Статья:

К вопросу об истории строительства Строгановского дворца

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. К вопросу об истории строительства Строгановского дворца // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 52-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об истории строительства Строгановского дворца

Несветайло Татьяна Николаевна
ст. науч. сотр. Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

On the history of the Stroganoff Palace construction

 

Tatiana Nesvetailo

senior research fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена анализу материалов натурного обследования фасадов Строгановского дворца. В результате изучения разновременной кладки сделаны уточнения истории изменений компо­зиции фасадов, связанных с деятельностью архитекторов, принимавших участие в создании памятника.

Abstract. The article is devoted to the analysis of Stroganov Palace facades researching materials. As a result of studying the different times masonry, the history of the facades architectural composition changes, related to the activities of the architects who took part in the building, was clarified.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction history.

 

История строительства Строгановского дворца, созданного Ф.-Б. Растрелли (1700-1771) в середине XVIII века, несмотря на много­летние исследования, еще хранит немало загадок. В распоряжении исследователей, желающих вникнуть в подробности архитектурной истории дворца, - исторические чертежи, гравюры, фотографии, письменные источники, большая часть из которых опубликована в книге «Строгановский дворец. Послойная расчистка» [3], изданной в рамках программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина. Важную часть материалов для понимания логики преобразований здания составляют натурные обследования фасадов, выполненные перед их реставрацией в 2003 году. Часть материалов, приведенных в книге [3, с. 308-317], касается, главным образом, истории изменения колера фасадов. Целью данной публикации является сопоставление характеристик разновременной кладки с деятельностью того или иного архитектора для уточнения истории изменений композиции и декора фасадов.

За длительный период своего существования лицевые фасады дворца капитально не перестраивались, в целом сохранив свой первоначальный вид. Их архитектурное обновление сказалось, главным образом, в ликвидации статуй между колоннами и фигур, возлежащих на скатах фронтонов. Однако, менее заметно, но все же подвергались изменениям отдельные детали фасадов в соответствии с нуждами владельцев или изменившимися условиями эксплуатации здания. После снятия штукатурного слоя на лицевых фасадах были обнаружены изменения размеров оконных проемов и формы перемычек над окнами, заложенные оконные проемы, преобразование дверных проемов в оконные и наоборот: преобразование оконного проема в дверной. Последнее имело место на правом ризалите лицевого фасада северного корпуса: над дверной перемычкой сохранились фрагменты от срубленного сандрика, а по бокам дверного проема сохранились следы в кирпичной кладке от оконного обрамления.

 

Рисунок 1. Фасад по Невскому проспекту. Перемычка дверного проема. Фрагмент срубленного сандрика первоначального окна

 

Поскольку из других источников известно, что перенос главного входа из двора на Невский проспект был осуществлен А.Н. Воронихиным (1759-1814) в 1790-х годах, можно с точностью определить тип раствора, соответствующий этому периоду строительства. Условно назовем его «раствор охристого цвета». Он также идентичен первоначальной штукатурке на восточном дворовом фасаде, который был возведен Воронихиным.

Согласно зондажам, сделанным по окнам первого этажа [6, c. 7-9], проемы были уменьшены: заложены шестью рядами кирпичей тоже на растворе охристого цвета. То есть, одновременно с устройством А.Н. Воронихиным дверного проема из окна в 1790- гг., а не в 1840-е годы, как утверждалось ранее [2, с.33]. Кроме этого, справа на сандрике был обнаружен фрагмент штукатурного слоя охристого цвета, по которому нанесена белая известково-песчаная штукатурка, аналогичная той, которая является вторым штукатурным слоем восточного дворового фасада, т. е. соответствует периоду ремонтных работ 1840-хх гг., проводимых П.С. Садовниковым (1796-1877). Слева таких следов не обнаружено. Таким образом, Воронихин сначала устроил дверной проем по ширине окна, а затем Садовников расширил проем справа за счет подтески оконного обрамления до существующего ныне размера.

При обследовании окон второго этажа там, где Минеральный кабинет и Парадная столовая, над существующими сандриками были обнаружены следы сбитого кирпича полуциркульного сандрика, техника кладки которого аналогична кладке существующего.

 

Рисунок 2. Фасад по Невскому проспекту. Срубленный сандрик. Окно второго этажа

 

На подтесанных местах, вероятно, при устройстве более поздних проемов, сохранились фрагменты самой ранней известково-песчаной штукатурки розового цвета. Пространство между подтесанным сандриком и существующим заложено кирпичом на белом известково-песчаном растворе с мелкими серыми частицами (второй вариант штукатурки, который может быть связан со временем строительства Растрелли). После анализа существующих оконных проемов было выявлено, что эти проемы изначально были дверными и имели габариты 155х500 см, близкие к размерам центральной балконной двери на фасаде по набережной реки Мойки – там, где Большой (двусветный) зал.

