Статья:

История изменений планировки двора Строгановского дворца с середины XVIII до начала XXI века

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. История изменений планировки двора Строгановского дворца с середины XVIII до начала XXI века // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 51-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История изменений планировки двора Строгановского дворца с середины XVIII до начала XXI века

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

THE HISTORY OF CHANGES IN THE LAYOUT OF THE COURTYARD OF THE STROGANOV PALACE FROM THE MIDDLE OF THE 18TH TO THE BEGINNING OF THE 21TH CENTURY

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается история изменения планировки двора Строгановского дворца со времени постройки здания архитектором Ф.-Б. Растрелли до настоящего времени на основе фиксационных планов двора и исторических документов.

Abstract. The article examines the history of changes in the layout of the courtyard of the Stroganov Palace since the construction of the building by the architect F.-B. Rastrelli to date based on the fixation plans of the courtyard and historical documents.  

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

На протяжении истории Строгановского дворца изменения происходили не только с самим зданием. Новые потребности владельцев, которые приводили к перестройкам во дворце, меняли конфигурацию двора,  а также функции дворовой территории. Специальных исследований, посвященных формированию сада во дворе Строгановского дворца, за исключением  исторической справки, составленной Ю.В. Трубиновым в 1990 году, не существует. В справке автор отмечает, что достоверных источников о времени и обстоятельствах создания сада во дворе Строгановского дворца не сохранилось. Некоторую  информацию можно извлечь из документов XX века, которые и легли в основу рукописи, где исследователь попытался воссоздать картину возникновения и трансформации сада, появления и исчезновения в нем скульптурно-декоративного убранства. Со времени создания справки прошло тридцать лет, в течение которых произошло немало новых изменений в облике парадного двора.

На рис. 1 показан план двора времени Растрелли. Архитектурно оформленный парадный двор отделен от лакейских покоев, кухни и погребов полуциркульной стеной-кулисой, декорированной спаренными колоннами и семью глубокими овальными нишами со статуями. По оси дворового фасада корпуса, параллельного Мойке, находился сильно вынесенный вперед портик, поддерживавший балкон двумя массивными столбами. Именно здесь находился тогда парадный вход во дворец.

                 

Рисунок 1. «План дому…Строганова первому етажу. Исполнил И. Волков. Нач. 1760-х (НИМ РАХ)

 

Рисунок 2. Схема, выполненная Ю.В. Трубиновым на основе чертежа «Генплан дома С.В. Строгановой». 1842 г. П. Садовников (РГИА). Номером 2 обозначен кирпичный павильон

 

Полуциркульная стена-кулиса была разобрана в конце XVIII века, когда на месте хозяйственных построек был возведен восточный флигель с Картинной галереей на втором этаже. Южный флигель был расширен за счет парадного двора для устройства в нем жилых покоев и кабинетов для молодого графа П.А. Строганова. На рубеже  XVIII – XIX веков оформлением этих интерьеров занимался А.Н. Воронихин, который перенес парадный вход во дворец из двора на Невский проспект. Таким образом, территория двора увеличилась в длину и уменьшилась в ширину: почти квадратный двор растреллиевского времени стал ближе к прямоугольнику с соотношением сторон 3:2. При этом продольные стороны не параллельны, а конфигурация осложнена уступами фасадов и появлением двухэтажной пристройки Шарлеманя в северо-западном углу двора.

На рис. 2 показана схема, выполненная на основе Генплана 1842 года, где появляется павильон, построенный архитектором П.С. Садовниковым для графини С.В. Строгановой: «Каменный, квадратный в плане, нарядный домик с башенкой, увенчанной прапорцем, был построен чуть ли не посреди двора и занимал площадь 50 кв. метров» [5, 7]. В эти же годы Садовников вновь занимается перестройкой южного флигеля, спрямляя его почти параллельно корпусу на Невский проспект.

