ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «ИЗМЕРЯЯ МИР» 2012 ГОДА
Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история культуры
LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «ИЗМЕРЯЯ МИР» 2012 ГОДА
THE CONCEPT OF SPATIAL IMAGES IN WESTERN EUROPEAN MODERN ERA CULTURE ON THE BASE OF THE 2012 MOVIE “MEASURING THE WORLD”
Olesia Sizova
4th year student (bachelor's degree), Moscow State University - MSU, Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена анализу представления пространственных образов культуры Нового времени Западной Европы на основе произведения Даниэля Кельмана «Измерение мира» и одноименного художественного фильма. Производится сравнительный анализ показанных в произведениях способов и методов познавания мира, влияние европоцентричного взгляда на формирование мироощущения, перехода от статичного и иерархичного восприятия мира к динамичному и интегрированному.
Abstract. The article presents the analysis of the representation of cultural space concept of Modern Era’s Western Europe on the basis of Daniel Kelman's novel “Measuring the World” and the feature film of the same name. The comparative analysis of the ways and methods of cognition of the world shown in the practical materials, the influence of Eurocentric view on the formation of people’s worldview, the transition from a static and hierarchical perception of the world to a dynamic and integrated one.
Ключевые слова: пространственный образ, культурное пространство, роман «Измеряя мир», Даниэль Кельман.
Keywords: spatial images, cultural space, “Measuring the World” novel, Daniel Kehlmann.
Географическое пространство наряду со временем представляет собой один из основополагающих аспектов любой мировой культуры. Его исследованию и характеристике посвящены работы таких философов, как: М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев, А.Я. Гуревича, Ю. Лотмана, Н.Я. Данилевского и других.
П.А. Флоренский, описывая культурное пространство в своих работах, отмечает, что его можно выделять в качестве явления, способного изменять пространственность, и, одновременно с этим, способного самостоятельно подвергаться влиянию действительности и влиять на человека, формирование его личности [5, с. 3-5]. Так, Н.А. Бердяев указывает как основу формирования русской культуры и русского самосознания именно географические просторы России, необъятность ее территорий [1, с. 279]. В данном исследовании мы задаемся вопросом о том, каким образом можно отследить влияние пространственных образов на западноевропейскую культуру Нового времени.
В начале 21 века немецкий писатель Даниэль Кельман решил в своей книге «Измерение мира» переосмыслить жизни и исследования Александра фон Гумбольдта и Карла Гаусса, великих ученых конца XVIII—начала XIX веков, которые полностью посвятили себя изучению окружающего их мира и измерению пространства. Несмотря на то, что книга носит название, перекликающееся с классическим трудом Александра фон Гумбольдта, она предлагает новую, довольно показательную интерпретацию методов и способов исследования мира образа в западноевропейской культуре Нового времени. В 2012 году на основе данного произведения был снят одноименный фильм, режиссер — Детлев Бук. В этой работе представлено исследование, посвященное анализу представленных в данном фильме пространственных образов.
И Карл Гаусс, и Александр фон Гумбольдт в ходе повествования отходят от европоцентрического взгляда на мир, характерный для многих научных трудов Нового времени. Вместо этого оба ученых наблюдают за окружающей их вселенной с "края мира". Однако обоими используются различные, порой диаметрально противоположные методы их познания, которые четко обозначаются при проведении сравнительного анализа.
А. Фон Гумбольдт, как ученый эпохи Просвещения, стремился к систематизации и классификации знаний о мире. Его путешествия по Южной Америке стали основой для создания "Измерения мира", которое можно рассматривать как попытку описать и упорядочить пространство, ранее воспринимаемое как хаотичное и неопределенное. «Путешествие — вершина географического самопознания» [2, с. 27]. В отличие от средневекового представления о мире как о замкнутой системе, Гумбольдт акцентирует внимание на взаимосвязях и взаимодействиях между различными частями мира. Он рассматривает пространство не как совокупность отдельных объектов, а как единую и динамичную систему, где природа, климат, растения, животные и человек находятся в тесной взаимозависимости. В ходе своих исследований Гумбольдт отходит от традиционного европоцентрического видения мира и утверждает, что Европа не является единственным центром цивилизации, поскольку все части света имеют свою уникальную ценность и значение. В рамках описываемого временного промежутка доминирующей религией в Европе было христианство, самой влиятельной и универсальной церковью — католическая. «Реальностью был христианский мир. Именно применительно к нему средневековый христианин определял и все остальное человечество, и свое место по отношению к другим» [4, с. 170]. Те территории, которые не были охвачены христианством, все равно должны были стать частью единства. Он исследует разнообразие культур и народов, демонстрируя, что каждое общество встроено в свою особую природную среду и обладает своей собственной историей и культурным своеобразием.
