Статья:

ДВЕРНЫЕ ЗАПОЛНЕНИЯ КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ И ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ ПЕТЕРБУРГА

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. ДВЕРНЫЕ ЗАПОЛНЕНИЯ КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ И ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ ПЕТЕРБУРГА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДВЕРНЫЕ ЗАПОЛНЕНИЯ КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ И ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ ПЕТЕРБУРГА

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

DOOR FILLINGS OF THE LATE 18TH - FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY IN THE STROGANOV PALACE AND OTHER MANSIONS IN ST. PETERSBURG

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье приводятся результаты сравнительного анализа композиционных схем дверных заполнений в Строгановском дворце и других особняках Петербурга.

Abstract. The article presents the results of a comparative analysis of the compositional schemes of door fillings in the Stroganov Palace and other mansions in St. Petersburg.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

Двери в жилом доме выполняют не только коммуникационную, охранительную и изоляционную функцию, но и являются индикаторами стиля. Их композиционная схема и декоративная отделка тесно связаны с общим архитектурным решением здания, с изменениями моды и даже с развитием извозного транспорта. Последнее касается входных наружных дверей. Например, первоначально вход в Строгановский дворец был устроен со стороны двора. Это было связано с наличием собственного выезда (конюшни и каретника) на территории усадьбы. К началу XIX века А. Н. Воронихин, перестраивавший дворец, перенес парадный вход на фасад, выходящий на Невский проспект. Развитие наемного извозного транспорта в 1830-е – 1840-е годы приводит к повсеместному перемещению парадного входа на главный фасад. Если на главных фасадах двери обязательно должны были вписываться в структуру общей композиции, то на боковых фасадах это условие было необязательным. Их композиционная схема более свободна и зависит от внутренней планировочной структуры.

Внутренние двери не только разделяют отдельные помещения, но и являются надежным и точным инструментом дифференцирования функциональных зон, то есть организуют интерьерное пространство. В пределах каждой зоны доминируют свои факторы. Общим условием является удобство и быстрота сообщений. Обычно парадная и жилая зоны различаются только габаритами дверных проемов. Парадные двери обслуживают парадную зону. Это самый богатый тип заполнений в доме, и, как правило, самый значительный по габаритам. Как правило, они представляют собой двустворные филенчатые заполнения. Парадный этаж Строгановского дворца представляет несколько типов двустворчатых дверей. Самые ранние, связанные с сохранившимся барочным интерьером Ф.-Б. Растрелли – Большим залом, совпадают по композиционной схеме с другими дверями интерьеров барокко, однако имеют гораздо более скромную декоративную отделку. Это заставляет предположить, что они были заменены в конце XVIII века, когда перестройкой дворца занимался Андрей Воронихин, которые внес и некоторые другие изменения в декоративное убранство интерьера, например, заменил кафельные печи классицистическими каминами.

 

     

Рисунок 1. Двери в Большом зале Строгановского дворца

Рисунок 2. Двери в Картинном зале Большого Петергофского дворца

Рисунок 3. Двери в Малых апартаментах короля в Версале

 

Композиционная схема дверей Большого зала Строгановского дворца, но без венчающей филенки, а также скромность декора очень близки дверям В Малых апартаментах короля в Версале. Такого типа композиционные схемы двустворных дверей в России широко использовались в 1770-1790-х годах [4, с. 3]. На рис. 7 показана дверь Парадной столовой, которую Воронихин устроил на месте Зеркальной гостиной Растрелли. Интересно, что при классицистической строгости отделки, полностью повторена композиционная схема дверей Версаля, что еще раз говорит о том, что архитектурное решение интерьера было создано под влиянием знаменитого французского образца.

Другая композиционная схема использована для дверей Малой гостиной, которую автор исследования связывает с 1790—1810-ми годами [4, с. 3], что совпадает по времени создания этих интерьеров Воронихиным. В Большом кабинете графини С.В. Строгановой повторена композиционная схема филенок, но без декоративного оформления, поскольку интерьер носил более камерный характер. Двери Итальянского зала Павловского дворца, созданные по эскизу Дж. Кваренги, близки к дверям Малой гостиной общей композицией и наличием на средних филенках масок львов. И те, и другие соответствуют стилю русского классицизма конца XVIII века.

 

  

Рисунок 4. Двери Малой гостиной Строгановского дворца

Рисунок 5. Двери Большого кабинета графини С.В. Строгановой

Рисунок 6. Двери Итальянского зала в Павловском дворце

 

Все двери помещений анфилады по Невскому проспекту имеют близкие пропорции и схожее композиционное построение с небольшими отличиями. В первую очередь все они имеют очень вытянутые пропорции, предполагающие членение на четыре филенки, что в некоторых случаях вызвало необходимость закрывать верхнюю часть для уменьшения высоты двери, например, в зале Гюбера Робера. Конфигурация членений повторяется, за исключением дверей Арабесковой гостиной, где маленькая филенка заменена полукружиями калевок нижней и средней филенок, в которые вставлены золоченые розетки.

 

   

Рисунок 7. Двери Парадной столовой Строгановского дворца.

Рисунок 8. Двери Старой передней.

Рисунок 9. Двери Арабесковой гостиной.

Рисунок 10. Двери в Белом зале дома Половцева

 

Двери Арабесковой гостиной можно сравнить с дверями из Белого зала особняка Половцева: при общей композиционной схеме двери Строгановского интерьера имеют венчающую филенку (но не все, а лишь те, которые ведут в кабинет С.Г. Строганова) и более скромную отделку. Стилевая близость элементов интерьера выдает более позднее время создания – вторая половина XIX века – время эклектики. Еще один тип дверей можно видеть в самых поздних интерьерах дворца: Греческой гостиной и Комнате с дубовым камином. Близкими к ним являются двери Новой передней. Все они являются двустворными трехфиленчатыми дверями, характерными для середины – второй половины XIX века [4, с. 3]. Особого внимания заслуживает выдвижная зеркальная дверь Картинной галереи, обрамленная рамой из карельской березы, которая некогда отделяла галерею от Столовой. После 1805 года последняя была преобразована Воронихиным в Библиотеку. До настоящего времени сохранился латунный выдвижной механизм, отреставрированный во время последней реставрации 2012 года. Аналогов этой двери обнаружить не удалось.

 

  

Рисунок 11. Двери Греческой гостиной Строгановского дворца

Рисунок 12. Двери Комнаты с дубовым камином

Рисунок 13. Двери Новой передней

 

  

Рисунок 14. Выдвижная зеркальная дверь Картинной галереи Строгановского дворца

Рисунок 15. Выдвижной механизм

 

Таким образом, изучение характера оформления дверей может быть очень важным при уточнении времени создания того или другого помещения. При реставрации исторических интерьеров необходимо уделять серьезное внимание анализу стилеобразующих элементов, какими являются двери.

 

Список литературы:
1. Гацура Г., Эпштейн Ю. Двери и стили. Энциклопедия. – М., 2018.
2. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – Москва: Эксмо, 2017. С.458-487.
3. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII века. https://studfile.net/preview/9821793/page:2/ Обращение 13.08.2023.