 

Рисунок 3. Схема, выполненная Ю.В. Трубиновым на основе чертежа «Дом-музей б.Строганова. План I эт.» 1927 (ЦГАНТД)

 

Рисунок 4. Схема, выполненная Ю.В. Трубиновым на основе двух чертежей: Совмещенный план двора 1933 г., С.Л. Каллистов (ЦГАНТД) и 1937 г., Н.Д. Белоусов (ГМА им. Щусева). Номерами обозначены: 4 – гранитные сфинксы; 5 – мраморные вазы; 6 – «греческий саркофаг»; 7 – статуя Геракла; 8 – статуя Кибелы; 9 – статуя Флоры; 10 – статуя Нептуна

 

На следующем известном плане Строгановского двора, который отделен от предыдущего отрезком времени более 80 лет, впервые появляется планировка сада с фонтаном и скульптурой. Логично связать его появление со временем переноса скульптур из Строгановского сада на Черной речке, то есть с 1908 годом, когда последний владелец дворца и дачи граф С.А. Строганов подал с Санкт-Петербургскую городскую управу ходатайство о ликвидации дачи. Сад на чертеже занимает менее четверти территории двора. Он прямоуголен, с продольной осью вдоль двора, параллельно Невскому проспекту, со скошенными под 45 градусов углами по северной стороне. В центре сада – небольшой фонтан с круглой чашей. Ни на этом плане, ни на следующем, показанном на иллюстрации 4, не изображены деревья. Однако в кратком путеводителе хранитель дома-музея Т.В. Сапожникова пишет, что этот садик засажен «каштанами, между которыми белеют мраморные вазы и статуи XVIII века…» [5, с.8]. В XIX веке там же был помещен античный саркофаг, т.н. «гробница Гомера» из парка Строгановской дачи, но после смены арендатора дворца в 1929 году уникальный артефакт был перевезен в Эрмитаж. Об истории этого памятника сделано подробное исследование в книге С.О. Кузнецова [3]. Если до 1929 года в саду находились: саркофаг, статуи Геракла, Флоры и Кибелы, две мраморные вазы и два сфинкса во дворе, то на планах 1933-1937 гг. (рис. 4) остались только две вазы, два сфинкса и статуя Флоры, к которым добавилась статуя Нептуна.

          

Рисунок 5. – Схема, выполненная Ю.В. Трубиновым на основе Фиксационного чертежа 1947 г. С.С. Бронштейна (КГИОП) 

 

Рисунок 6. схема, выполненная Ю.В. Трубиновым по состоянию на октябрь 1990 г. Номерами обозначены: 4 – гранитные сфинксы; 5 – мраморные вазы; 9 – статуя Флоры; 10 – статуя Нептуна; 11 – гранитные тумбы; 12 – маскарон из известняка; 13 – шурф на месте примыкания в XVIII веке декоративной стены к северному корпусу; 14 – шурф на месте существования в XVIII веке столбов портика

 

На фиксационном чертеже сада, выполненном С.С. Бронштейном в 1947 году, показаны 13 деревьев и те же скульптуры, которые сохранились до 1990-х годов. К ним добавлены тумбы, а позже маскарон из известняка. Из всех элементов, сохранившихся во дворе, только чугунные тумбы художественного литья составляют принадлежность самого дворца Строгановых. Они представляют собой чугунные фигурные столбики с львиными масками, которые служили в XVIII веке элементами ограждения дворца, о чем говорит А. Богданов: «А сего 1760 года его сиятельство при оных палатах выклал каменный канал пред палатами своими, и на оном канале поставлены чугунные постаменты с личинами и вокруг цепями железными висящими огорожены» [7, с.35]. Их можно видеть на гравюрах Е.Т. Внукова и Г. Качалова по рисунку М. Махаева 1761 года и  М.Ф. Дамам-Демартре начала XIX века (рис. 7). В первой половине XIX века при реконструкции Невского проспекта чугунное ограждение было снято. Часть тумб использовалась в качестве отбойников на углах проездных арок, две из них оказались на территории парадного двора Строгановского дворца. Всего сохранилось шесть тумб 1760 года, которые являются «образчиком чугунного литья» Елизаветинского времени [4, с.487] и представляют огромную ценность, как памятники художественного литья середины XVIII века.

