Статья:

Основные аспекты охраны историко-культурного наследия Шымкентской агломерации

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Мусабаев Т.Т., Иманжанова К.К. Основные аспекты охраны историко-культурного наследия Шымкентской агломерации // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 4-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные аспекты охраны историко-культурного наследия Шымкентской агломерации

Мусабаев Турлыбек Туркпенович
Генеральный директор РГП «Госградкадастр», д-р техн. наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, академик НИА РК, Почетный строитель, Почетный архитектор и Заслуженный работник науки Казахстана, Республика Казахстан, г. Астана
Иманжанова Кулизат Каргабаевна
Ведущий специалист Отдела экологии и чрезвычайных ситуаций Управления территориального планирования РГП «Госградкадастр», Республика Казахстан, г. Астана

 

The main aspects of the protection of historical and cultural heritage of the Shymkent agglomeration

 

Turlybek Mussabayev

General Director of the Republic State Enterprise «Republic center of State Urban Planning and Cadastre», Doctor of technique sciences, Professor of the L.N. Gumilev Eurasian National University, Academician of the National Academy of Engineering of the Republic of Kazakhstan, the Honorable Builder, the Honoured Worker of Science of the Republic of Kazakhstan, Kazakhstan, Astana

Kulizat Imanzhanova

Leading Specialist, Department of Ecology and Emergencies, Department of Territorial Planning, RSE Gosgradkadastr, Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты охраны памятников историко-культурного наследия Шымкентской агломерации, учитываемые при разработке градостроительного документа – Межрегиональная схема территориального развития Шымкентской агломерации.

Abstract. The article reviews the major aspects of protection of monuments of historical and cultural heritage of Shymkent agglomeration, which are taken into account in development of urban planning document – Interregional scheme for the territorial development of Shymkent agglomeration.

 

Ключевые слова: Шымкентская агломерация, памятники между­народного и республиканского значения, зодчество, мавзолеи, курганы, древнее городище, архитектурный комплекс, некрополь.

Keywords: Shymkent agglomeration, monuments of international and republican significance, architecture, mausoleums, burial mounds, ancient settlement, architectural complex, necropolis.

 

На территории Шымкентской агломерации сосредоточено огромное количество памятников истории, архитектуры, значительная и уникальнейшая часть культурного достояния страны, неповторимые явления самобытной культуры края. Южный Казахстан с древнейших времен был местом поселения людей и ареной многих важных истори­ческих событий. Предки современных казахов, издревле занимаясь в этом районе земледелием и скотоводством, оставили потомкам великолепные памятники о себе: как они жили, любили, творили. Об этом свидетельствуют следы древних поселений, наскальные изображения, могильники, остатки ирригационных сооружений, многочисленные городища, поселения и архитектурные памятники [1].

В связи с принятием населением мусульманской религии появляется мусульманское культовое зодчество: мечети, медресе, ханака, мавзолеи. С этим периодом связано строительство своеобразных подземных построек, предназначенные для молитв и постов – гары, чилляхана, хильветы. Мавзолеи возводились над погребениями правителей и видных шейхов и представляли собой архитектурные монументы, основной композиционный тип которых – однокупольная центрическая или портальная усыпальница – сохранился вплоть до ХIХ-ХХ вв. Это мавзолеи Карашаша-ана и другие в селе Сайрам, Исхак-ата в селе Турбат. Объемная композиция мавзолеев и применение неполивной резной терракоты в декоре сформировалась еще в домонгольскую эпоху. Расцвет культового зодчества относится к периоду правления тимуридов (XIII-XV вв.). В работе исследовано современное состояние объектов историко-культурного наследия Шымкентской агломерации. Выявлены памятники, которые подвергаются разрушению, уничтоже­нию, приняты меры обеспечения их сохранности [2].

На исследуемой террритории расположены 10 объектов республи­канского значения, памятники международного значения отсутствуют. Основные памятники советского времени сосредоточены в городах Шымкент, Ленгер [3]. Они представляют принципиально новую по типологии архитектуру, значительным сооружением 1930-1950-х годов является Дом учителя в г. Арысь. На территории агломерации имеется несколько памятных мест, связанных с освободительной борьбой казахского народа против иноземных поработителей. Одно из них – холм Ордабасы, находящийся западнее города Шымкента. Именно там, не ранее 1728 года съехались ханы, султаны и бии трех казахских жузов для организации отпора джунгарским завоевателям. Холм Ордабасы, как символ единства казахского народа, по праву считается одним из важных памятников его истории. В городе Шымкенте находят случайно предметы сакского оружия. Курганы – немые свидетели славных саков ждут своих первооткрывателей.

