Статья:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЛЮЦЕРНЕ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Васина М.А. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЛЮЦЕРНЕ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(56). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 31-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЛЮЦЕРНЕ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Васина Мария Александровна
аспирант, ФГБОУ ВО Самарский государственный институт культуры, РФ, г. Самара

 

INTERNATIONAL MUSIC FESTIVAL IN LUCERNE AS A FORM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

 

Maria Vasina

Postgraduate student of Samara State Institute of Culture, Russia, Samara

 

Аннотация. В статье рассматривается межкультурная коммуникация в сфере искусства на примере Люцернского фестиваля академической музыки. Именно уникальная специфика фестивальной практики позволяет этой форме социокультурной деятельности быть столь востребованной. Далее автор исследует структуру Люцернского фестиваля и выявляет черты, позволяющие определить его как форму межкультурной коммуникации.

Abstract. The article deals with intercultural communication in the field of art on the example of the Lucerne Festival of Academic Music. It is the unique specificity of the festival practice that allows this form of socio-cultural activity to be so in demand. Further, the author explores the structure of the Lucerne Festival and reveals the features that make it possible to define it as a form of intercultural communication.

 

Ключевые слова: музыкальный фестиваль; межкультурная коммуникация; академическая музыка; коммуникативное пространство; международный фестиваль.

Keywords: musical festival; international communication; academy music; communicative space; international festival.

 

Фестиваль – это форма социокультурной деятельности, которая благодаря своей универсальности востребована во всех видах искусств. Со второй половины XX века волна фестивальных проектов прошла по всему миру. Это можно связать с процессом глобализации, также начавшемся в середине прошлого столетия. Глобализация значительно расширила коммуникативное пространство между разными культурами. Это позволило разным видам искусств обрести свою идентичность и самобытность, при этом одновременно взаимодействуя с другими культурами. Также достижения разных народов благодаря глобализации и фестивализации искусств стали доступны не только узкому кругу профессионалов, но и большому количеству любителей.

Г.В. Куличкина и Н.С. Мельникова определяют фестиваль как форму «глубокой рефлексии, осуществляемой субъектом через массовое межкультурное общение, которое позволяет индивидууму осознать себя как часть реального мира и достичь баланса между интеграцией и дифференциацией в обществе» [3, c. 128]. Таким образом, фестивальная практика становится средством для урегулирования, поддержания в хорошем ключе и развития межкультурных отношений. Понятие межкультурной коммуникации впервые определили в 1954 г. американские лингвисты Г. Тейгер и Э. Холл в совместной работе «Культура и коммуникация. Модель анализа». Гришаева Л.И. понимает межкультурную коммуникацию как «процесс коммуникативного взаимодействия между индивидами, являющимися носителями разных культур и имеющими свой собственный языковой код, конвенции поведения, ценностные установки, обычаи и традиции» [2, c. 296]. Безусловно, в описанном процессе каждая из культур является частью мирового культурного пространства.

Фестивальная практика за счет постоянно растущей географии и аудитории способна стать отличной площадкой для межкультурной коммуникации. Фестивальный проект способен сформировать и представить культурную идентичность, а также оказать значительную помощь в популяризации и развитии национальной музыки. По словам Гайдукевич Е. А. «фестиваль дает уникальную возможность не только присоединиться к искусству, собрать широкую аудиторию в едином культурном пространстве, но и создать условия для непосредственного участия в творческом процессе» [1, c. 70].

Отдельное место занимают фестивали академической музыки, так как музыка является универсальным языком. Это тот вид искусства, в котором отсутствуют языковые барьеры и можно говорить на самые сложные темы. Международный музыкальный фестиваль в Люцерне (один из старейших в Европе) уже несколько десятилетий освещает не только музыкальные вопросы, но и затрагивает социальные, философские или политические проблемы. На каждый год фестиваля арт-директор Михаэль Хефлигер задает определенную тему, которой подчиняется вся структура проекта. Первоначально это были тематические концерты, посвященные творчеству какой-либо страны.  Так, в 1976 г. названием фестивальной программы стала «Испания – страна музыки», а в 1982 г. – «Англия». Это были важные вехи на пути к развитой межкультурной коммуникации для фестиваля. Исполнители, а также их слушатели пытались воспроизвести, создать собственную концепцию и осмыслить произведения разных народов и культурных эпох. Безусловно, большую роль для подобного рода коммуникации играет неизменно высокий уровень исполнительского мастерства на Люцернском фестивале. Уже первым концертом в 1938 г. дирижировал Артуро Тосканини, а в дальнейшем в Люцерне побывали почти все выдающиеся музыканты своего времени.

