Статья:

Культурологический подход к обеспечению экологической безопасности

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Милешко А.Л. Культурологический подход к обеспечению экологической безопасности // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 15-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Культурологический подход к обеспечению экологической безопасности

Милешко Анастасия Леонидовна
аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

CULTUROLOGICAL APPROACH TO ENSURING ECOLOGICAL SAFETY

 

Anastasia Mileshko

post-graduate student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. Рассмотрены культурологические аспекты методологии обеспечения экологической безопасности.

Поставлены следующие задачи по развитию культурологии экологической безопасности:
- определить перспективные направления применения в культурологии принципов и правил общей теории обеспечения экологической безопасности по автору-составителю Л. П. Милешко;
- сформулировать и обосновать новые принципы и правила с  позиций культурологии в развитие этой теории.

Abstract. Cultural aspects of the methodology of ecological safety  are considered.

The following tasks are set for the development of cultural studies of ecological safety:

- identify promising areas of application in cultural principles and rules of the General theory of ecological safety by the author-compiler L. P. Mileshko;

- to formulate and justify new principles and rules from the standpoint of cultural studies in the development of this theory.

 

Ключевые слова: культурология; экологическая безопасность; экология души; экологическая безопасность души; общая теория обеспечения экологической безопасности

Keywords: cultural studies; ecological safety; ecology of soul; ecological safety of soul; General theory of ecological safety

 

Введение

Культурные потребности являются  целостной сложносоставной системой [1] и относятся к жизненно важным интересам человека, а значит, являются предметом обеспечения экологической безопасности (ЭБ) [2, Ст.1].

Ядром науки «Экологическая безопасность» является общая теория обеспечения экологической безопасности (ОТОЭБ), которая по Л. П. Милешко включает 3 принципа и 4 правила [3].

Центральное место этой теории занимает первое правило, как всеобщность  непричинения вреда, которая подразумевается клятвой Гиппократа. Тот, кто творит добро, возвышает мир и самого себя [4].

Следовательно, с культурологической точки зрения, главной потребностью человека должно являться неукоснительное выполнение первого правила ОТОЭБ во всех сферах деятельности и в первую очередь, духовной, так как духовная сила  могущественнее любой материальной [5].

Дальнейшее развитие ОТОЭБ представляется важной, существенной в настоящее время научной задачей, что и определяет актуальность данного исследования, целью которого является дополнение обоснования общей теории обеспечения экологической безопасности с позиций культурологии.

Основная часть

Основой     обучения   экологической    безопасности      является культуроцентрический         подход [6]. Культуроцентризм в обучении     по Сорокиной Л. В. делает акцент на ценностную ориентацию знаний.

По мнению авторов [7] понятие «экологическая культура» в содержательном плане  более широкое, чем «культура экологической безопасности».

Экологами современности считается, что кризис социальной экологии проникает в духовную экологию. Это приводит человека к утрате веры, угнетению его духа, к отдалению от самого себя. Перемена к худшему духовной экологии неизбежно делает сугубым экологический кризис на социальном и природном уровнях [8].

Экология души – это методология сохранения чистоты души и душевного здоровья, эффективный подход к тому, чтобы стать крепким духовному иммунитету человека [9].

Понятие «экология души» это глубоко философский термин [10].

В исследовании Л. П. Милешко [3] дано определение экологической безопасности души как безопасности человека от негативного влияния окружающей среды, которое оказывает отрицательное воздействие на сознание человека, его внутренний, психический мир.

Понятие «экологическая безопасность души» тождественно понятию «экология души».

Культура, как способ бытия человека, одновременно предстает и как результат его деятельности, посредством создания культурных ценностей, составляющих его сущность как представителя общества. Удовлетворение своих потребностей человек находит именно в деятельности, а не то она была бы бессмысленной и бесцельной [11].

Согласно первому правилу ОТОЭБ всякая деятельность категорически не должна наносить вреда окружающей среде, которая по существу является продолжением наших собственных тел [5].  

В научном труде Л. П. Мелешко [12] рассмотрены методологические подходы к формированию стиля мышления, которое направлено на исключение любой возможности, при которой мог бы быть осуществлен экологический терроризм.

Ключевым понятием культуры экологической безопасности является «экологический баланс», характеризуемый исторически сложившимся соотношением взаимосвязанных показателей процессов обмена веществом, энергией и информацией  в природе и обществе с окружающей средой [3].

Для разработки методологии культуры экологической безопасности необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективные направления применения в культурологии принципов и правил общей теории обеспечения экологической безопасности по автору-составителю Л.П. Милешко;
- сформулировать и обосновать новые принципы и правила с  позиций культурологии в развитие данной теории.

Выводы

Установлено, что новое научное направление «культурология экологической безопасности» находится на стадии становления.

Поставлены задачи по культурологическому дополнению обоснования принципов и правил общей теории обеспечения экологической безопасности.

 

Список литературы:
1. Петров И.Ф. Культурные потребности как целостная система // Наука и Мир. – 2016. – Т. 2. – № 7 (35). – С. 69-70. 
2. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] // Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ [принят Государственной думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001г.]. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34823 / (дата обращения: 14.06.2019).
3. Милешко Л. П. Модернизация общей теории обеспечения экологической безопасности // Управление экономическими системами.  – 2018. – № 6.
4. Агаджанян Н. А. Экология души: система образования и воспитания // Экология человека. – 2012. – № 8. – С. 15-18.
5. Агаджанян Н.А. Экология души: культура, нравственность, духовность // Экология человека. –  2011. – № 2. –  С. 35-38.
6. Сорокина Л. В. Формирование культуры экологической безопасности у студентов технических вузов // Научный альманах. – 2017. – № 1-2 (27). – С. 210-214.
7. Несговорова Н. П., Савельев В. Г., Богданова Е. П. Методика оценки компонентов культуры экологической безопасности у студентов ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 469.
8. Бурдина С. В., Инь Ц., Сун Т. Проблема экологии души в творчестве В. Астафьева и Чжан Вэя // Научный диалог. – 2019. – № 3. – С. 164-175.
9. Россова Ю. И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –  № 6. – С. 506.
10. Баркова В. В., Сидорова У. В. Термин «экология души» и некоторые аспекты его исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2013. – Т. 13. – № 2. – С. 148-150.
11. Петрова С. И. Детерминанты культурных процессов // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 4 (12). – С. 230-233. 
12. Милешко Л. П. Методологические подходы к обучению, формирующему стили мышления, направленного на предотвращение возможности совершения неосознанного или непреднамеренного терроризма с экологическими последствиями // Информационное противодействие угрозам терроризма. – 2004. – № 2. – С. 17-20.