Гора Казыгурт – горный кряж, протянувшийся примерно на 20 км с востока на запад входит в карту сакральных мест Казахстана. Находится в 40 км от города Шымкент в долине Таласского Алатау (западный хребет Тянь-Шанских гор, высшая точка − 1768 метров). На кряже находятся святые места для мусульман, куда ежегодно съезжаются паломники. С юга, у подножия главной вершины, находится святое место Акбура (Белый верблюд), паломничают в основном женщины, которые не могут родить. На этом месте в 1991 году был сооружен мавзолей. Также одной из достопримечательностей Казыгурта является крест, сложенный из камней, длиной 32 метра, шириной 4 метра, находящийся в двойном каменном круге [4].

В современных условиях хозяйственного освоения земель гибнут десятки памятников историко-культурного наследия, это городища, поселения, курганы, которые являются бесценными свидетелями прошлого, уникальные и высокоинформативные источники по древней истории нашей страны. Главной причиной разрушения и уничтожения памятников археологии чаще всего является несогласованность проектных и предпроектных изыскательских работ. Ввиду этого важным шагом в деле обеспечения сохранения памятников является выявление их на стадии проектирования, еще до отвода земель под строительство. Для этого необходимо включение в задание на проекти­рование и иные нормативные документы, проведение изыскательских работ по выявлению объектов историко-культурного наследия и полу­чения заключения уполномоченного органа по охране памятников, как этого требует Законодательство. В целях обеспечения сохранности архитектурного наследия предусмотрены зоны охраны, обеспечивающие физическую сохранность памятников и ценной архитектурно-планировочной среды, исторически связанной с памятниками.

На территории современного города Шымкент в южной части возле автовокзала на возвышенности междуречья рек Бадам и Кошкарата находится памятник местного значения древнее городище Шымкент (первые века н.э. – ХIХ в.). В настоящее время на территории городища расположена существующая жилая застройка, магазины строительных материалов.

В письменных источниках впервые упоминается в ХV веке, название населенного пункта «Чимкент» встречается в сочинении Шараф ад-дина Али Йе(а)зди «Зафар-наме» (1425 г.); Чимкент как селение около Сайрама упомянут в описании событий 1366 года, связанных с походами Тимура.

Современное городище в целом сохраняет топографию средневековой крепости, южная часть, разрушенная при строительстве автовокзала, где были главные ворота, более пологая. Благодаря исто­рикам и археологам определены точные координаты центра древнего города. Чимкент расположен на 42°18′24″ с.ш. и 69°35′40″ в.д. Высота цитадели над уровнем моря 537 метров, это высшая точка города. На городище обнаружен редкий тип отопительных систем. В интерьере жилых помещений отопительные очаги-тандыры не имели ни топочных отверстий, ни дымоходов. Это очень редкий тип отопительных систем для позднесредневековых городов Южного Казахстана. Все городище пронизано трубами канализации.

В 2014 году подписана резолюция о возрасте Шымкента. В ней ученые выразили единодушное согласие с тем, что Шымкенту 2200 лет. Чтобы весь мир официально признал дату рождения Шымкента, казахстанским ученым необходимо пройти ряд процедур. Если национальная комиссия подаст заявку, касающуюся возраста города, то на генеральной конференции ЮНЕСКО ее рассмотрят и вынесут решение» [5].

Городище Шымкент дает уникальную возможность создания музейного комплекса под открытым небом с целью сохранения и выявления историко-культурной ценности памятника, пропаганды историко-культурного наследия края и популяризации исторических знаний.

Археологический памятник «Ханский курган», которому по предварительным оценкам около 2 тысяч лет, расположенный на перекрестке улиц Д. Кунаева и Т. Рыскулова в центре города Шымкент, находится под угрозой исчезновения из-за проведения строительных работ. Объект состоит в списке памятников местного значения. Необхо­димо разработать охранную зону объекта, зону регулируемой застройки, зону исторического ландшафта.

