Культурологический подход к обеспечению экологической безопасности
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история культуры
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Культурологический подход к обеспечению экологической безопасности
CULTUROLOGICAL APPROACH TO ENSURING ECOLOGICAL SAFETY
Anastasia Mileshko
post-graduate student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow
Аннотация. Рассмотрены культурологические аспекты методологии обеспечения экологической безопасности.
Поставлены следующие задачи по развитию культурологии экологической безопасности:
- определить перспективные направления применения в культурологии принципов и правил общей теории обеспечения экологической безопасности по автору-составителю Л. П. Милешко;
- сформулировать и обосновать новые принципы и правила с позиций культурологии в развитие этой теории.
Abstract. Cultural aspects of the methodology of ecological safety are considered.
The following tasks are set for the development of cultural studies of ecological safety:
- identify promising areas of application in cultural principles and rules of the General theory of ecological safety by the author-compiler L. P. Mileshko;
- to formulate and justify new principles and rules from the standpoint of cultural studies in the development of this theory.
Ключевые слова: культурология; экологическая безопасность; экология души; экологическая безопасность души; общая теория обеспечения экологической безопасности
Keywords: cultural studies; ecological safety; ecology of soul; ecological safety of soul; General theory of ecological safety
Введение
Культурные потребности являются целостной сложносоставной системой [1] и относятся к жизненно важным интересам человека, а значит, являются предметом обеспечения экологической безопасности (ЭБ) [2, Ст.1].
Ядром науки «Экологическая безопасность» является общая теория обеспечения экологической безопасности (ОТОЭБ), которая по Л. П. Милешко включает 3 принципа и 4 правила [3].
Центральное место этой теории занимает первое правило, как всеобщность непричинения вреда, которая подразумевается клятвой Гиппократа. Тот, кто творит добро, возвышает мир и самого себя [4].
Следовательно, с культурологической точки зрения, главной потребностью человека должно являться неукоснительное выполнение первого правила ОТОЭБ во всех сферах деятельности и в первую очередь, духовной, так как духовная сила могущественнее любой материальной [5].
Дальнейшее развитие ОТОЭБ представляется важной, существенной в настоящее время научной задачей, что и определяет актуальность данного исследования, целью которого является дополнение обоснования общей теории обеспечения экологической безопасности с позиций культурологии.
Основная часть
Основой обучения экологической безопасности является культуроцентрический подход [6]. Культуроцентризм в обучении по Сорокиной Л. В. делает акцент на ценностную ориентацию знаний.
По мнению авторов [7] понятие «экологическая культура» в содержательном плане более широкое, чем «культура экологической безопасности».
Экологами современности считается, что кризис социальной экологии проникает в духовную экологию. Это приводит человека к утрате веры, угнетению его духа, к отдалению от самого себя. Перемена к худшему духовной экологии неизбежно делает сугубым экологический кризис на социальном и природном уровнях [8].
Экология души – это методология сохранения чистоты души и душевного здоровья, эффективный подход к тому, чтобы стать крепким духовному иммунитету человека [9].
Понятие «экология души» это глубоко философский термин [10].
В исследовании Л. П. Милешко [3] дано определение экологической безопасности души как безопасности человека от негативного влияния окружающей среды, которое оказывает отрицательное воздействие на сознание человека, его внутренний, психический мир.
Понятие «экологическая безопасность души» тождественно понятию «экология души».
Культура, как способ бытия человека, одновременно предстает и как результат его деятельности, посредством создания культурных ценностей, составляющих его сущность как представителя общества. Удовлетворение своих потребностей человек находит именно в деятельности, а не то она была бы бессмысленной и бесцельной [11].
Согласно первому правилу ОТОЭБ всякая деятельность категорически не должна наносить вреда окружающей среде, которая по существу является продолжением наших собственных тел [5].
В научном труде Л. П. Мелешко [12] рассмотрены методологические подходы к формированию стиля мышления, которое направлено на исключение любой возможности, при которой мог бы быть осуществлен экологический терроризм.
Ключевым понятием культуры экологической безопасности является «экологический баланс», характеризуемый исторически сложившимся соотношением взаимосвязанных показателей процессов обмена веществом, энергией и информацией в природе и обществе с окружающей средой [3].
Для разработки методологии культуры экологической безопасности необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективные направления применения в культурологии принципов и правил общей теории обеспечения экологической безопасности по автору-составителю Л.П. Милешко;
- сформулировать и обосновать новые принципы и правила с позиций культурологии в развитие данной теории.
Выводы
Установлено, что новое научное направление «культурология экологической безопасности» находится на стадии становления.
Поставлены задачи по культурологическому дополнению обоснования принципов и правил общей теории обеспечения экологической безопасности.