  

Рисунок 7. Вид Невского проспекта с домом Строгановых и храмом Рождества Богородицы. Гравюра М.Ф. Дамам-Демартре. Начало XIX века

 

Рисунок 8. Схема современного состояния двора Строгановского дворца. Старый периметр ограждения сада совпадает с конфигурацией временного сооружения, построенного в 1999 году, которое уже более 20 лет закрывает садовую скульптуру

 

В послевоенные годы неоднократно предпринимались попытки реконструкции и реставрации сада во дворе Строгановского дворца, но все они делались без опоры на изучение истории и остались на бумаге. В 1990-х гг. Русский музей вновь вернулся к этому вопросу. Ю.В. Трубиновым была составлена историческая справка, и на ее основе были сделаны предложения по устройству сада «на регулярной основе с учетом музеефикации археологических раскопок (контурные очертания несохранившейся стены-ограды парадного двора Растрелли, устройство приямка на месте входа в вестибюль Растрелли)» [6, с. 4]. Далее, в предложении о концепции реставрации и реконструкции сада говорится о том, что «сложившийся облик сада со всей очевидностью диссонировал с архитектурой дворца, являя собой образ запущенного, не обладающего ясной архитектурно-ландшафтной идеей «дикого сада», и что «путь консервации стихийно сложившейся объемно-пространственной композиции чреват приданием эклектичному облику сложившегося в советское время сада статуса, равного архитектуре Растрелли [6, с. 4]. Однако КГИОП не согласился с вышеизложенными предложениями, отмечая, что «возникновение сада Строгановского дворца в 1908 году было обусловлено утратой дачи и парка графа С.А. Строганова на Черной речке. Сад, устроенный как «сад-воспоминание» носил романтический и ностальгический характер и имел свой неповторимый образ, отличный от других садов, возникающих в конце XIX – начале XX вв. на месте парадных дворов...» [6, с. 1]. Далее подчеркивается, что «более, чем 90-летняя история сада Строгановского дворца представляет собой значительный культурный пласт. Согласно принципам Венецианской хартии наслоения разных эпох, привнесенных в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации» [6, с. 1].

В конце концов, территория Строгановского сада была передана в аренду ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» для создания кафе «Строгановский двор». В 1999 году было сделано обследование деревьев и получено «Экспертное заключение на предмет сохранности древесной растительности во внутреннем дворе Строгановского Двора в связи с организацией круглогодичной эксплуатации утепленного кафе с применений надувной шатровой конструкции» [8]. Из этого документа следует, что три ясеня, дуб, клен и 8 липовых деревьев находились в прекрасном состоянии; здесь же даны рекомендации, как их в этом состоянии сохранить. Но уже в 2003 году комиссия Северо-западного регионального центра по делам ГО и ЧС, опираясь на Экспертное заключение Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН № 12503/VIII. 461-623 от 29.09.03 [9],  пришла к выводу, что деревья, находящиеся на дворцовой территории Строгановского дворца, представляют серьезную угрозу здоровью и жизни посетителей и работников Строгановского дворца. Поэтому осенью 2003 года все деревья Строгановского сада были спилены.

На данный момент кафе не работает, но нелепая стеклянная постройка со сдувшимся шатром, уродующая архитектуру Растрелли, продолжает закрывать уникальную садовую скульптуру XVIII века.

 

Список литературы:
1. Архитектурно-реставрационное задание на разработку научно-проектной документации на памятнике истории и культуры Внутренний двор Строгановского дворца. КГИОП №7/2242 от 19.05.99
2. Бенуа А. Строгановский дворец и Строгановская галерея в С.-Петербурге // Художественные сокровища России.1901. №9. 
3. Кузнецов С.О. Строгановский сад. О почти исчезнувшем памятнике. – СПб.: Коло, 2012.
4. Курбатов В. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. – СПб.,1913.
5. Сад Строгановского дворца. Историческая справка. – Ленинград, 1990.
6. Письмо КГИОП № 7/5713 от 17 декабря 1999 г.
7. Титов А. Дополнение к историческому, географическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга с 1751 по 1762 год, сочиненное А. Богдановым. – М., 1903. 
8. Экспертное заключение на предмет сохранности древесной растительности во внутреннем дворе Строгановского Дворца в связи с организацией круглогодичной эксплуатации утепленного кафе с применением надувной шатровой конструкции, утвержденное директором Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН чл.-корр. РАН Л.Ю. Буданцевым от 20 октября 1999 года.
9. Экспертное заключение о состоянии древесных растений и целесообразности их дальнейшего использования во внутреннем дворе  Строгановского Дворца, утвержденное директором Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, д.б.н. проф. В.Т. Ярмишко № 12503/VIII. 461-623 от 29.09.03.