В селе Кошкар-ата Байдибекского района на территоррии охранной зоны археологического памятника местного значения «населенный пункт Кошкар ата» построен медицинский пункт. Необходимо произвести исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия в соответствии со ст. 39 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» [6].

Стоянка Карасу – памятник республиканского значения

Находится в 2-х км к северо-западу от села Кайнарбулак, на 3-й над­пойменной террасе правого берега реки Арыстанды. Обнаружена Х.А. Алпысбаевым в 1958 году. За годы исследования (1959-32 годы) Х.А. Алпысбаевым, а затем Ж.К. Таймагамбетовым (1983 г.) выявлено большое количество каменных изделий палеолитического облика. Стоянка содержит 5 культурных слоев, которые располагаются в гори­зонтальных плоскостях и на разных уровнях от современной поверхности террасы.

Основная часть остеологического материала состоит (за исклю­чением нескольких отдельных фрагментов) из мелких обломков костей (чаще всего трубчатых) животных. В слоях обнаружены челюсти лошади, бизона, рога сайгака и благородного оленя. Наличие костных остатков лошади и сайгака – свидетельство степного характера ландшафта.

Архитектурный комплекс Аппак Ишана – памятник XIX века (мечеть, медресе, дарсхана) расположен на западной окраине села Шаян, на возвышенности. Ранее стоял обособленно, ныне находиться в зоне плотной жилой застройки. Состоит из трех построек: Медресе, мечет и дарсханы, размешенных на одной линии и обращенных главными фасадами в сторонах села. Стоявший здания мечети минарет не сохранился. Планировочная и объемная композиция комплекса в целом прямых аналоги в расматриваемым регионе не имеет, однако отдельный его компоненты – медресе, мечеть – построенный в русле традиционных на юге Казахстана типологических схем. Сложен из жженного кирпича европейского образца. Архитектурная выразитель­ность достигнуто многократным использованием типового арочно-купольного элемента в перекрытии, убранством интерьеров, членением фасадов лопатками-пилястрами, кирпичной фактурой стен с использо­ванием в подкупольных полосах фигурной кладки «кирпича на угол». На комплексе проведены мероприятия по его сохранению и реставрации.

Архитектурный комплекс Исмаил-ата – памятник XI−XIX веков расположен в центре села Турбат Казыгуртского района, примыкает с севера к его главной улице. Включает в себя мечеть и группу мазаров, веерообразно размещенных по периметру небольшого двора, (мавзолей Исмаил-ата, средние века; мавзолей Жабраила XIX век; мавзолей Кошкар-ата, средние века; мечеть, позднее средневековье; чилляхана, средние века, ворота, XIX век). Вокруг этих построек сло­жилось кладбище, действующее и сегодня, перед мечетью организован сад с цветами, фруктовыми деревьями и виноградником. Территория комплекса некогда была огорожена. От ограды сейчас остались входные ворота, также представляющие собой архитектурный памятник. Сооружения в аварийном состоянии: обрушился северо-восточной угол мечети; часть мазаров совершенно разрушились основания стен. В настоящее время осуществляется мероприятия по сохранению чилляхана, ведутся работы поукреплению мазара Исмаила-ата.

Практически у каждого народа есть места, ставшие священными в силу определенных исторических причин. Это или поля крово­пролитных сражений, в которых решалась судьба нации, или места где принимались судьбоносные решения влияющее на настоящее и будущее. Для казахского народа одним из таких священных мест является – Ордабасы, расположенный на левой надпойменной террасе реки Бадам в 40 км к западу от Шымкента в Ордабасинском районе, общая площадь которого составляет 1134 га.

На основе некрополя «Ордабасы», а также комплексных и единич­ных археологических, архитектурных памятников местности Ордабасы был создан историко-культурный заповедник. На территории заповедника-музея находится 17 объектов под открытым небом: из них 8 памятников археологии, 2 монументальных памятника, 7 памятников архитектуры и градостроительства.

