Статья:

Проект воссоздания алхимической печи в Физическом кабинете Строгановского дворца

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. Проект воссоздания алхимической печи в Физическом кабинете Строгановского дворца // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 16-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проект воссоздания алхимической печи в Физическом кабинете Строгановского дворца

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

The Project to recreate the alchemical furnace in the Physics study room of the Stroganov Palace

 

Tatiana Nesvetailo

senior research fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению источников, которые послужили основой для разработки проекта воссоздания алхимической печи в Физическом кабинете Строгановского дворца. В статье приведены чертежи проекта, которые публикуются впервые.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the sources that served as the basis for the development of the project for recreating the alchemical furnace in the Physics study room of the Stroganov Palace. The article contains the drawings of the project, which are published for the first time.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace restoration history.

 

Реставрация парадных интерьеров Строгановского дворца практически завершилась в 2014 году. Однако до сих пор закрыты для посетителей два последних зала восточной анфилады – Библиотека и Физический кабинет, поскольку не поставлены последние точки в их реставрации. В Библиотеке не выполнены расчистки обнаруженной в процессе реставрационных работ росписи плафона и сводов, а в Физическом кабинете необходимо воссоздать алхимическую печь, проект которой давно готов. Именно о нем и пойдет здесь речь.

Физический кабинет замыкает восточную анфиладу Строгановского дворца. Его исключительное значение подчеркнуто необычным входом со стороны Библиотеки: проем оформлен в виде египетского портала.

 

Рисунок 1. Вход в Физический кабинет со стороны Библиотеки c фрагментом барельефа до реставрации. 2000-е гг.

 

Египетские мотивы в европейской культуре широко распространились после военной экспедиции Наполеона в 1798-1799 гг., хотя так называемый неоегипетский стиль возник раньше и связан с находками в начале XVIII века на территории Италии поздних египетских или псевдоегипетских римских памятников. В ряде дворцов и вилл Италии создавались комнаты в египетском вкусе. Наиболее значимым источником египетских мотивов для искусства конца XVIII - начала XIX века является собрание гравюр Джамбатиста Пиранези «Различные виды украшения каминов и других частей домов, взятые из Египетской и Тосканской архитектуры», изданное в 1769 году. Гравюры Пиранези были выполнены на основе изучения коллекций кардиналов Альбани, Борджиа и Бембо, собрания египетского кабинета Капитолийского музея, а также собственных раскопок на вилле Адриана.

Сюжет барельефа на балке, опирающейся на колонны с лотосовидными капителями – т.н. «крылатый солнечный диск» – символ Гора Бехдетского, сына верховного бога солнца Ра в египетской мифологии. Подобное архитектурное решение входа – не просто дань моде на египетскую символику. Именно такие изображения имели место при входах в древнеегипетские храмы. Если бог Ра олицетворял поток энергии, направленный вовне, то Гор – энергию внутреннего преобразования.

Именно на внутреннее преобразование была направлена деятельность «великого алхимика», как называл графа Александра Сергеевича Строганова Г.Р.Державин в «Объяснениях» к своей оде «На счастье» (1789). Граф возглавлял комиссию по строительству Казанского собора. Именно в этом кабинете проходили ее собрания. В состав комиссии входило семь человек, среди которых были видные масоны: вице-президент Академии художеств П.П. Чекалевский (1751-1817) и конференц-секретарь А.Ф. Лабзин (1766-1825). В восточной стене в то время было венецианское окно (показано на плане и обнаружено при расчистках), через которое можно было наблюдать за постройкой собора, ведь застройка Невского проспекта была в то время ниже, чем теперь. Аналогичное окно было и на противоположной стене, откуда был виден сад. В диалоге мира природы и мира, сотворенного руками человека, можно видеть отражение ключевого принципа кунсткамеры, изложенного Ф.Бэконом (1561-1626) [Фрэнсис Бэкон – английский философ, историк, политик, автор ряда трудов, среди которых «Новая атлантида», в которой изложены принципы создания кунсткамеры], с трудами которого граф был, безусловно, знаком.

Точных сведений о проводимых опытах с алхимической печью- атанором, к сожалению, нет. После смерти графа А. С. Строганова печь была разобрана, а Физический кабинет превращен в библиотеку графини Софьи Владимировны Строгановой, которая вместе с библиотекой графа составила единое целое.

