Исследование и реставрация декоративных росписей Малой гостиной Строгановского дворца
Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Исследование и реставрация декоративных росписей Малой гостиной Строгановского дворца
THE STUDING AND RESTORATION OF THE DECORATIVE MURALS IN THE SMALL DRAWING ROOM OF THE STROGANOV PALACE
Tatiana Nesvetailo
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается процесс исследования и реставрации декоративных росписей плафона Малой гостиной Строгановского дворца, выполненной в начале 2000-х годов Государственным Русским музеем.
Abstract. The article discusses the process of research and restoration of decorative paintings on the ceiling of the Small drawing room of the Stroganov Palace, made in the early 2000s by State Russian Museum.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.
Малая гостиная находится в западной анфиладе Строгановского дворца, сразу за Большим залом. Этот интерьер являлся частью парадных апартаментов товарища (заместителя) Министра внутренних дел графа П.А. Строганова. Кабинет создавался в 1804-1805 гг. по проекту А.Н. Воронихина. Сохранилась не только общая планировка помещения, но и частично отделка архитектора. Перекрытие гостиной представляет собой плоский прямоугольник, обрамленный лепным декором по периметру. С четырех сторон к плафону примыкают четыре высокие падуги, поэтому все перекрытие напоминает усеченный коробовый свод.
Плафон и падуги покрыты росписью арабескового характера, фрагменты которой, выполненные на ткани и наклеенные на штукатурку, образуют распространенную в конце XVIII – начале XIX века классическую композицию. Центральное зеркало плафона оформлено двумя композициями на мифологические сюжеты и двумя клеймами с изображением богов на колесницах, расписанными под зеленую бронзу. Прямоугольник плафона по периметру окаймлен живописным полихромным фризом из завитков акантовых листьев. На падугах, в промежутках между люнетами, - клейма с танцующими фигурами, расписанными под бронзу.
Автор данной росписи неизвестен, но в этот период в аналогичной манере работали известные в Петербурге декораторы: Д. Б. Скотти, А. Виги, Д. Феррари и др. Работы, выполненные Скотти и Феррари в начале XIX века в Таврическом дворце, очень близки по характеру и композиции к росписям в Малой гостиной. Известно, что Джованни Батиста (Иван Карлович) Скотти (1776-1830) позднее сотрудничал с А.Н. Воронихиным, поэтому логично предположить, что он и является автором.
Отделка гостиной была изменена, вероятно, в 1830-е годы, поскольку декоративные фризы на южной и северной стенах связаны с помпеянской модой тех лет. Живописный пояс спиралевидных завитков, идущий по перекрытию вдоль стен, также более позднего времени. По утверждению А.Н. Бенуа реставрационные работы 1901 года «повредили» живопись. (Орнамент, по-видимому, был полностью переписан, хотя и повторял прежний). В начале 1950-х годов Малая гостиная являлась жилой квартирой. Позже этот интерьер использовался в качестве кабинета управляющего Лениградского предприятия «Эра», и здесь проводился косметический ремонт, который коснулся и живописи плафона. Состояние росписей перед последней реставрацией было следующим: на всей поверхности перекрытия было множество больших и малых трещин. И фон, и живопись были сильно загрязнены, местами имели отслоения и осыпи красочного слоя, следы протечек. В лучшей сохранности находились клейма с танцующими фигурами и многофигурными композициями, но и они были сильно загрязнены и покрыты кракелюрами. За период почти двухсотлетнего существования, роспись на плафоне и падугах неоднократно реставрировалась, фон перекрашивался. К моменту последней реставрации он был выкрашен в грязно-палевый цвет, совершенно не гармонирующий ни с росписями, ни с искусственным мрамором стен.
Рисунок 1. Вид плафона Малой гостиной до реставрации
Рисунок 2. Схема состояния живописного плафона и падуг Малой гостиной
Для определения техники исполнения, количества слоев живописи и фона проводились расчистки сухим методом с помощью скальпеля. После проведения пробных расчисток, лабораторных анализов грунта, живописного слоя и связующих был выявлен авторский слой живописи и составлена методика реставрационных работ художником-реставратором Л.А. Любимовым.
Рисунок 3. Фрагменты росписи до реставрации
Рисунок 4. Фрагменты росписи до реставрации
Перед началом реставрационных работ были удалены поздние колерные слои, а также выполнены картоны, на которых были представлены два эталона расколеровки фона. В процессе реставрации было выполнено укрепление штукатурного и красочного слоя 3-х процентным раствором осетрового клея с добавлением меда, спирта и антисептика (катамин АБ), заделаны трещины, восполнены утраты.
|
|
Рисунок 5. Фигуры героев до реставрации |
Рисунок 6. Фигуры героев после реставрации |
|
|
Рисунок 7. Фрагмент фриза западной стороны до реставрации |
Рисунок 8. После реставрации |
|
|
Рисунок 9. Фрагмент росписи плафона до реставрации |
Рисунок 10. После реставрации |
Восполнение утрат производилось в соответствии с манерой исполнения и колористическим решением сохранившихся оригинальных фрагментов с последующим утверждением комиссией КГИОП.
Реставрация росписи потолка выполнена художниками-реставраторами А.Д. Ахметовым, А.А. Груздевым, С.А. Лукьяновым под руководством Л.А. Любимова в 2001 году.