Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИФИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ 1958 ГОДА В БРЮССЕЛЕ

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Чернухо А.С., Денисов А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИФИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ 1958 ГОДА В БРЮССЕЛЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИФИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ 1958 ГОДА В БРЮССЕЛЕ

Чернухо Александр Сергеевич
студент Института дизайна, РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии, Дизайн, Искусство), РФ, г. Москва
Денисов Александр Васильевич
проф. кафедры рисунка и живописи Института искусств, РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии, Дизайн, Искусство), РФ, г. Москва

 

FORMATION OF PACIFIC VIEWS AT THE 1958 WORLD EXHIBITION IN BRUSSELS

 

Alexandr Chernuho

Student of the Institute of Design, RSU named after A.N. Kosygin (Technology, Design, Art), Russia, Moscow

Alexander Denisov

Professor of the Department of Drawing and Painting, Institute of Arts, Kosygin Russian State University (Technology, Design, Art), Russia, Moscow

 

Аннотация. Первая послевоенная выставка декларировала «Мирный атом» и стала площадкой для диалога стран соперниц в новой «холодной войне». Чехословацкий павильон признали наиболее яркой экспозицией, более всех остальных приблизившимся к тематике выставки. Цель статьи –проанализировать достижения Чехословакии в ЭКСПО 58, ее вкладе в мировое сообщество и философию павильона, значение которой сегодня вновь могут считаться актуальными. В статье рассматривается историческое обоснование выставки, почему павильон отличается от остальных. Также выделяются основные достижения страны, представленные на выставке и обосновывается актуальность философии авторов.

Abstract. The first post-war exhibition declared a "Peaceful atom" and became a platform for dialogue between rival countries in the new "cold war". The Czechoslovak Pavilion was recognized as the most striking exposition, coming closest to the theme of the exhibition. The purpose of the article is to analyze the achievements of Czechoslovakia at EXPO 58, its contribution to the world community and the philosophy of the pavilion, the importance of which can again be considered relevant today. The article examines the historical justification of the exhibition, why the pavilion differs from the rest. The main achievements of the country presented at the exhibition are also highlighted and the relevance of the authors' philosophy is substantiated.

 

Ключевые слова: Экспо, всемирные выставки, Чехословакия, экологическая повестка, мир.

Keywords: Expo, world exhibitions, Czechoslovakia, environmental agenda, peace.

 

Первая всемирная выставка (или Экспо) была проведена в 1851 году в Великобритании. В разные времена у этого мероприятия стояли разные цели и задачи. И если на текущий момент Экспо стало больше имиджевым событием для стран-участниц, то изначально целью выставки была демонстрация прогресса, технологических достижений и обмен опытом между странами. Был и промежуточный период, ознаменовавшийся демонстрацией послевоенных достижений – как раз один из павильонов этого периода был выбран авторами для рассмотрения в данной работе.

Первая послевоенная всемирная выставка состоялась в Брюсселе в 1958 году. Среди стран, участвовавших в выставке, была Чехословакия. Несмотря на длительную политическую турбулентность страна не просто достойно выступила частью советского состава, но и произвела настоящий триумф как самостоятельная экспозиция, выиграв главный приз выставки и ещё 13 наград. 

В рамках общей концепции брюссельской выставки, суть которой можно выразить словосочетанием «мирный атом», авторы чехословацкого павильона выбрали «экологический» вектор – гармонию и созидание человека с природой и самим собой.

Основные достижения, представленные на выставке, остаются актуальными и сегодня день:

  • концепция павильона сохраняет свою актуальность в наше время при ее рассмотрении с многих точек зрения;
  • архитектурные решения павильона перекликаются с архитектурными трендами современности, а значит, могут послужить источником для вдохновения и формирования нового стиля архитектуры нашего времени;
  • дизайнерские решения павильона до сих пор влияют на тренды дизайна современной мебели.

Для проведения международной выставки было выбрано плато Эйзель – «зелёная» местность в 7 км от центра Брюсселя. Исходя их расположения и ландшафта местности группа, работавшая над чехословацким павильоном, приняла решение построить небольшое здание, под которое не придётся уничтожать природу, оно должно было органично вписаться в пейзаж.

К разработке павильона изначально был привлечён чешский художник и сценограф Адольф Хоффмайстер, неоднократно работавший на выставках и удостоенный награды на всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Вот, что он сам говорил о павильоне:

«Всё, что будет представлено на выставке – каменная кладка, конструкция, оборудование, экипировка вплоть до мельчайших деталей – всё должно быть экспонатом одновременно» [1].