Исследования не оставляют сомнений в том, что понижение уровня сандриков и изменение оформления оконных проемов проис­ходило в один строительный период, при возведении Строгановского дворца Растрелли. Но почему в ходе строительства архитектор изменил композицию фасадов?

Вероятно, Растрелли, проектируя дворец, собирался создать не один двусветный зал, существующий за портиком фасада по набережной Мойки, и даже не два – еще один за портиком фасада по Невскому проспекту, как предположил С.О. Кузнецов: «Если рассуждать логически, в центре, за аванкорпусом «обязан был существовать» Большой зал» [2, c. 42]. Обследования показывают, что все дверные проемы балконов (в том числе французских) были выше, так как над существующими сохранились сбитые сандрики и лучковые перемычки. Логично предположить, что изначально везде, где на фасады выходили дверные проемы балконов, Растрелли собирался устроить такие залы. Затем, видимо по желанию заказчика, изменил объемно-пространствен­ную композицию: переделал дверные проемы в оконные и сделал перекрытия в залах, где сейчас находятся Парадная столовая, зал Гюбера Робера и Большая гостиная.

«Возможно, предчувствуя скорую кончину, Сергей Григорьевич торопился завершить стройку. Занявшись в первую очередь апарта­ментами наследника, он отложил до времени обновление своих комнат, создание полноценных восточного и южного корпусов. В результате парадные залы переместились в изначально второстепенный западный корпус» [2, с. 43]. Исследователем выдвигаются также предположения о возможной ссоре заказчика с архитектором и о недостаточности средств для завершения строительства. Как бы то ни было, проект был изменен самим автором и это неопровержимо доказывают натурные изыскания.

Согласно описанию Строгановского дворца, сделанному Растрелли: «Оба главных фасада прекрасно отделаны на итальянский манер, с аванкорпусом посредине, куда вводят большие колонны композитного ордера. Между этими колоннами находятся 4 огромные статуи, олице­творяющие 4 части света. Наверху этого аванкорпуса расположен большой фронтонтиспис, на котором покоятся 2 большие скульптурные фигуры, а в середине – господский герб» [1, с. 58]. Из имеющейся иконографии дворца было неясно, каким образом располагались четыре большие статуи между колоннами на фасаде по Невскому проспекту. Обнаружение в процессе обследования фасадов сохранившихся фрагментов несущих конструкций под статуи, позволило понять, в каком месте они были установлены, и на основе этого сделать реконструкцию растреллиевской композиции фасада.

 

Рисунок 3. Центральная часть фасада по Невскому проспекту. Фрагмент чертежа. Главный архитектор проекта М.В. Степанов

 

По результатам обследования фасадов было предложено два варианта графической реконструкции лицевых фасадов Строгановского дворца. Первый вариант дает представление о том, какую композицию лицевых фасадов задумал Растрелли и начал осуществлять в строи­тельный сезон 1753 года. Второй вариант представляет осуществленную композицию после окончания строительства в 1754 году.

 

 

Рисунок 4, 5. Правая часть фасада по Невскому проспекту. Фрагмент чертежа. Главный архитектор проекта М.В. Степанов. 4 – существующий вариант; 5 – первоначальный вариант

 

Список литературы:
1. Батовский З. Архитектор Растрелли о своих творениях: материалы деятель-ности мастера: к 300-летию со дня рождения архитектора Ф.-Б. Растрелли / З. Батовский. - 1-е рус. изд. - СПб.: Студия Александра Зимина, 2000. - 117 с.
2. Кузнецов С.О. Строгановский дворец: архитектурная история. – СПб.: Коло, 2015. – 320 с.
3. Кузнецов С.О., Несветайло Т.Н. Строгановский дворец: послойная расчистка. История реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – М.: Эксмо, 2017. – 708 с.
4. Спецпроектреставрация. Научно-проектная документация. Научно-реставрационный отчет о натурных исследованиях фасадов Строгановского дворца. Часть 1. Лицевые фасады. Комплект АР 2. Составил М.В. Степанов. – СПб., 2002. 
5. Спецпроектреставрация. Санкт-Петербург. Строгановский дворец. Лицевой фасад по Невскому проспекту. Натурные и лабораторные исследования. Рекомендации по реставрации. Авторы: А.Е. Амосова, Т.Б. Петрова, Л.С. Харьюзов, С.А. Шадрин. – СПб., 2002.
6. Спецпроектреставрация. Научно-проектная документация. Зондажи. Комплект ОЧ8. Автор М.В. Степанов. – СПб., 2002.