Ученые-историки, проводившие здесь исследования, обнаружили наскальные рисунки и комплекс древних курганов, все эти объекты также вошли в заповедник. Из 8 памятников археологии исследованы 5 сакских курганов, относящихся к V веку до.н. э. - VI век н. э., неисследованных 2 сакских кургана и более). По непроверенным данным на территории некрополя имеется одно древнее поселение, около 300 могильников, точное количество не определено.

Необходимо провести научно-исследовательские работы по опре­делению точного количество сакских курганов, древнего поселения, могильников, расположенных на территории заповедника.

Необходимо разработать новые охранные зоны историко-культурных памятников, расположенных на территории РГУ «Нацио­нальный историко-культурный заповедник Ордабасы» в Ордабасинском районе .

Также необходимо определить охранные зоны 4 памятников, расположенных на территории Шымкентской агломерации в Ордабасинском районе, предлагаемых к внесению в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и создать систему менеджмента по их использованию: древние населенные пункты Жуантобе, Караспантобе, Култобе, могильник Борижары.

На территории Сайрамского района сосредоточено множество памятников культуры и архитектуры, 7 из них в селе Сайрам имеют статус республиканского значения [7].

В 2010 году РГП «Казреставрация» Комитета по культуре МК РК был выполнен проект «Определение границ территории села Сайрам и зон охраны объектов культурного и смешанного наследия, вклю­ченных в предварительный список ЮНЕСКО, это Сайрамское городище с прилегающей территорией, X-XIX вв.». Целью проекта явилось опре­деление границ зон охран, режимов их содержания для сохранения культурного и природного ландшафта средневекового городища Сайрам и его памятников истории и культуры, а также зон охран археологичес­ких памятников, находящихся на территории города и на прилегающих территориях к городу, имеющего особое значение для национальной истории и культуры [8].

Городище Сайрам (Испиджаб, Исфиджаб), 6-18 вв. археол., ист.)

Расположен на территории села Сайрам, на правом берегу р. Сайрамсу, в пойме. Обследовано В.В. Бартольдом (11893-94 гг.), П.П. Ивановым (1923-26 гг.), М.Е. Массоным (1925 г.), Г.И. Пацевичем (1940 г.), Южно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством А.Н. Бернштама (1947-51 гг.). Охранные археологические работы на городище осуществлялись археологическим отрядом Чимкентского пединститута в 1979 году.

Городище Сайрам многими учеными отождествляется с древним городом Испиджабом. Его развитие и формирование было обусловлено не только удобным экономико-географическим положением: Испиджаб являлся торгово-ремесленным центром на караванном пути из Шаша в Чимкент и форпостом распространения ислама в прилегающих степных районах. В письменных источниках Сайрам известен уже в начале ХII века. В качестве крупного политического, экономического и стратегического центра одноименного округа фигурирует в много­численных арабских, тюркских и китайских источниках, в которых сообщаются сведения самого различного характера (местонахождение, размеры, характер застройки, общественные здания, фортификация население, хозяйство, городская округа, политический статус и т. д.). В эпоху развитого средневековья в Х – начале ХШ в. Испиджаб (Сайрам) становится крупнейшим городом на юге Казахстана. К округу Испиджаб приписывались сырдарьинские города Кедер, Сыгнак, Сауран и Янгикент, расположенные на северных склонах Каратау города Баладж и Берукей, семиреченские города Тараз, Кулан, Мирки, Суяб. Об Испиджабе писали ал-Якуби (IХ в.), ибн Хаукаль (Х в.). ал-Максиди (Х в.), Рашид-ад-дин (ХШ в.). В 839-40 годах Испиджаб был взят Нух ибн Асадом (ал-Белазури).

Мавзолей Абдель Азиз-баб

Памятник середины XIX века расположен в центре старого кладбища, сформировавшегося в северной части с. Сайрам (Каратауский район г. Шымкента), среди жилой застройки, близ одной из основных старых улиц. Мавзолей стоит на месте не сохранившейся культовой постройки (ок. –XVI-XVII вв.). Современное здание памятника относится к середине XIX века. Представляют собой тип традиционной портально-купольной постройки, сложившейся в культувом средневековом зод­честве на территории Южного Казахстана.