Рисунок 1. Александр фон Гумбольдт и его встреча с Далай-ламой. Кадр из фильма «Измеряя мир», 2012 г.
Мир Александра фон Гумбольдта является бескрайним, многогранным и разнообразным. Ученый стремится объять все и вся, увидеть, почувствовать и понять каждый крошечный уголок Земли. Он отправляется в многолетние странствия, объезжает полсвета, поднимается к небесам и опускается глубоко-глубоко в недра Земли. Представленные зрителю местности, которые посетил ученый, простираются вплоть до самого горизонта. Они огромны и бесконечны. Пространство, в котором находится исследователь, подвижно и изменчиво. Александр фон Гумбольдт представляет собой, таким образом, образцовую личность эпохи Просвещения. Через испытанное им необъятное пространство показывается и необъятность человеческих стремлений к познаниям, стремление ощутить и пережить как можно больше, прикоснуться к самой сути своего существования.
Рисунок. 2. Александр фон Гумбольдт в путешествии по Южной Америке, Амазонка. Кадр из фильма «Измеряя мир», 2012 г.
Совсем иначе измеряет мир Карл Гаусс. В продолжение всей истории он практически не покидает свой дом, дальние странствия и перемещения для него мучительны, невыносимы, а самое главное — бессмысленны. Великому математику достаточно пространства только лишь своего разума для того, чтобы вычислить расстояние как от родного города до ближайшей деревни, так и от Земли до звезд и дальних планет. В течение всего произведения мы видим персонажа сначала в крошечной классной комнате, потом в каморке под землей, в которой работает его мать, позднее — в его крошечном темном офисе, и, наконец, в его спальне, в которой ученый проводит все свое время и которая в итоге и становится свидетелем большинства его великих открытий. Пространство, в котором обитает Карл Гаусс, замкнутое, темное и уединенное, как в прямом, так и в переносном смысле. Карл ограничивает себя и в общении с окружающим его социумом, с головой уходит в исследования, настолько, что, к примеру, пропускает известие о происходящей на данный момент войне.
Рисунок 3. Школьные годы Карла Гаусса. Кадр из фильма «Измеряя мир», 2012 г.
Рисунок 4. Аудитория, в которой преподавал Карл Гаусс. Студенты увлечены военным маршем. Кадр из фильма «Измеряя мир», 2012 г.
На первый взгляд можно сказать, что в сравнении с Александром фон Гумбольдтом Карл Гаусс ограничен, лишен истинного познания и отрезан от мира. Однако он также видит безграничность и широту окружающей его вселенной. Даже несмотря на то, что он никогда не отправится самостоятельно изучать дальние горизонты и для него они существуют лишь на бумаге, для него не являются загадкой бескрайние горизонты не только Земли, но и космоса. При этом не имеет значения, каким образом оба ученых проводили свои исследования, самым главным является именно итоговый результат.
В отличие от классической географии, которая определяет пространство объективно и отстраненно, как в книге, так и в фильме фокус направлен на личное восприятие пространства его героями. Отсутствует стремление дать окончательную итоговую интерпретацию пространственного образа, скорее открывается пространство для диалога и рефлексии. Герои противопоставляют свои взгляды на мир, выявляя различия в их культурных кодах и опыте. Их субъективный опыт формирует пространственный образ, определяя не только географические границы, но и психологические и социальные барьеры. Пространство превращается в метафору памяти, где прошлое и настоящее переплетаются и взаимодействуют: «Несправедливо и странно, заметил Гаусс, быть заложником того времени, в котором поневоле родился. Прямо-таки пример жалкой случайности существования. За что, собственно, нам посылаются все эти преимущества относительно прошлого, и за что нас делают посмешищем в глазах будущего?..» [3, с. 3]. Герои путешествуют не только по географическим картам, но и по лабиринтам своей собственной памяти, вспоминая прошлые события и прожитые жизни.
Таким образом, противопоставление этих двух пространств позволяет нам увидеть образ человека Нового времени. Яркий контраст бескрайней и замкнутой физических реальностей подчеркивает неутомимое рвение к исследованию, изучению. Мироощущение человека того времени выражается символически через два противоположных пространства, в итоге подчеркивая стремление общества к познанию и пониманию окружающего мира.