Следующим шагом к глобализации всех процессов фестиваля стало отношение к теме как к масштабной концепции, которая влияет на все части проекта. Люцернский фестиваль представляет собой цельную систему из нескольких развитых составляющих. Это летний фестиваль симфонической музыки, фестивальная академия (курсы для молодых дирижеров, композиторов и оркестрантов), пасхальный фестиваль барочной музыки, осенний фестиваль фортепианной музыки (не проводится на регулярной основе с 2021 года), фестивальный оркестр, проект выпускников академии, цифровая платформа «Connected» (прямые трансляции, интервью и мастер-классы, а также круглогодичная информационная поддержка), проект «Друзья Люцернского фестиваля» (клуб любителей академической музыки). В качестве темы стали выбраться важные фундаментальные понятия современности и не только. Например, «Природа» (2009 г.), «ПримаДонна» (2016 г.), «Идентичность» (2017 г.), «Детство» (2018 г.), «Сила» (2019 г.), «Радость» (2020 г.) По словам Михаэля Хефлигера возникновение таких необычных концепций было связано с ростом фестиваля и необходимостью объединения всех проектов внутри него: «Нам нужна была общая нить, связывающая все воедино. Кроме того, тема должна отзываться на социальные вопросы. Она создает связь между нашим фестивалем и обществом» [5].

Темой фестиваля 2022 года стало «Разнообразие», что как нельзя лучше отображает современный мульти-культурный мир. Разнообразие в искусстве только возрастает буквально с каждым днем – это появление новых коллективов, новых авторов и их сочинений, разнообразие стилевых направлений, музыкальных форм и жанров, инструментов и приемов игры на них. Большой выбор это с одной стороны демократичность – академическая музыка становится востребованной и ближе к широким массам слушателей. А с другой стороны подобное обилие культурных продуктов требует их постоянную оценку и отбор достойных образцов. На это и направлена деятельность Люцернского фестиваля – поддержка молодых дарований, открытие новых имен для слушательской аудитории, изучение, создание и исполнение новейшей музыки в рамках работы фестивального оркестра и академии.

Тема «Разнообразие» определяет репертуарный план всего 2022 года в Люцерне. Одной из программ станет цикл концертов «Вокруг света за три концерта». В них примут участие Западно-восточный оркестр, оркестр Эльбской филармонии и оркестр Национальной академии Санта-Чечилия [6]. Однако на этом список коллективов-участников не заканчивается. В летнем фестивале предполагаются выступления Мариинского оркестра, Будапештского фестивального оркестра, камерного оркестра Малера, Хельсинского филармонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра, Филадельфийского оркестра, Венского филармонического оркестра, Кливлендского оркестра, Бамбергского симфонического оркестра, а также многих солистов и дирижеров со всех уголков земного шара. С оркестром «Чинека!» Люцерн посетит Чи-Чи Нваноку – контрабасистка нигерийского происхождения, профессор Королевской академии в Лондоне, а также «Квартет Джек» под управлением мульти-инструменталиста Тайшона Сори и многие другие музыканты, поражающие не только своим профессионализмом, но и разнообразием стилей, жанров, форм и техник современной академической музыки. Таким образом, создается среда для плодотворной межкультурной коммуникации.

Статус Люцернского фестиваля, его развитая структура, уже почти столетние традиции и организаторский опыт, привлечение меценатов и большого количества негосударственных инвесторов, огромная работа в медиа-пространстве – все это постоянно расширяет географию проекта. Благодаря работе фестиваля идет непрерывная деятельность по многим направлениям: сохранение исполнительских традиций, поддержание интереса к академической музыке (как классической, так и современной), появление новой музыки, развитие композиторских и исполнительских техник, поддержка молодых исполнителей, образовательные курсы от всемирно известных музыкантов. Все это способствует постоянно растущему полилогу разных культур. Во всем мире культура XXI века приобрела интернациональный характер и основывается на динамичных и непрерывных процессах культурного общения. Николаева Ю. В. и Боголюбова Н.М. считают, что «процессы международного культурного обмена являются основой развития цивилизации, непременным условием движения по пути к прогрессу» [4, с. 6]. Международный музыкальный фестиваль в Люцерне является одной из ведущих площадок для культурного обмена и центром развития современной академической музыки.

 

Список литературы:
1. Гайдукевич Е.А. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации современной молодежи // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1. Социально-исторические аспекты межкультурного взаимодействия / БГУ, ф-т социокультурных коммуникаций, каф. культурологии; редкол.: Э. А. Усовская (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Колорград, 2016. - С. 69-78.
2. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
3. Куличкина Г. В., Мельникова Н. С. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях полиэтничного региона // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств № 3 (43), 2015. –– С. 127-133.
4. Николаева Ю.В., Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие. – СпбКО, 2009. – 416 с.
5. Egon Zehnder  (2017), “Der Intendant eines Musikfestivals ist immer auch ein Verführer”, available at: https://www.egonzehnder.com/de/insight/interview-mit-michael-haefliger (Accessed 18 January 2022)
6. Официальный сайт Люцернского фестиваля https://www.lucernefestival.ch/en/program/summer-festival/subs/around-the-world