Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания. Часть 1. Фасады
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Строгановский дворец в произведениях изобразительного искусства и их роль в изучении истории строительства здания. Часть 1. Фасады
Stroganoff's Palace in the artworks and their role in the study of the construction history of the building. Part 1. Facades
Tatiana Nesvetailo
senior research fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Статья представляет собой сопоставительный анализ произведений изобразительного искусства, на которых показан общий вид Строгановского дворца в период с середины XVIII века до середины XIX века, и рассматривает роль такого рода иконографических источников для изучения истории строительства дворца.
Abstract. The article is a comparative analysis of artworks, which show a general view of the Stroganoff 's Palace from the middle of the XVIII century to the middle of the XIX century, and examines the role of such iconographic sources for studying the construction history of the palace.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov's Palace construction history.
Иконографический материал, дающий представление о том, как менялся облик дворца на протяжении его истории, чрезвычайно важен для работы над проектом воссоздания былого образа выдающегося архитектурного памятника Невского проспекта. По сравнению с историческими фотографиями, произведения изобразительного искусства не обладают абсолютной документальной точностью снимков и порой даже искажают некоторые детали, однако способны передать атмосферу ушедшей эпохи, создать выразительный художественный образ. Но в период, предшествовавший изобретению фотографии, рисунки и выполненные по ним гравюры являются единственным источником, позволяющим представить облик города XVIII – первой половины XIX века.
Именно такого рода источником является альбом, подготовленный к 50-летнему юбилею города «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов изданный трудами императорской Академии Наук и Художеств в Санкт-Петербурге» с планом и двенадцатью видами города. Он был отпечатан в мае 1753 года тиражом сто экземпляров и предназначался для подарков послам и министрам иностранных государств, для королевских библиотек и свободной продажи. Гравюры с видами Петербурга для этого издания были выполнены по рисункам Михаила Ивановича Махаева (1718-1780).
М.И. Махаев обучался перспективе у итальянского художника Джузеппе Валериани, который научил его строить изображения с помощью камеры-обскуры. Это значительно ускоряло работу, помогая быстрее сделать подготовительный набросок, но не отменяло последующей кропотливой работы. «После съемки с натуры Махаев рисовал каждый проспект по два-три раза начерно у себя в мастерской, затем наиболее удачные варианты возил на просмотр к Валериани, который вносил поправки и указывал, что требовалось доделать… На этом этапе работы в проспекты вносились придающие им динамичность и декоративность изображения судов и стаффажа. Во время работы над проспектами Махаев неоднократно ездил на Неву зарисовывать с натуры яхты, боты, баржи и другие типы судов, бороздивших невские воды» [6, с. 13-14]. Кроме этого, Махаев принимал участие и в гравировании: наносил контуры рисунка, по которому затем граверы работали резцом. Под его контролем осуществлялась и надпись на русском и французском языках. Махаев придавал большое значение этой работе: «Много ровное письмо красы делает, а худая подпись все и хорошее дурным представит» [6, с. 15].
Альбом пользовался большой популярностью, поэтому после первого тиража он печатался еще трижды. Сюжеты гравюр часто использовались для украшения мебели и росписи табакерок. Отдельные листы часто служили источниками многочисленных живописных и гравированных копий. Одним из таких листов был «Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку», выполненный по рисунку 1748 года.
Рисунок 1. «Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку». Гравюра Г. Качалова по рис. М. Махаева 1748 г.
Гравюра Г. Качалова по рисунку М. Махаева интересна тем, что на ней показана усадьба барона С.Г. Строганова на углу Мойки и Невского проспекта. На правой стороне проспекта изображены два дома, на месте которых впоследствии будет сооружен дворец. Справа – так называемые поземные палаты, предположительно возведенные по типовому проекту в 1810-1820-гг., слева - угловой дом, торцом выходящий на набережную Мойки, а главным фасадом на Невский проспект, вероятно, построенный М.Г. Земцовыми приобретенный бароном в 1842 году. В Эрмитаже находится картина неизвестного итальянского художника XVIII века «Вид Невского проспекта у Зеленого (Полицейского) моста. 1750-е гг., очевидная копия этой гравюры.
