. Обсуждение литературных произведений русских поэтов и писателей — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и др. — позволяло сформировать тонкий литературный вкус, привить любовь к чтению, постижению глубокого смысла поэзии и прозы. Исполнение на домашних музыкальных вечерах произведений для фортепиано, скрипки, виолончели, гитары прививало навыки сольного и ансамблевого музицирования, внимательного отношения к творческим намерениям партнёров музыкального ансамбля.

Архитектурный облик загородных резиденций Петербурга и Москвы создавали духовную среду, своеобразный культурный фон, служили образцом для провинциальных губерний. По примеру праздничных музыкальных вечеров в петербургских резиденциях с участием артистов Мариинского театра, в провинциальных дворянских усадьбах использовалась практика приглашения известных музыкантов. Театральные представления, «живые картины», выступления фокусников и ряженых, танцы, совместные игры детей и взрослых также были весьма популярны в провинциальных больших имениях. Дворянские усадьбы второй половины XVIII–XIX вв. являлись культурными провинциальными центрами. Постепенно выходя за рамки уединённого усадебного мира, любовь и стремление жителей провинциальной усадьбы к прекрасному обретала общественные формы в губернских и уездных городах.

Например, на развитие профессионального музыкального образования в Тамбове оказали воздействие Е. В. Чичерин, И. А. Гуаданини, М. П. Колобов и др. представители титулованных родов. О влиянии усадебной музыкальной культуры на формирование культурной среды Тамбовской губернии свидетельствует работа в Дирекции Тамбовского отделения музыкального общества, участие в концертах Дворянского собрания и музыкального училища М. А. Боратынского, представителя рода Боратынских, основавших с конца XVIII в. ряд усадеб на территории имения Вяжли Кирсановского уезда Тамбовской губернии [3, с. 110].

Необходимо отметить такие замечательные направления деятельности владельцев обширных дворянских усадеб, как просветительство и благотворительность. Строительство в соседних деревнях школ, читален, рабочих мастерских, больниц, богаделен, содержание дворянством на собственные средства учителей, больничного персонала поддерживало бедные слои населения, оказывало им незаменимую помощь в тяжёлых жизненных ситуациях.

Крестьянская реформа, начатая Александром II в 1861 г., трансформировала облик русской усадьбы. Изменение во второй половине XIX в. сословного состава владельцев усадеб, приобретение богатыми представителями купечества основной части дворянских имений, превращение наиболее значительных из них в источник промышленного сырья для крупных центров [7], достижение экономической рентабельности усадьбы происходило в некий ущерб её культурно-просветительскому предназначению. Тем не менее, архитектурные, художественные и бытовые традиции дворянской усадьбы сохраняются в отдельных усадебных комплексах.

Распространение на рубеже XIX–XX вв. культуры модерна оказывает влияние на отношение владельцев имений к выбору архитектурной модели усадьбы. Так, последнее десятилетие XIX в. новый владелец усадьбы Одинцово-Архангельское, известной с 1767 г. и отстроенной М. П. Нарышкиным на рубеже XVIII—XIX вв. в Подольском районе Москвы (ныне — г. о. Домодедово), В. Е. Морозов, предоставляет право архитектору Ф. О. Шехтелю воплотить новый творческий проект. Переустройство данной усадьбы можно считать самым ранним образцом русского варианта модерна, который находится в русле «общих для Европы и Америки попыток обновления архитектуры» [2, с. 40]. Сочетание симметрии и асимметрии в композиции парка усадьбы, декоративная отделка внутренних помещений центрального дома свидетельствуют об использовании стилистики модерна [11, с. 119].

Архитектор А. В. Кузнецов, работавший длительное время помощником Ф. О. Шехтеля, в 1908–1909 гг. превращает бывшее имение князей Белосельских–Белозерских Льялово Московского уезда (ныне входит в г. о. Солнечногорск) в уникальный образец русского модерна. В сохранившемся по фотографиям облике усадебного дома, с обилием балконов, террас, башенок и эркеров прослеживается явная связь с голландскими, немецкими и фламандскими строениями XIX в., возрождающими средневековые и романтические традиции. Новый владелец княжеского имения, Н. Д. Морозов, давший усадьбе имя «Морозовка», придавая большое значение эстетическому значению парковой зоны, обратился к известному специалисту, заложившему в России основы прикладной ботаники, Р. Э. Регелю. Его усилиями старый пейзажный парк обогатился редкими деревьями и кустарниками, сооружением грота вблизи пруда [9].

Один из первых образцов использования пластического объёма архитектурных форм является работа Л. Н. Кекушева, спроектировавшего усадебные постройки имения «Грачёвка». Новым владельцем принадлежавшей ранее Третьяковым-Ховриным усадьбы Ховрино (ныне входит в район Северного административного округа Москвы), в 1895 г. стал купец М. С. Грачёв. По заказу М. С. Грачёва Л. Н. Кекушев воплотил т.н. «стиль Гарнье» [8], создателя проекта игорного дома в Монте-Карло. Сочетание различных объёмов в композиции усадебного дома, их группировка вокруг центрального зала с куполом акцентируют принцип асимметрии, который впоследствии будет широко использован в композициях направления конструктивизма.

