Статья:

Современная экспозиция садовых скульптур во дворе Строгановского дворца. Сфинксы

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. Современная экспозиция садовых скульптур во дворе Строгановского дворца. Сфинксы // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 54-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современная экспозиция садовых скульптур во дворе Строгановского дворца. Сфинксы

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

THE CURRENT LOCATION OF GARDEN SCULPTURES IN THE COURTYARD OF THE STROGANOV PALACE. SPHINXES

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Researcher, State Russian Museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается современное расположение садовой скульптуры во дворе Строгановского дворца, а также история бытования и реставрации скульптурных изваяний сфинксов.

Abstract. The article examines the current location of garden sculptures in the courtyard of the Stroganov Palace, as well as the history of the existence of sculptural statues of sphinxes.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Одним из первых свидетельств происхождения скульптурного убранства в саду Строгановского дворца можно считать фразу В. Курбатова в путеводителе по Петербургу 1913 года: «статуи во дворе взяты из Строгановой дачи» [3, с. 519]. Говоря об этом, исследователь имел в виду в первую очередь ту скульптуру, которая находилась в пределах сада Строгановского дворца. Гранитные изваяния двух сфинксов, расположенных во дворе рядом с садом, у входа в пристройку Шарлеманя западного корпуса, появились здесь позже. Их местоположение обозначено впервые на плане I этажа 1927 года из ЦГАНТД СПб., на основе которого Ю. В. Трубиновым была выполнена схема двора [6, приложение I].

Сведений о сфинксах нет ни в архивах, ни в литературе. Ф. Л. Лейтман и Н. К. Косарева, составившие в 1944 году художественно-исторический паспорт на Строгановский дворец, уделили сфинксам две строки: «Сильно поврежденные гранитные сфинксы неизвестного происхождения помещаются у входа в позднюю пристройку. По-видимому, они относятся к началу XIX века» [4, с. 109].

      

Рисунок 1. Схема двора в 1927 г., выполненная Ю. В. Трубиновым

 

Рисунок 2. Сфинкс. 1930-е гг. (?). ЦГАКФФД СПб. Фотограф С. Д. Лаптев

 

Несомненно, что сфинксы также перекочевали во двор петербургского дома с дачи Строганова на Черной речке. Именно на этой даче проходили известные всем современникам строгановские праздники. «В период расцвета, который пришелся на 1790-е – 1800-е годы, Строгановский сад казался петербуржцам райским местом… Наиболее изысканные праздники, которые создали традицию, были связаны с именем Александра Сергеевича, великодушие которого дало основание его современникам сравнивать его с римскими благотворителями» [1, с. 103].

М. И. Пыляев, описывая достопримечательности Строгановской дачи, писал, что «...в саду у Строганова хранились замечательные произведения искусства: две большие статуи Геркулеса и Флоры Фарнезских, стоявшие по сторонам террасы дома, и древняя фигура точильщика, правда, обезображенная временем. При входе на дачу лежали два сфинкса, а по бокам ступеней — два больших кентавра, затем несколько ваз, а на пруду — фигура Нептуна с трезубцем» [6, с. 213].

Дача графа А. С. Строганова на Выборгской стороне была перестроена архитектором А. Н. Воронихиным в 1796 году, а затем автором была написана картина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге» (1797). На картине можно видеть пристань со сфинксами, очень похожими на тех, что находятся сейчас во дворе Строгановского дворца.

   

Рисунок 3. А.Н. Воронихин. Вид на Строгановскую дачу в Петербурге». 1797. ГРМ

 

Рисунок 4. В. де Форлоп (W. de Varlop). Мост-плотина со сфинксами на Строгановской даче и кухня (?) дома графа А.С. Строганова. Рисунок. ГРМ

 