Рисунок 2. Вид Невского проспекта от Полицейского моста с домом графа Строганова». Картина неизвестного художника. 1760 (ГРМ)
После возведения Строгановского дворца появилась необходимость в исправлении известной композиции, что и было выполнено сначала в живописном изображении неизвестного художника 1760 года (ГРМ), а затем Е.Т. Внуковым в гравюре (1761) по рисунку М.И. Махаева (1760).
Рисунок 3. «Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот к востоку». Раскрашенная гравюра, исправленная Е. Внуковым по рис. М. Махаева 1760 г.
Картина из ГРМ, вероятнее всего, скопирована с эрмитажной версии с внесением корректив только в отношении вновь построенного дворца, в то время как ограждения набережной и участка перед дворцом на Невском проспекте остались прежними. Махаев же в новом рисунке не только более тщательно прорисовал детали архитектурной композиции Растрелли: это самое раннее и единственное изображение дворца, на котором можно рассмотреть скульптурное убранство фасадов, известное лишь по описаниям архитектора, но и показал, как изменилось оформление набережной и участка со стороны Невского проспекта.
Рисунок 4. «Мойка у Полицейского моста». Дж. Кваренги. 1780-е гг.
Если Махаев избрал для своих рисунков точку зрения сверху, что требовалось для широкого охвата панорамы города, то в бытовом, не парадном рисунке Дж. Кваренги предпочел вид снизу, с уровня воды. Он представляет дворец со стороны Мойки. Мы видим мост уже совершенной иной конструкции, другие и ограждения набережной.
Более свободно к документальной точности изображений относился французский художник М.Ф. Дамам-Дамартре. Художник прожил в России несколько лет, после чего вернулся в Париж в 1805 году и лишь спустя еще несколько лет в 1813 издал несколько альбомов о далекой и загадочной стране, какой воспринималась Россия в Европе. На некоторых его изображениях можно видеть серьезные архитектурные искажения, вплоть до отсутствия некоторых строений и наличия несуществующих. Что касается гравюры с видом Строгановского дворца «Вид Невского проспекта», соседние здания показаны приблизительно, а здание дворца довольно верно. На фасаде уже отсутствует скульптура, что подтверждается и другими источниками. На проспекте отсутствуют аллеи деревьев, выполнено мощение булыжником, а ограждение участка, ранее размещенное вдоль набережной, теперь установлено вдоль фасада, обращенного на Невский проспект. На другой гравюре по рисунку этого автора «Вид Мойки у Полицейского моста» отчетливо показан новый вход во дворец, который появился после перестройки дворца А.Н. Воронихиным.
Рисунок 5. «Вид Невского проспекта». Гравюра по рисунку М.Ф. Дамам-Демартре. Нач. XIX века
Интересно сравнить один и тот же фрагмент фасада, показанный на рисунках Дамам-Дамартре и раскрашенной гравюре «Полицейский мост на Невском проспекте» В. Патерсена нач. XIX века. В первом случае на втором этаже, где Парадная столовая, показаны три французских балкона. У Патерсена балконы уже другие, но отличные от тех, которые видим на гравюре «Фасад дома Строганова» А. Шелковникова 1826 года, которая представляет собой чертеж и, казалось бы, должна вызывать больше доверия. Однако, на раскрашенной литографии П. Иванова по рисунку В. Садовникова 1835 года «Строгановский дворец на панораме Невского проспекта» вновь видим французские балконы. В точности Садовникова тоже трудно усомниться, ибо он подробно изображал даже все виды дорожного покрытия и вывески, а его рисунки очень близки к чертежным принципам. Но при более пристальном взгляде обнаруживаем, что на чертеже Шелковникова отсутствует вход, уже существовавший к 1726 году, а на литографии по рисунку Садовникова вход смещен вправо – от него до угла дома всего одно окно вместо двух!
Рисунки 6, 7, 8, 9. Сравнение фрагмента фасада на гравюре Дамам-Демартре (6), гравюре Б. Патерсена (7), гравированном чертеже А.Шелковникова (8) и литографии П. Иванова по рис. В. Садовникова (9).
В итоге получается, что художественные изображения оказались точнее и правдивее чертежей. Внимательное сопоставление одного и того же фрагмента фасада на изображениях разного времени показало также изменение его деталей во времени, что подтверждается и другими источниками.