Формированию эстетики русского модерна в литературе и изобразительном искусстве способствует творческая атмосфера ряда русских усадеб. Встречи писателей, художников, общественных деятелей в усадьбе рода Толстых «Ясная Поляна» (ныне входит в Щёкинский район Тульской области), в имении семьи художника В. Д. Поленова «Поленово» (ныне входит в Заокский район Тульской области), в усадьбе художника И. Е. Репина «Пенаты» (ныне входит в Курортный район Санкт-Петербурга), в принадлежащем Мамонтовым усадьбе «Абрамцево» (ныне входит в Сергиево-Посадский район Московской области), во владении княгини М. К. Тенишевой Талашкино-Флёново (ныне входит в Смоленский район Смоленской области) позволяют говорить о культуроформирующем значении русской усадьбы.

Во второй половине XIX в. конкретизируются отличительные особенности русской усадебной культуры, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, опубликованном в Москве в 1863 г., определяется понятие «усадьба». Но постепенно, с изменением внешних обстоятельств, уникальность русской усадьбы как особого культурного мира исчезает. На рубеже XIX–XX вв. дальнейшее распространение культурных тенденций русского модерна оказывает влияние на формирование новых черт и особенностей загородной жизни, развитие демократической дачной культуры. Дачные участки постепенно утрачивают хозяйственные функции и предназначаются для отдыха и приятных форм развлечений. В издании 1849 г. «Как должно проводить время на даче» упоминается, что для иных целей не нужно приезжать на дачу [10]. Сельскохозяйственные работы перестают использоваться в качестве основной статьи дохода владельцев имений, занятия садоводством, обустройство садов и парков, приобретение редких растений направлены на решение эстетических задач.

При возведении дачных строений, начиная со второй половины XIX в., использовались элементы русской национальной архитектуры, западноевропейской эклектики, форм неоклассицизма, английской и немецкой псевдоготики [6, с. 47]. Учитывая существование на рубеже XIX–XX вв. двух форм загородных владений, усадьбы и дачи, в дальнейшем интересным представляется детальное изучение трансформации стилистических характеристик дачных построек середины XIX – начала XX вв., связанной с массовым строительством дачных посёлков в 90-е гг. XIX в.

В настоящее время понятие «усадьба» в научной литературе трактуется неоднозначно, порой с акцентированием внимания на архитектурном ансамбле, включающем парк и хозяйственные постройки [5]. Бесспорно, выразительные силуэты центральных усадебных домов, разнообразие художественных образов в декоративном убранстве помещений, тщательно разработанное планирование парковых зон русских усадеб поныне привлекают наше внимание, наполняют гордостью за талант и яркие творческие открытия профессиональных архитекторов, художников, оказывающих воздействие на тонкость восприятия явлений культуры. Однако в целом, исследование понятия русской усадьбы как многоаспектного явления позволяет рассматривать политическую, экономическую, социальную, культурную, философскую характеристики.

При сохранении изначально существующих хозяйственных функций, русская усадебная культура формировала культурный фон дореволюционной России. В современных условиях необычайную остроту приобретает необходимость возрождения национального самосознания, усиления патриотической направленности воспитательной работы с молодёжью. Исследование российской истории, путей эволюции культурных тенденций позволяет объяснить ныне существующие общественные противоречия. Накопление исторического позитивного и негативного опыта содействует более глубокому пониманию нравственных установок общества в целом и духовных потребностей отдельных членов социума. Формирование стремления к сохранению духовных ценностей и культурных традиций укрепляет связь поколений, способствует успешному решению задач экономического и социального развития общества.

 

Список литературы:
1. Вяземский П.А. Московское семейство старого быта // Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. — М.: Искусство, 1984. — 463 с.
2. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с., илл.
3. Климкова М.А. «По наряду из Розряду…». Очерки из истории культуры Тамбовского края. — Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2004. — 196 с.
4. Ковалева Т.В. История сельской дворянской усадьбы в губерниях Центрального Черноземья: Вторая половина XVIII–начало XX вв.: Автореф. дис. канд. истор. наук. — Курск, 2004. — 24 с. 
5. Коробко М.Ю. Мир русской усадьбы // «История»: Газета издательского дома «Первое сентября». — 2003. — № 34–35.
6. Кузьмин М.А. Русская усадебная культура и её особенности в XXI веке // Вестник славянских культур. — 2011. — № 2 (XX). — С. 43-49.
7. Летягин Л.Н. Русская усадьба: мир, мир, судьба. URL: http://www.russian.slavica.org/article 1860.html (дата обращения: 07.08.22).
8. Нащокина М.В. К интерпретации образной структуры усадьбы «Грачёвка» // Остафьевский сборник / М-во культуры Рос. Федерации, Музей-усадьба Остафьево «Рус. Парнас» [и др.]. Вып. 3: Тезисы докладов научной конференции «История и культура подмосковных усадеб. Проблемы создания музея истории русской усадьбы». — Москва, 1995. — 117 [1] с.
9. Нащокина М.В. Усадебные постройки А. В. Кузнецова для семьи Морозовых // Труды I Морозовских чтений. — Богородск–Ногинск, 1996. URL: https://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya96/31.html (дата обращения: 05.08.22).
10. Павлова Т.Г. К истории подмосковных дач // Московский журнал. — 1997. — № 2. — С. 23–30.
11. Памятники архитектуры Московской области. Каталог. В 2-х т. Под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской. Т. I. — М.: «Искусство», 1975 — 384 с. с ил.