Статья:

СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САДОВЫХ СКУЛЬПТУР ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА. ФЛОРА

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САДОВЫХ СКУЛЬПТУР ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА. ФЛОРА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 35-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САДОВЫХ СКУЛЬПТУР ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА. ФЛОРА

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE CURRENT LOCATION OF GARDEN SCULPTURES IN THE COURTYARD OF THE STROGANOV PALACE. FLORA

 

Nesvetailo Tatiana

Senior Research Fellow, State Russian Museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается современное расположение садовой скульптуры во дворе Строгановского дворца, а также история происхождения скульптуры Флора.

Abstract. The article examines the current location of garden sculptures in the courtyard of the Stroganov Palace, as well as the history of the existence of sculptural statues of Flora.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; парковая скульптура.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; garden sculptures.

 

Статуя Флоры Фарнезской появилась во дворе Строгановского дворца, как и другие скульптуры, в начале XX века. Подобные скульптуры вместе с Гераклом украшали ряд выдающихся архитектурных памятников Санкт-Петербурга рубежа XVIII-XIX веков: Камеронову галерею, Михайловский (Инженерный) замок, Академию Художеств. Эта пара украшала также лестницу на даче Строганова на Черной речке. Таким образом, во дворе Строгановых нашла приют одна из самых модных декоративных статуй эпохи классицизма. Сейчас пару ей составляет не Геракл, а Нептун, некогда украшавший фонтан на упомянутой даче. Статуя Флоры является одной из уменьшенных реплик знаменитой скульптуры из Национального археологического музея Неаполя, которая представляет собой  римскую копию II века нашей эры с греческого оригинала V века до нашей эры. Она поступила в музей из знаменитой коллекции антиков семьи Фарнезе, отсюда ее название. Согласно античной мифологии Флора – богиня распускающихся цветов, весны и юности. Ее культ был распространен на территории древней Италии. Однако, атрибуция скульптуры до сих пор вызывает споры: отождествление с Флорой предположительно и сделано исходя из гравированных цветов на тунике. Многие специалисты считают ее изображением Афродиты [4, с. 337] Скульптура выполнена из мрамора высотой 3,5 метра. Ее нынешний вид является результатом нескольких реставраций, в ходе которых были выполнены недостающие части: голова, часть шеи, правая рука, левое предплечье, ступни и основание [6, с. 231]. Богиня стоит, опираясь на правую ногу, согнув левую и отведя ее назад. Волнистые волосы разделены пополам и удерживаются лентой, а голова слегка повернута вправо от зрителя. Тело покрыто складками ​​туники, застегнутой на бедрах ремнем, которая обнажает правое плечо и ступню. Правая рука придерживает край туники, а левая, закутанная в плащ, держит букет цветов.

 

Рисунок 1. Флора Фарнезе. II–Ill в., римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала IV века до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей

 

Рисунок 2. Гипсовая модель Флоры 1651 года, отражающая первый вариант реставрации. Испания [5, с. 79]

 

Рисунок 3.  статуя Флоры из Строгановского сада, современная фотография

 

Эллинистическая копия Флоры была обнаружена при раскопках в Риме до 1536 года в сильно поврежденном виде. Статуя была популярна среди римлян, её копии украшали многие древнеримские дворцы и гимнастические залы. В 1550 году все еще фрагментированное произведение было описано Улиссом Альдованди (1522 – 1605). Вскоре после этого скульптура была восстановлена Гульельмо делла Порта (1515 – 1577), который добавил недостающие части. Самой проблемной частью была левая рука, положение которой не могло быть достоверно установлено, так же, как и предмет, который она могла бы держать. Реставратор вложил в ее руку венок. 

В 1777 году коллекцию Фарнезе было решено передать в Неаполитанский музей, а в 1787 Карло Альбачини (1735 – 1813) было поручено провести новую реставрацию, удалив все предыдущие поздние включения. Он сохранил положение правой руки и ступни, но заменил венок букетом, что потребовало изменения положения левой руки. В качестве головы он установил голову Юноны, но она плохо согласовывалась по стилю, поэтому он создал новую. В начале XIX века голову снова сменил Андреа Кали, добавив к волосам венок. В 1809 году Тальони создал копию древней головы Афродиты, которая вероятно сейчас и стоит [6, с. 239].