Хоффмайстера впоследствии отстранили от работы, назвав его идеи поверхностными.

Главным автором новой концепции стал архитектор Йиндржих Сантар. Новшество получило название «Один день в Чехословакии». В соответствии с новой концепцией экспозиция павильона была разделена на 3 зоны – 3 сферы жизни чехословацкого народа:

–  работу (энергетика, машиностроение, стекло, сельское хозяйство);

– отдых (дети, свободное время, сельские красоты, исторические памятники);

– культуру (наука, литература, музыка, прикладное искусство, зал с комбинированной художественной программой) в Чешской республике (Рис.1) [1].

 

Рисунок 1. План Чехословацкого павильона сверху

 

Несмотря на то, что внутри страны над авторами довлела необходимость выражать в публичной деятельности лучшие стороны коммунизма, группа, работавшая над павильоном для Экспо, допустила вольность и сосредоточилась на демонстрации радости жизни через выставки народных промыслов – картин, гобеленов, стекольного искусства, пищу в ресторане, за которой выстраивались очереди. Перфомансов из сочетания кинопоказа и живого выступления одновременно [3].

Множественные экспозиции, посвященные детской литературе, культурному препровождению в театре, созидательной работе над хрусталем и стеклом, давали посетителям ощущение легкости и непринужденности. А «зеленое» оформление экстерьера показывало картинку идеалистичного будущего, где человек существует в состоянии вечного покоя и радости жизни совместно с природой.

Чехословакия была известна своим производством мебели. На Экспо 58 интерьер чехословацкого павильона был обставлен с таким вкусом, что дал начало популярному «брюссельскому стилю» в производстве мебели. И сегодня данная мебель остается востребованной среди коллекционеров [4].

Для строительства павильона были впоследствии выбраны металлические конструкции и стекла. Огромные сплошные окна в мягких полукруглых формах как бы сливали помещение с природным ландшафтом, делая его продолжением пейзажа. В сумме он занимал 13 000 кв.м.

Таким образом, в эпоху холодной войны, миру, который боялся нового зловещего витка в истории, была предоставлена площадка, где все негативное отходило на задний план, а на повестке дня были отдых, развлечения, самоотдача в труде, любовь, и желание заявить о себе, с точки зрения высокого гуманизма [5].

Увидеть павильон и провести время на празднике жизни частично можно и сегодня и лишь в восстановленном виде. После всемирной выставки чехословацкий павильон перевезли в Прагу, в Летенские сады, где он долгое время был открыт для посетителей в качестве ресторана. В 1991 году павильон сгорел, с тех пор восстановили только небольшую его часть (Рис. 2) [2].

 

Рисунок 2. Вид на чехословацкий павильон в Праге, Летенские сады

 

Заключение

Павильон Чехословакии выделился своей легкостью и стремлением отойти от пропагандистских взглядов, придерживаясь главной тематике – «мир». Это волевое решение, не поддаться массовым волнениям в обществе и показать радость жизни в: созидании, сочетании человека и природы, отдыхе и работе, оказалось достаточно важным и востребованным в обществе. И по сей день остается одним из ключевых явлений пацифистских взглядов. Подобный жест был увековечен в архитектуре и истории, и является ярким представителем «экологических», во многих смыслах, идей, в эпоху, когда противостояние идеологий диктовало свои настроения и мысли, зачастую противоположные по смыслу, в массы.

 

Список литературы:
1. Архитектура Чехословацкой Республики. – Прага: Клуб архитекторов, 1958. – № 9-10. – С. 690 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.archiweb.cz/en/b/ceskoslovensky-pavilon-expo-1958 (дата обращения 28.09.2024)
2. Статья «Павильон Экспо», «visitczechia» 1958 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.visitczechia.com/ru-ru/things-to-do/places/landmarks/urban-architecture/c-prague-expo58-pavilion  (дата обращения 03.10.2024)
3. Чешский сдержанный модернизм на международной выставке EXPO 58 в Брюсселе. – № 3. – Universitas revue Masarykovy univerzity, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journals.muni.cz/universitas/article/view/6192 (дата обращения 10.11.2024)
4. ЭКСПО 58 – чехословацкий хит, скрывший тоталитарную реальность, 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://francais.radio.cz/lexpo-58-un-succes-tchecoslovaque-qui-cachait-la-realite-totalitaire-8597285 (дата обращения: 05.10.2024).
5. Эрик Швамберк. Дис. бакалавр, 2019. — С. 50-95 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://typeset.io/authors/eric-schwam-qaqiq6y4hq (дата обращения: 05.12.2024).