Однако, существует мнение, что живописное произведение архитектора, за которое он получил звание академика живописи, является проектным решением, и пристань не была осуществлена [6, с. 17], поскольку из других источников, например, рисунка В. Де Форлопа, явствует, что пара сфинксов находилась также на каменном мосту-плотине через канал в саду Строгановской дачи. Возможно, они были размещены здесь временно, а позже, при устройстве пристани заняли место, задуманное и показанное на картине А. Н. Воронихина? В. Курбатов замечал: «Воронихинская постройка не была, впрочем, назначена для обитания и главная дача находилась, по-видимому, в середине сада. От нее шла широкая аллея к круглому пруду, лежавшему почти около берега Черной речки. На берегу этого пруда была устроена «Пристань со сфинксами» [3, с. 604]. Подтверждением того, что воронихинский проект пристани все же был осуществлен, является также произведение, выполненное Б. Патерсеном в 1804 году «Вид с Каменного острова на Строгановский мост и дачу Строганова. Изображение пристани очень мелкое, но при внимательном рассмотрении можно увидеть силуэты сфинксов. С. О. Кузнецов утверждает, что в саду была не одна пара сфинксов, а по меньшей мере две: «Воронихин расставил тут и там пары сфинксов» [1, c. 58].

В конце XIX века Строгановская дача была превращена в доходный дом, а сад пришел в запустение. В 1908 году последний владелец дачи граф С.А. Строганов подал в Санкт-Петербургскую городскую управу ходатайство об ее ликвидации. Впоследствии творение Андрея Воронихина было разобрано, но некоторые садовые скульптуры, включая сфинксов, сохранились благодаря тому, что были перемещены в парадный двор Строгановского дворца.

Время и автор создания сфинксов из красного финского гранита точно неизвестны. К середине XX века скульптуры и их постаменты сильно обветшали. В сентябре 1959 года они были зафиксированы фотографом Научно-методического совета по охране памятников культуры АН СССР М.Г. Каверзневым, а через два года 24 ноября 1961 года, их состояние описано в акте КГИОП: «сфинксы сдвинуты с места, постаменты разбиты». Более подробно описана их сохранность в акте КГИОП от 4 октября 1974 года: «Два гранитных сфинкса имеют утраты носов, сколы пальцев лап, выбоины на туловищах, постаменты сфинксов сложены из известняковых плит, которые местами повреждены, швы между ними разошлись». Этим актом КГИОП предписывалось «гранитные сфинксы реставрировать с восполнением утрат. Их постаменты перебрать и реставрировать».

Реставрацией сфинксов занимался скульптор Ленинградского отделения Худфонда РСФСР В. В. Строгий. Он укрепил основания под ними, расчистив известняковые блоки, плотно подогнав их друг к другу, а швы залил специальным раствором. Утраты самих изваяний были восполнены эпоксидной мастикой с гранитной крошкой в качестве наполнителя, для чего предварительно были сделаны модели недостающих частей из пластилина. Работа была принята в октябре 1976 года. Она оказалась очень качественной. Несмотря на то, что сегодня, спустя 45 лет, скульптуры снова нуждаются в реставрации, их состояние значительно лучше, чем перед реставрацией 1976 года: нос отбит только у одного сфинкса и небольшие утраты на лице. Скульптуры сфинксов с марта 2021 года включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации не просто в составе ансамбля Строгановского дворца, но как самостоятельный объект со своим паспортом под номером 781620553260026, и в ближайшее время подлежат новой реставрации.

     

Рисунок 5. Б. Патерсен. Вид с Каменного острова на Строгановский мост и дачу Строганова. 1804. Фрагмент

 

Рисунок 6. Современное состояние сфинксов

 

Список литературы:
1. Кузнецов С. О. Строгановский сад. О почти исчезнувшем памятнике. СПб.: Коло, 2012. − 304 с. 
2. Курбатов В. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. − СПб., 1913.
3. Курбатов В. Я. Сады и парки. − Пг., 1916. − 32 л.
4. Лейтман Ф. Л., Косарева Н. К. Дворец быв. Строгановых. Художественно-исторический паспорт. Л., 1944 (рукопись, архив КГИОП).
5. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. − СПб., 2002. − 553. 
6. Сад Строгановского дворца. Историческая справка. Сост.: старший научный сотрудник Ю.В. Трубинов. − Л., 1990.