Сохранились чертежи А.Н. Воронихина переделки Столовой и Буфетной Строгановского дворца в Библиотеку и Физический кабинет, на которых показана алхимическая печь в двух проекциях.

 

Рисунок 2. А. Н. Воронихин. Проект переделки Столовой и Буфетной под Библиотеку и Физический кабинет. Разрез оси север-юг. 1796 г. Фрагмент. Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. Р – 1 – 70.

 

Подтверждением тому, что проект был осуществлен, является наличие печи на фиксационном плане и ее описание в литературных источниках: «Там над химическим жерлом / Нависли аспидные свесы, / Их держат бронзовые мумьи / На твердых головах своих./ Поодаль – нужные орудья / К исследованию природы…» [Фрагмент стихотворения А. А. Писарева «Храм изящного, или славная картинная галерея графа Александра Сергеевича Строганова в Санкт-Петербурге». Цит. по: Журнал для пользы и удовольствия. 1805 г. №8. С. 114]. О печи упоминает также Г. Реймерс (перевод Ю.В. Трубинова): «В центре последней комнаты сооружена печь, предназначенная для химических опытов и украшенная некими египетскими фигурами, а вдоль стен стоят шкафы, в которых хранятся почитаемые в северной России разные примечательные русские и, в особенности, греческие и римские древности» [4, c. 350]

 

Рисунок 3. Мастерская А.Н. Воронихина. Обмерный чертеж второго этажа. Копия Ю.В. Трубинова. Между 1796 и 1811 гг. РГАДА. Инв. Ф. 1278. Оп. 4. Д. 1001. Л.54.

 

На основании имеющихся источников художником И. В. Несветайло была выполнена акварель, реконструирующая вид Физического кабинета с печью.

 

Рисунок 4. И.В. Несветайло. Реконструкция интерьера Физического кабинета Строгановского дворца. Бум., акв., 2002, собрание П. Родзянко, США

 

Согласно Плановому заданию на воссоздание печи в Физическом кабинете Строгановского дворца, составленному заведующим сектором изучения истории памятника Строгановский дворец С.О. Кузнецовым: «Печь восстанавливается в соответствии с проектом А. Воронихина из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Габариты печи исчисляются по указанному проекту. Фигуры восьми египетских статуй создаются из гипса по образцу аналогичных, находящихся в Египетском вестибюле Павловского дворца. Они красятся под бронзу. Шатер создается из гипса. Основное его поле черного цвета (на основании стихотворного описания А.А. Писарева 1805 г.) При его воссоздании используется блок, найденный в процессе исследования дворца и находящийся в составе Археологической коллекции Строгановского дворца. Судя по проекту Воронихина, с каждой из четырех сторон печи укладывалось по шесть таких блоков. Четыре вазы воссоздаются из керамики» [Плановое задание на воссоздание печи в Физическом кабинете Строгановского дворца от 4.02.2003 г.]

 

Рисунок 5. Блок с псевдоегипетскими иероглифами, обнаруженный при обследовании перекрытия Физического кабинета

 

На основании имеющихся материалов и проектного задания главный архитектор проекта института Ленпроектреставрация С.В. Титова разработала проект воссоздания алхимической печи.

              

 

Рисунки 6, 7. Вид алхимической печи сбоку и сверху

 

В процессе проведения реставрационных работ была выполнена полная разборка пола, исторические несущие балки дополнены новыми балками для усиления несущей способности перекрытия, которому предстоит выдержать немалый вес атанора.

 

Рисунок 8. Вид Физического кабинета после реставрации

 

Список литературы:
1. Кузнецов С.О. Строгановский дворец: архитектурная история. – СПб.: Коло, 2015. – 320с.
2. Кузнецов С.О., Несветайло Т.Н. Строгановский дворец: послойная рас-чистка. История реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – М.: Эксмо, 2017. – 708с.
3. Ленпроектреставрация. Научно-проектная документация. Воссоздание алхимической печи Физического кабинета. Рабочие чертежи. ГАП С.В. Титова. – СПб., 2008. 
4. Reimers H., von. St. Petersburgam Endeseinesersten Jahrhunderts. SPbund Penig, 1805. T. II.