К XVII веку скульптуры Геркулеса и Флоры Фарнезских становятся очень популярны, ими украшают парки по всей Европе. Одна из таких копий была заказана Веласкесом для коллекции королей Испании. Она была сделана до реставрации Альбачини, поскольку в руке левой руки Флоры находится венок. Этот слепок дает представление о первой реставрации знаменитой скульптуры.

Итальянский скульптор Паоло Трискорни (1757 – 1833), много лет работавший в Санкт-Петербурге, создал уменьшенную реплику статуи Флоры Фарнезской. Она находилась в Таврическом дворце. В 1833 году из Таврического дворца Флору вместе со статуей Геркулеса перевезли и установили по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя на Адмиралтейском бульваре. В 1872—1874 годах перед Адмиралтейством был разбит сад, названный Александровским в честь императора Александра ΙΙ. Скульптура Флоры, очевидно, была сделана после 1787 года, так как отражает вариант второй реставрации, выполненной Карло Альбачини в этом году. В Санкт-Петербурге находятся несколько вариантов знаменитой скульптуры. Кроме скульптуры из Александровского сада, хорошо известны статуи на фасаде Академии художеств и бронзовая отливка перед Камероновой галереей в Екатерининском парке Царского села. Они различаются по размеру и иконографии. Каждая из скульптур обладает своими специфическими особенностями. Так, пропорции фигуры, положение левой руки и венок, который она держит, очень близки у реплик с фасада Академии художеств и из Камероновой галереи, что говорит о том, что образцы, на основе которых они создавались, восходят к слепку, сохранившему первый вариант реставрации неаполитанской скульптуры. Флора из Адмиралтейского сада является очень близкой по иконографии ко второму варианту реставрации римской копии, но значительно меньшей по размеру.

 

Рисунок 4. Скульптура Флоры на фасаде Академии художеств

 

Рисунок 5. Бронзовая статуя Флоры, Камеронова галерея

 

Рисунок 6. Флора. ПаолоТрискорни (1757 - 1833), уменьшенная копия статуи из Неаполитанского музея, высота 250 см, мрамор, после 1787 г., Александровский сад

 

Рисунок 7. Флора. Карло Альбачини (1735 – 1813) с античного оригинала. Италия, вт. пол. 1760-х гг., высота 120 см, мрамор, ГЭ

 

Флора из Строгановского сада отличается от перечисленных вариантов.  Она является объектом культурного наследия федерального значения, в паспорте которого написано: «Объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение: статуя (белый мрамор), изображающая стоящую женскую фигуру в хитоне и в плаще. Опирается на правую ногу, левая – отведена назад. В левой руке венок. Голова в три четверти вправо. Основание квадратное. Пьедестал прямоугольный в плане (красный гранит). Время: XVIII век. Размер: высота 250 см; основание: 90х74 см; пьедестал: 78 х 90 х 83 см.» [3, с. 3].

Строгановская Флора при совпадении размера с Адмиралтейской, отличается атрибутом: левая рука держит венок, а не фрагмент букета, как Флора Александровского сада. Если сопоставить ее композицию с другими вариантами с венком, то увидим, что положение руки, держащей венок, несколько отличается от них. Отличается расположение пальцев – явно результат не очень качественной реставрации. При реставрации скульптуры, вероятно, нужно ориентироваться на положение пальцев обеих рук бронзовой отливки Камероновой галереи. Голова скульптуры отличается от всех перечисленных образцов. По пропорциям фигуры и повороту головы она близка к уменьшенной реплике Карла Альбачини из Эмитажа.  Несомненно, Строгановская Флора представляет собой уникальный вариант знаменитой античной статуи. Автор скульптуры неизвестен. Предположительно итальянский мастер XVIII века.

 

Список литературы:
1. Кузнецов С.О. Строгановский сад. О почти исчезнувшем памятнике.  СПб.: Коло, 2012.
2. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Составители: Е.В. Плюхин, А.Г. Раскин . Л., Искусство, ЛО, 1991.
3. Паспорт объекта культурного наследия № 1781710553260056 «Статуя Флора Фарнезская». Спб, 2021.
4. Stefano De Caro. The National Archeological Museum of Naples. — Napoli: Electa Napoli. 2001. - P. 337.
5. Heras Casas, Carmen, "Modelos en yeso de esculturas antiguas que Velázquez trajo de Italia en 1651", Academia. Boletín de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, 88, 1999, 77-100.
6. Prisca, Gabriella. Restauración de Hércules y Flora Farnese. En: Nogue, H. Maria Luzon (ed.). Velázquez. Esculturas para el Alcázar. Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, 2007, págs. 225-241.