Мавзолей Ибрагим-ата

На окраине северо-западой части с. Сайрам в Каратауском районе г. Шымкента, на высоком холме, у дороги в с. Белое воды. Мавзолей построен предположительно до XVI-XVII веков. Над погребением местного шейха, по преданию – отца Ахмеда Ясави. Является одним из наиболее ранних сохранившихся памятников купольных мавзолеев средневекового зодчества.

Мавзолей Ходжи Талига (Ходжа Салих)

Памятник XIX века расположен в центре с. Сайрам (Каратауский район г. Шымкента), в 300 м восточнее пересечения основных улиц – Амир Темура и Ю. Сарями. Окружен жилой застройкой. По преданию, сооружен над погребением местного шейха. В XVII-XVIII веках был сооружен мазар, здание которого неоднократно перестраивалось. Парапет на кровле утрачен. Современное здание относится, видимо, ко 2-й половине ХІХ века, сложено из жженого кирпича различных размеров – 350х170х150 мм; 160х340х50 мм; 230х230х40 мм.

Мавзолей Мирали-баба расположен в с. Сайрам в Каратауском районе г. Шымкента, на старом кладбище, в 250 м к западу от пере­сечения 2-х основных улиц – Амир Темура и Ю. Сарями. По древнему преданию, мавзолей стоит на месте не сохранившегося мазара, возведен­ного в XV-XVI веках над погребением святого, жившего в ХІ-ХІІ вв.

Мавзолей Карашаш-ана расположен в центре села, вблизи пере­сечения 2-х основных улиц – Амир Темура и Ю. Сарями, на территории старого кладбища; рельеф участка с некоторым понижением к западу. Сооружен над погребением, по легенде, матери Ахмеда Ясави.

Минарет Хызра-Пайгамбара, ХVIII−XIХ века в центре села, в 200 м юго-восточнее пересечения основных улиц – Амир Темура и Ю. Сарями. Ранее входил в несохранившийся комплекс мечети Хызр, состоит на свободной от застройки территории, окруженный крупномерными деревьями.

Для сохранения и популяризации культурного наследия Шымкентской агломерации необходимо проведение мероприятий, таких как:

· установление охранных досок для памятников всех категорий;

· обеспечение установление монументных памятников и мемори­альных досок на территории области в соответствии с требованиями закона;

· проведение научно-исследовательских и реставрационных работ на исторические и культурные памятники местного значения;

· определение охранных зон исторических и культурных памятников;

· проведение исследовательских работ по выявлению объектов историко-культурного наследия до отвода земельных участков при освоении территорий;

· создание специальной региональной программы в целях сохранения историко-культурных памятников и их пропаганды на должном уровне;

· издание сборника историко-культурных памятников Южно-Казахстанской области, в том числе и памятников, расположенных на территории агломерации (или по отдельному району, городу).

· перенос магазинов строительных материалов вокруг Шымкентского городка и разработка охранной зоны памятника;

· создание Шымкентского городка как музея под открытым небом;

· уточнение количествы историко-культурных объектов на территории города Шымкент, в связи с присоединением в город Шымкент 40 населенных пунктов, сел из Ордабасинского, Сайрамского и Толебийского районов;

· приостановление строительных работ и разработка охранной зоны археологического памятника местного значения «Ханский курган», расположенного на пересечении улиц Д. Кунаева и Т. Рыскулова в городе Шымкент;

· проведение научно-исследовательских работ по определению точного количества сакских курганов, древнего поселения, могильников и разработать охранные зоны объектов, расположенных на территории РГУ «Национальный историко-культурный заповедник Ордабасы» в Ордабасинском районе;

· определение охранных зон, предлагаемых к внесению в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО четырех древних населенных пунктов, расположенных на территории Шымкентской агломерации в Ордабасинском районе (Жуантобе, Караспантобе, Култобе, могильник Борижары) и создание системы менеджмента по их использованию.

 

Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
2. Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия»;
3. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 119 «Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения».
4. Официальный сайт акимата Южно-Казахстанской области http://ru.ontustik.gov.kz.
5. Данные акимата Южно-Казахстанской области.
6. Хашимов М. Религиозные и духовные памятники Центральной Азии. Издательство «Сага», Алматы, 2001.
7. «Древний Казахстан». Арии, саки, гунны, тюрки. Алматы, 2007.
8. Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казахстан», 1997.